Методическая разработка Читаем все вместе Повесть о настоящем человеке Б.Полевого.
Дериглазова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 34» г. Ижевска
Методическая разработка
Читаем все вместе
«Повесть о настоящем человеке»
Б.Н. Полевого
для 5-11 классов
Пояснительная записка
В современном российском информационном обществе под влиянием медиакультуры изменился статус чтения, по мнению социолога детского чтения В.П.Чудиновой, происходит смена модели чтения [2]. Россия, самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к этому базовому компоненту образования и развития культуры. Уходят в прошлое семейное чтение, внеклассное чтение. Перед учителем стоит важная задача: сформировать у учащихся потребность в систематическом осмысленном чтении как средстве познания мира. На протяжении всех лет школьного обучения на всех предметах, согласно ФГОС, будет осуществляться работа по формированию и развитию читательской компетенции [1].
В рамках Года литературы в Российской Федерации и к юбилейному празднованию Дня Победы над фашисткой Германией мною разработано и проведено мероприятие «Читаем все вместе «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого. В образовательные программы по литературе произведение Б.Полевого не включено, но администрация школы и педагоги поддержали мою инициативу и провели обсуждение на уроках. Актуальность данной работы заключается в том, что «Повесть о настоящем человеке» сплотила коллектив, дети читали с интересом, обсуждали, вели диалог, применяли знания текса на всех уроках. Произведение Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» учит детей быть мужественными; не сдаваться в трудную минуту; иметь цель в жизни и стремиться к ней; помогать людям, оказавшимся в трудной ситуации; сохранить память о героях истории нашего Отечества.
Данная методическая разработка помогает формировать читательскую грамотность на уроках на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
Материал может быть использован в урочной и внеурочной деятельности. Для учителей – предметников разработаны вопросы и задания. Результаты деятельности обучающихся вносят в лист оценки.
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- адекватное восприятие прочитанного произведения;
- знание текста;
- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).
Метапредметные результаты:
- овладение различными типами пересказа;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- умение формулировать доказательные выводы;
- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
Личностные результаты:
- формирование читательского мастерства:
- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- формирование собственного мнения;
Цель: формирование и развитие читательской компетентности у обучающихся через метапредметную связь.
Задачи:
- создать социокультурное пространство чтения, которое объединит обучающихся, их родителей, педагогов как активно взаимодействующих и заинтересованных участников обучения;
- развивать осмысленное чтение;
- научиться вести диалог;
- развивать творческий потенциал через написание эссе, отзыва, создания иллюстраций к страницам прочитанной повести.
Участники:
-обучающиеся 5-11 классов;
- учителя;
- родители.
Сроки подготовки и проведения:
1этап - чтение «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого.
2 этап - обсуждение прочитанной повести на уроках.
3 этап - просмотр и обсуждение художественного фильма "Повесть о настоящем человеке" (режиссер Александр Столпер) или его фрагментов) на классных часах.
4 этап – написание эссе, отзыва, создание иллюстраций к страницам прочитанной повести. Оформление выставки.
5 этап – подведение итогов. Лучшие знатоки повести награждаются грамотами.
Критерии оценки выступлений:
- знание текста;
- применение знаний текста на различных уроках (метапредметная связь);
- выразительность речи.
Примерные вопросы и задания.
Учитель – предметник учитывает возраст детей и использует вопросы и задания на свое усмотрение.
Предмет Вопросы и задания
Русский язык Использовать предложения для синтаксического разбора.
Литература 1.Как вы думаете, почему автор назвал свою книгу «Повесть о настоящем человеке»?
2. Каков в вашем понимании настоящий человек?
3. Какую роль в жизни Мересьева сыграл комиссар Семён Воробьёв?
4. Какую цель поставил перед собой Мересьев и как он её добился?
5. Выборочный пересказ эпизодов.
(«18 дней - дорога к жизни», «Встреча с русскими в лесу». «Серенька и Федька», «Жизнь в землянке», « В госпитале. Заметка помогла вернуться к жизни», «Путь к любимому делу»…)
6. Устный или письменный отзыв.
