Урок английского языка на тему «Составление путеводителя по Лондону».
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Курсы «Теория и методика преподавания в условиях внедрения ФГОС»
Формирование регулятивных умений на примере урока
английского языка в 5 классе
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения четко обозначил требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Приоритетной целью современного образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, другими словами - формирование умения учиться на протяжении своего жизненного пути. Учитель призван стать координатором и направляющим образовательного процесса, в котором ребенок становится создателем своей образовательной траектории. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандартов второго поколения, акцентирует внимание на формирование регулятивных умений обучающихся. Без формирования регулятивных умений добиться практического решения поставленных задач перед учащимися представляется невозможным. Регулятивные умения предполагают владение действиями управления субъектом учебной деятельностью посредством таких структурных составляющих как:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция своих действий как внесение необходимых дополнений и корректив в план и в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка успешности усвоения - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, а также элементов волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Результатом управленческих усилий является формирование конкретных регулятивных умений:
1) понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2) определять и формулировать цель деятельности, позволяющую решать учебные задачи;
3) планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации;
4) осуществлять необходимые действия по реализации плана;
5) учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;
6) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
7) различать способ и результат действия;
8) уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать правильность его выполнения по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;
9) вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
10) проявлять инициативу действия в учебной деятельности;
11) осуществлять контроль по результату и по способу действия;
12) самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
13) использовать внешние и внутренние ресурсы для адекватного целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
14) в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи.
В течение ряда лет педагогический коллектив школы «ор Авнер» работает над созданием алгоритма взаимодействия учителей – предметников с целью разработки целостного подхода к формированию и развитию универсальных учебных действий как основы метапредметного результата.
Рассмотрим некоторые приемы формирования регулятивных умений на уроке английского языка в 5 классе.
Урок английского языка в 5 классе на тему
«Составление путеводителя по Лондону».
Технологическая карта урока.
Урок проведен учителем английского языка Кержаковой Ж.Ю.
Консультант –Царева Е.В.
учитель английского языка высшей категории
МБОУ «Гимназия № 50»
Цель урока: развитие регулятивных способов деятельности (планирование, целеполагание) на основе предметного материала.
Задачи урока: 1) формирование навыков целеполагания;
2) формирование навыков планирования;
3 развитие умения систематизации изученного материала;
развитие навыков контроля и самоконтроля.
(Урок построен на основе повторения лексики по темам путешествие, достопримечательности Лондона, пройденных в 5 классе).
Цель урока: развитие регулятивных и коммуникативных способов деятельности на основе предметного материала.
Задачи урока:
1) развивать умения учащихся ставить цели и задачи к своей деятельности и планировать ее;
2) совершенствовать навыков сотрудничества в групповой работе;
3) развивать умения систематизировать изученный материал;
4) развивать навыки устной речи по темам «Путешествие», «Достопримечательности Лондона».
5) формировать положительную мотивацию и интерес к стране изучаемого языка, развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, образцы путеводителей.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
способы деятельности
1.Организационный момент
Приветствие
2.Мотивационный этап
- Мы собираемся сегодня поговорить об одном из самых красивых городов мира – о Лондоне. Мы узнали много нового о Лондоне, познакомились с его достопримечательностями. Давайте вспомним и запишем известные нам достопримечательности Лондона (на экране фотография с видами Лондона)
Заполняя кластер, учащиеся вспомнили лексику по теме «достопримечательности Лондона», активизировали изученную ранее лексику. Мозговой штурм, активизация знаний, повторение достопримечательностей Лондона, вызов интереса к теме урока.
Логические УУД.
Систематизация лексических единиц по теме.
- Посмотрите на доску. Мы знаем много о Лондоне. Каждый год миллионы туристов посещают этот замечательный город. Почему туристы хотят посетить Лондон? Как вы думаете?
Учащиеся анализируют причины посещения города туристами
- А вы когда-нибудь посещали иностранные страны или какие-либо города в нашей стране?
- Скажите, а когда вы отправляетесь куда-то, вы планируете свою поездку?
- Давайте представим, что мы собираемся в путешествие в Лондон, и нам необходимо также спланировать свою поездку. Давайте поработаем в парах и запишем , что нам необходимо взять с собой в поездку.
(Учитель записывает идеи детей на доске)
Актуализируют знания, демонстрируют первичные знания планирования посредством устной и письменной речи.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся работают в парах, делятся своими идеями, принимают активное участие в актуализации необходимых знаний.
Постановка проблемы
-Давайте представим, что мы находимся в незнакомом городе, в Лондоне, и хотим познакомиться с достопримечательностями города, но мы совсем не знаем город, посмотрите на список слов и скажите, что нам может помочь найти интересующие нас достопримечательности.
После обоснования детьми своих позиций, на экране появляются фотографии путеводителей по разным городам и Лондону).
