Разработка урока по химии на тему Степень окисления.






Задачи урока:
Образовательные:
зakрeпить у учaщихся понятиe стeпeни оkислeния, бинaрныe соeдинeния, химичeскaя формулa;
нaучить прaвильно состaвлять химическиe формулы бинaрных соeдинeний по стeпeни окислeния химичeских элeмeнтов и вaлeнтности.
Рaзвивaющиe:
нaучить приeмaм срaвнeния и обобщeния изучaeмых понятий;
отрaботaть умeния и нaвыки в опрeделeнии стeпeни окислeния по химичeским формулaм;
продолжить рaзвитиe нaвыков сaмостоятельной рaботы  (чeрeз работу с учeбником);
умeния рaботaть в парах (при провeрке домaшнeго зaдания);
способствовaть рaзвитию логического мышления   (чeрeз вопросы, зaставляющиe логичeски мыслить)
Воспитaтeльныe:
формировaть чувство толeрaнтности (тeрпимости и увaжeния к чужому мнeнию), взaимопомощи
осуществлять эстeтичeское воспитаниe (чeрез оформлeниe доски и тeтрадeй, при примeнeнии прeзeнтации)
рaзвивать увaжениe к мыслитeлям прошлого  (при помощи выскaзываний вeликих людeй).
Прaктичeскaя нaпрaвлeнность: умeниe состaвлять формулы вeществ при рeшении прaктичeских задач.
Тeхничeские средства обучeния:





Ход урока
Урок хочется начать с притчи:
Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано - Переверни и ты узнаешь что-то новое” Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне
-Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь - ты не обращаешь в действие?


Давайте выясним, что же мы знаем?
Знания предыдущих уроков помогут нам определить тему нашего урока
Вот я бы наше учебное занятие назвала: «Ктo - тo теряет, а ктo-тo нахoдит»
Что теряют? Что находят?
Ребята, давайте подумаем, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Начнем повторение с работы - игра «Крестики – нолики». Работаем в паре и поможем соседу, если надо!!

Задание: найти выигрышный путь, определив вещества с одним видом химической связи и для этих веществ составить схему образования связи

1 ряд -

MgО
H2
Ca

H2O
N2
LiCI

Na
Cl2
Na2O

ответ H2, N2, Cl 2 ковалентная неполярная связь

2ряд -

Na2O
H2
HCl

Cl2
NH3
H2O

H2S
O2
Ca

Ответ H2S, NH3, HCl ковалентная полярная связь

3 ряд -

FeO
Li
Cl2

BaO
H2O
CO2

CaO
MgS
NaCI

ответ CaO, MgS, NaCI ионная связь
Д.И.Менделеев писал: «Химические формулы говорят химику целую историю вещества».
Вот перед вами химические формулы соединений и чтобы выйти на тему нашего урока предлагаю заполнить таблицу, использовав вещества полученные в первом задании.

формулы
валентность
условный заряд














Задание: по плану дать характеристику.

По составу это вещество – (простое или сложное)
Из каких частиц состоит это вещество - (атомов, молекул, ионов)
Есть ли заряды –
Определить валентность каждого атома -

5)К какой частице смещается электронная плотность - (--------)

1-ый ряд – ковалентная неполярная связь


формулы
валентность
условный заряд

H2
-
H20

N2
-
N20

O2
-
O20

формулы
валентность
условный заряд

H2S
I II
H2S

H2+1S-2

NH3
III I
NH3

N-3H3+1

HCl
I I
HCl

H+1Cl-1

2-ой ряд - ковалентная полярная связь







3-ий ряд - ионная связь
формулы
валентность
условный заряд

CaO
II II CaO

Ca+2O-2

MgS
II II
MgS

Mg+2S-2

Na3N
I III
Na3N

Na+13N-3










Чтобы определить, насколько смещена электронная пара в сторону более эо элемента и чему равен
· заряд, химикам приходится каждый раз обращаться к справочникам.

Удобно ли это?

Прекрасно понимая, что электроны в соединениях с к.п. связью не полностью, а частично смещены в сторону более эо элемента, химики всех стран договорились заряды атомов химических элементов в этом случае рассматривать как для ионов.

Как правильно мы должны назвать этот условный заряд?

Этот условный заряд у атомов соединений с к.п. как для ионных называется  степенью окисления.


Значит тема нашего урока?
В тетрадях запишем тему урока

И так тема определена, а что мы должны узнать по этой теме?

Какие цели мы поставим перед собой при изучении этого вопроса?