7. Определить тему, основную мысль, проблему.
8. Сообщения:
- Рассказ о писателе.
- Рассказ о прототипе Алексея Мересьева.
- История создания повести.
9. Сравнительный анализ «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого и «Поэмы о настоящем человеке» В.П. Черникова (2002г.)
История 1. 1942 год в истории Великой Отечественной войны. (Москва, Сталинград, Ельня, Брест, Ржев) Западный, Северо –Западный фронт.
2.Исторические факты в основе повести.
Обществозна-ние1.Человек и общество. Как люди относятся к Алексею в землянке, госпитале, санатории, в школе переподготовки?
Математика 1.Сколько самолетов взяли Алексея в «двойные клещи»?
2. Сколько километров, по мнению Алексея, отделяло от линии фронта?
3.Сколько раз в сутки принимал пищу Алексей?
4.Сколько километров Алексей предполагал пройти от рассвета до заката?
5. Километры Алексей переводил в шаги. 1км. – это 2000 шагов, а чему равно 10 км.?
6. Через сколько дней Алексей планировал дойти до своих?
7. На 7 день Алексей на месте боя нашел заплесневелый хлеб. На сколько частей он разделил?
8. Сколько км. надо было дойти до спасительной землянки?
9. Сколько дней провел в землянке Алексей?
10. Сколько дней полз Алексей до своих?
11. Укажите номер палаты, в которой Алексей лежал?
12. В каком году происходят события в повести?
13. Сколько времени провел в госпитале Алексей?
14. Когда перевели Алексея из госпиталя в санаторий?
15. Сколько месяцев занимался Алексей в учебно – тренировочной школе летчиков?
16. Задача из текста. «Он доказал, что двигаться на костылях может свободно, не слишком утомляясь. Ведь если 50 метров коридора помножить на 45, по числу рейсов (прохождений) , то получится…… (?)». Переведите в км.
Он совершал 23-29 -45 -46 рейсов ( 23 утром и 23 вечером). Вычислите расстояние.
17. Сколько лет было Алексею Мересьеву?
Биология Какие животные и растения встречаются в повести?
Как повлияла Великая Отечественная война на природу?
География 1.Какие географические названия встретились в повести?
2. В какие города переименовали Калинин, Сталинград?
3.В какую сторону решил идти Алексее после крушения?
4.В какое время года произошло крушение самолета А. Мересьева?
5. Какие природные явления мешали двигаться Алексею? Причины их возникновения.
6. Когда и почему образуется наст?
Музыка 1.Какие танцы показал Алексей ( в протезах)?
2. В санатории Алексей танцевал под духовую музыку. Перечислите музыкальные инструменты духового оркестра.
3. Какие песни любили слушать и исполнять герои повести?
4. Какие современные песни раскрывают тему повести?
ИЗО Нарисовать иллюстрации к повести.
ОБЖ 1. Что помогло выжить Алексею?
2.Составить памятку «Как выжить в экстремальных ситуациях зимой».
3. Что помогло сохранить жизнь Алексею при падении самолёта?
4. Какой диагноз был поставлен Алексею в госпитале ?
Технологи (девочки) 1.Какую пищу принимал Алексей Мересьев, когда пробирался к своим?
2. Чем кормили жители землянок, которые покинули деревню Плавни, Алексея?
3. Как приготовить куриный бульон? Чем полезен куриный бульон?
Технология
(мальчики) Технология построения землянки.
Физкультура Разработать и показать комплекс упражнений, которые помогут быть сильными.
Английский язык. Монолог о себе от лица героя (Алексея Мересьева)
Немецкий язык Монолог о себе от лица героя (Алексея Мересьева)
На вражеском ноже была надпись «Alles fur Deushiand». Что обозначает эта надпись?
Достигнутые результаты.
Мероприятие прошло успешно. Обучающиеся были активными на уроках, обсуждали, высказывали свою точку зрения. Мероприятие «Читаем все вместе «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого» способствовало формированию навыков мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». Поставленные цели и задачи реализованы.
На ежегодном конкурсе «Ученик года» было творческое задание: эссе «Мой любимый литературный герой». 7 участников из 15 рассказали о любимом герое Алексее Мересьеве.