Учащиеся анализируют свой перечень необходимых вещей и приходят к выводу, что для посещения достопримечательностей, им необходима карта и путеводитель по городу. Они дают обоснование своей позиции в 1-2х предложениях.
Учащиеся приходят к выводу о необходимости составления путеводителя по городу.
Целеполагание.
(На экране появляется начало фразы: Мы должны составить путеводитель по городу для того чтобы)
- Скажите, для чего нам необходим путеводитель?
Ребята предполагают цель урока: высказывают своё мнение, для чего необходим путеводитель по городу. Они приходят к выводу, что путеводитель необходим, чтобы спланировать поездку по городу. Сначала они проговаривают это на русском языке, а потом с помощью учителя переводят своё высказывание на английский язык.
Регулятивные УУД (постановка цели и ее обоснование).
Выделение цели работы.
Постановка цели учащимися.
3. Организационно-деятельностный этап
Планирование работы
- Ребята, а как вы думаете, один человек может справиться с подобным заданием?
- Как нам будет удобнее работать?
(Учитель распределяет учащихся на группы)
Учащиеся самостоятельно выбирают групповую работу
Умение анализировать, выбирать вид работы.
-Учитель предъявляет детям слайд с задачами урока, где есть как необходимые действия, так совершенно ненужные. Задачи расположены в произвольном порядке.
- Объясните, почему некоторые задачи являются лишними.
-Учащиеся убирают ненужные задачи, объясняя свою точку зрения.
-Учащиеся в группах ранжируют задачи в том порядке, в каком их необходимо выполнять по мере работы над путеводителем.
Класс реагирует, задает вопросы, если есть расхождения в представлении задачах урока.
Коммуникативные и регулятивные УУД.
Умение составлять план и последовательность действий.
Групповая деятельность учащихся: Учащиеся анализируют список задач, вычленяют лишние задачи, выделят главные моменты работы.
-Давайте обратим внимание на вторую задачу «О чем мы будем писать в путеводителе», ведь кому-то интересно писать об одном, а кто-то интересуется совершенно другим.
(Учитель создает условия для активного включения учащихся в дискуссию, предлагает ребятам в группах решить, что интересно их группе, что нового они хотели бы узнать о Лондоне.)
Групповая работа. Активное обсуждение плана путеводителя, осмысливание различных точек зрения. Создают свой план и презентуют его одноклассникам.
Коммуникативные УУД (планирование деятельности).
Умение сотрудничать, взаимодействовать в группе, приходить к единой точке зрения. Умение слушать и слышать собеседника.
4. Рефлексивно-оценочный этап
Ребята, взгляните на план, которым обычно пользуются при составлении путеводителей, прочитайте задание и посмотрите, все ли мы упомянули, ничего не забыли при планировании нашей работы? Сравните данный план с тем планом, который составила ваша группа. (План для составления путеводителя взят из практическая работы в ресурсной тетради «I’m Good at English, Aren’t I?» авторы: Долгова Л.А., Близнецова Г.Н., стр.80)
Учащиеся зачитывают и сравнивают план, имеющийся в ресурсной тетради со своим. Решают, надо ли что добавлять в свой путеводитель,
соотносят собственные действия с поставленными задачами.
Коммуникативные УУД, контроль результата выполненного действия.
- Ребята, а теперь решите в группах, кто, чем будет заниматься при составлении путеводителя по Лондону.
Учащиеся распределяют роли в группе, опираясь на свои интересы. поясняют, кто за что будет отвечать при работе над путеводителем, обмениваются идеями, анализируют свои собственные силы и возможности.
Коммуникативные УУД.
Умение распределять роли в группе
- Учитель показывает ребятам примеры путеводителей по городам, созданные ранее учащимися других классов, тем самым поддерживая интерес учащихся к работе и повышая мотивацию к работе.
Учащиеся прогнозируют, как может выглядеть их путеводитель, сравнивая свои представления с предъявленными вариантами. Осознание ценности работы.
Прогнозирование результата своей деятельности и его оценка на основе образцов.
Оценка своей деятельности
- Давайте оценим себя. В рабочей тетради на стр. 81 нам предлагается оценить свою групповую работу по трем критериям:
-все ли участники группы принимали активное участие в работе?
-сумели ли вы договориться и принять решение?
-распределили ли вы обязанности участников группы?
Групповая работа, учащиеся анализируют и оценивают совместную работу на основе предложенных критериев.
Коммуникативные УУД.
Умение оценивать свои действия на основе критериев.
Домашнее задание
- Спасибо за работу. Это наш первый урок при работе над путеводителем, на следующем уроке мы займемся непосредственно творческой деятельностью, составлением путеводителя.
К следующему уроку принесите необходимую информацию, краски, фломастеры, все, что вам необходимо для работы и будьте готовы презентовать свой путеводитель.
Дома ребята находят необходимую информацию в соответствии со своей ролью в работе над путеводителем.
Информационные УУД.
Работа с различными источниками.
13PAGE 15
15