Дети предлагают и выходим на цель урока

Цель урока:
дать понятие «Степени окисления»
научиться определять степень окисления для атомов

Даем понятие
Степень окисления – это условный заряд, который получает атом в результате полной отдачи (принятия) электронов, исходя из условия, что все связи в соединении ионные.

Запомни!

Степень окисления Заряд иона

+ 2 2-


Что же означает с.о. +2 Отдал электроны
с.о. -2 Взял электроны

Так почему я наше учебное занятие назвала: «Ктo - тo теряет, а ктo-тo нахoдит»
Что теряют? Что находят? (Отдают и принимают электроны)



Рассмотрим правила определения С.О.

1) С.O. атомов в простых веществах = 0

2) Мы выяснили, что С.О. может быть положительной +[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] и отрицательной - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] (греческая буква «дельта» )

Положительная
Отрицательная - для неметаллов

С.O. Ме "+" = номеру группы

С.O. неМе "-" = 8 - номер группы



С.O. фтора = -1


С.O. водорода = +1 ( МеН-1 )

С.O. кислорода = -2
(кроме Н2+1О2-1, О+2F2)




Постоянная
Переменная

С.O. Ме из главных подгрупп = номеру группы

С.О. Ме из побочных подгрупп
С.О. неМе




Низшая
промежуточная
высшая

С-4

С+3, С+2, С0 , С-2

C +4


N-3


N +3, N 0


N+5






Как можно определить С.О. атома в соединении на основании рассмотренных положений?


Для этого откроем учебник на стр.67 и самостоятельно разберем задания №1 и №2 (делают записи в тетради)
У доски: Определить С.О. атомов в соединениях:
Al2O3, HNO3, HNO2
Вывод: по формуле вещества можно определить с. о. атомов элементов
С.О. научились определять, а зачем нам нужно знать эту величину?
Ответы детей: Составлять химические формулы

И это следующая задача нашего занятия

Зная степень окисления химических элементов, можно составить формулу любого вещества, определить тип химической связи в нём, предвидеть его свойства.

На сегодняшнем уроке мы будем учиться составлять формулы бинарных соединений

Бинарные соединения (“би” – два) – состоят из двух химических элементов.
1. Латинское название элемента с отрицательной степенью окисления (“-”) и добавляем суффикс -ид
2. Русское название элемента с положительной степенью окисления (“+”) в родительном падеже
3.В скобках - (римская цифра переменной степени окисления)

FeO - оксид железа (II) (оксид железа два),

Fe2O3 – оксид железа (III) (оксид железа три).

Самостоятельная работа с учебником

НАЗВАНИЯ БИНАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ:
Составить химические формулы веществ и дать им название
Название ионов
Примеры

Cl-1 – хлорид
Ca и Cl-1 

O-2 – оксид
Na и O-2 

Н-1 – гидрид
K и Н-1 

S-2 – сульфид
Al и S-2 

C-4 – карбид
Al и C-4 

N-3 – нитрид
Fe(II) и N-3 

P-3  фосфид
Mg и P-3 



Подведем итог
Закрепление
Перед работой хочу, чтобы каждый выбрал свое направление и его записали в тетрадь
1 – умники (знаю, умею много)
2 – мыслители (знаю, умею на «4»)
3 – деятели (знаю, умею на «3-4»)

1 вариант
2 вариант
3 вариант

Дать названия бинарным соединениям

CaO,MgCl2,FeS, NaH


Расставить степени окисления в соединениях: Na;HCl, NH3, CH4, LiH , P3,
 







Дать названия бинарным соединениям

Сl2O7 , FeCl2, Cu2S


Расставить степени окисления в соединениях:
Fe; CaCO3; AlCl3; Li3N; OF2; SO3;
Дать названия бинарным соединениям


Al2S3 , Mn2O7, ZnCl2


Степени окисления марганца в соединениях MnO, MnO2, Mn2O7
соответственно равны:
а)+1,+2,+7
б)+2,+4,+7
в)+1,+2,+2


Письменная работа по карточкам

1 группа: Умники.(III вариант)
сильные учащиеся, которые могут самостоятельно работать без подсказки учителя и без учебника.( только с карточками и слайдом)

2 группа: Мыслители.(II вариант)
Они работают с учебником, со слайдами

3 группа: Деятели.( I вариант)
Они работают с учебником и учителем.


Закрепление темы урока. Используется приём технологии критического мышления «Синквейн»
Слайд 16. Правила составления «Синквейна»
Ученики составляют Синквейн к теме урока
Пример Синквейна
Степень окисления
Положительная, отрицательная
Определяется, зависит, ставится
Нужна для написания формул веществ
Условный заряд

15