В фойе школы была организована выставка творческих работ по повести.
Самые активные обучающиеся и классы были награждены грамотами.
Ребята из 8э класса с заместителем директора по НМР Лизуновой Ириной Юрьевной возложили цветы к Мемориальной доске в Москве на улице Тверской, д.19
В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).
Список использованных источников.
Материалы сайта Федеральный Государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/
Чудинова, В.П. Чтение для детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения». – режим доступа:http://teacher.fio.ru/news.php?n=28669&c=1
Ходырева Т.С. Педагогическое сопровождение формирования и развития читательской компетентности учащихся: учебно – методическое пособие/ Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015
Приложение 1
Ответы к заданиям.
Предмет Вопросы и задания Ответы
Математика 1.Сколько самолетов взяли Алексея в «двойные клещи»?
2. Сколько километров, по мнению Алексея, отделяло от линии фронта?
3.Сколько раз в сутки принимал пищу?
4.Сколько километров Алексей предполагал пройти от рассвета до заката?
5. Километры Алексей переводил в шаги. 1км. – это 2000 шагов, а чему равно 10 км.?
6. Через сколько дней Алексей планировал дойти до своих?
7. На 7 день Алексей на месте боя нашел заплесневелый хлеб. На сколько частей он разделил?
8. Сколько км. надо было дойти до спасительной землянки?
9. Сколько дней провел в землянке Алексей?
10. Сколько дней полз Алексей до своих?
11. Укажите номер палаты, в которой Алексей лежал?
12. В каком году происходят события в повести?
13. сколько времени провел в госпитале Алексей?
14. Когда перевели Алексея из госпиталя в санаторий?
15. Сколько месяцев занимался Алексей в учебно – тренировочной школе летчиков?
16. Задача из текста. «Он доказал, что двигаться на костылях может свободно, не слишком утомляясь. Ведь если 50 метров коридора помножить на 45, по числу рейсов (прохождений) , то получится…… (?)». Переведите в км.
Он совершал 23-29 -45 -46 рейсов ( 23 утром и 23 вечером). Вычилите расстояние.
17. Сколько лет было Алексею Мересьеву? 1. 4 самолета.
2. 35 км.
3. 1 раз.
4. 10 км.
5. 20 000 шагов.
6. За 3-4 дня.
7. На 3 части. Можно повторить дроби на этом примере.
8. 5 км.
9. 7 дней.
10. 18 дней.
11. №42
12. 1942 - 1943 год.
13. 4 месяца.
14. летом 1942г.
15. 5 месяцев.
16. 2050 м=два с четвертью км.
17. 23 года
Биология 1.Какие животные и растения встречаются в повести?
2.Как повлияла Великая Отечественная война на природу? 1.Животные: лось, волк, медведь, лисица, дятел, сорока, синица, сойка, дергач, ворона, филин, белка, ёж, заяц, лебеди.
Растения: сосна, ель, ольховник, берёза, можжевельник, клюква, брусника, мать- и мачеха, земляника, щавель.
2. У медведя нарушен ритм; сосна истекает желтой смолой….
География 1.Какие географические названия встретились в повести?
2. В какие города переименовали Калинин, Сталинград?
3.В какую сторону решил идти Алексей после крушения?
4.Какое время года во время крушения самолета А. Мересьева?
5. Какие природные явления мешали двигаться Алексею? Причины их возникновения.
6. Когда и почему образуется наст? 1. Москва, Сталинград, Ельня, Брест, Ржев, Старая Русса, /д. Плавни, Бологовского района. Калининской обл./, Камышин, Бологое, Дорогобуж.
2. Волгоград, Тверь.
3. На восток.
4. Конец зимы, начало весны.
5. Метель, туман, вьюга, изморось.
Музыка 1.Какие танцы показал Алексей
( в протезах)?
2. В санатории Алексей танцевал под духовую музыку. Перечислите музыкальные инструменты духового оркестра.
3. Какие песни любили слушать и исполнять герои повести?
4. Какие современные песни раскрывают тему повести?
«Русскую», барыню, пляс.
«Песня про рябину»,
«В землянке».
Можно послушать песни, музыку.
«Русский парень»
ОБЖ 1. Что помогло выжить Алексею?
2.Составить памятку «Как выжить в экстремальных ситуациях зимой».
3. Как получилось, что Алексей не разбился при падении самолёта?
4. Какой диагноз был поставлен лётчику в госпитале? Заключение врачей.
3. Падая, самолёт задел верхушки сосен. Это смягчило удар. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части, но мгновением раньше Алексея вырвало из сидения, подбросило в воздух, и, упав на широкоплечую ель, он скользнул по веткам в глубокий сугроб, наметённый ветром у её подножия. Это спасло ему жизнь…
4. Гангрена и ампутация.
Технологи (девочки) 1.Какую пищу принимал Алексей Мересьев, когда пробирался к своим?
2. Чем кормили жители землянок, которые покинули деревню Плавни, Алексея?
3. Как приготовить куриный бульон? Чем полезен куриный бульон? 1. В лесу ел липовую и еловую кору, почки, мох, семена еловых шишек, клюкву, листья брусники, ежа, муравьев; была 1 банка тушенки; в железной банке топил снег и пил кипяток; на 7 день нашел на месте боя заплесневелый сухарь.
2.Кормили молоком, кашами, куриным бульоном (лишились единственной курицы Партизанки).
Приложение 2
Лист оценки
Имя, фамилия
обучающегося
Русский язык Литература Математика История,
обществознание География Иностранный
язык ОБЖ Изо Музыка Технология Биология
Приложение 3
В.П. Черников
Поэма о Настоящем Человеке (отрывок)
Рождает Родина героев,
Коль нашу землю топчет враг,
Они, прикрыв ее собою,
Не отступают ни на шаг…
И летчики сражались смело,
Срывая вражеский налет,
Их сила духа без предела,
Они ее берут в полет.
У Алексея первый вылет,
Удар по технике врага,
На бреющем фашистов били,
Не дрогнула его рука…
Под Старой Руссой в жесткой схватке
Был самолет его подбит.
Мотор заглох, и нет площадки,
Но хорошо, что не горит.
Упал на лес, сбивая сучья,
В куски распался самолет,
Вот он, особый этот случай,
Когда остался жить пилот…
Как он прополз те восемнадцать
Голодных выстраданных дней?
Как телу трудно подниматься,
Но сила воли все ж сильней…
Врачи его смотрели долго
И вывод сделали один…
Лишь сила воли, чувство долга
Его оставили живым.
Взяв костыли, стал двигать ноги -
Как трудны первые шаги!
Учителя уж больно строги,
А в помощь только две руки.
«Я должен быстро научиться
Ходить и двигаться, как все.
Иначе в воздух не пробиться,
А без полетов трудно мне».
И он с упорством, силой воли
Тренировался каждый час.
Хотя в душе стонал от боли
И падал на пол много раз…
И доказал, что и в протезах
Готов на фронте воевать,
В ногах его теперь железо,
Лишь нужно им повелевать.
А жарким летом в сорок третьем
Попал на Курскую дугу,
Друзей своих на фронте встретил
В гвардейском боевом полку.
По восемь раз за день взлетали,
Громили, разрывая строй,
И в небе пушки грохотали,
Здесь каждый миг – смертельный бой!
И вот однажды, тем же летом
К ним в полк приехал Полевой,
Проговорили до рассвета
О буднях жизни боевой.
Он рассказал, как жизнь сложилась,
Почти что спал, закрывши веки…
И вскоре «Повесть…» появилась
О Настоящем Человеке!
2002 год
Приложение 4
Анкета для читателя.
Хороший ли я читатель?
Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.
1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______
2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______
3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______
4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______
5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______
6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______
7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______
8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______
10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____
11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______
12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______
Подсчёт результатов:Да – 1 балл;Нет – 0 баллов;Иногда – 0,5 балла.
Анализ результатов:12 баллов – очень хороший читатель;6 баллов – средний уровень;Менее 6 – надо улучшать умения читать.