Презентация на тему Психолого — педагогическое сопровождение младшего школьника (4 класс)


Психолого - педагогическое сопровождение младшего школьника на этапе перехода в основную школу Дударевская С.П. Актуальность проблемы ПриродныйкризисПодростковый возраст Искусственный кризисПереход в основную школу Дезадаптация Потеря„хорошего”ученика ФАКТОРЫ Несовместимость программ начальной и основной школы, методики, содержания, требований к ученикам Разный возраст выпускников четвертого класса (9-11 лет) Трудности социального становления в начале обучения в основной школе Недостаточное формирование умений и навыков самостоятельной поисковой активности Расхождение представлений учителей, психологов, родителей о месте каждого в школьном пространстве Привыкание родителей к комфортному общению с одним учителем начальной школы Психологическая неподготовленность учителя основной школи для работы с пятиклассниками какобщенаучныйпринцип как психолого-педагогический принцип как общедидактическийпринцип И.Я. Лернер В.В. Давидов Г.А.Цукерман В.О.Онищук Ю.К.Бабанский О.Я.Савченко М.В.Богданович В.А.Сухомлинский Л.В.Занков М.И.Махмутов Проблема преемственности рассматривается Педагогическое сопровождение младшего школьника на этапе перехода в основную школу Организационная часть Согласованность действий учителя начальных классов и учителя основной школи Готовность учеников 4 класса к переходу в 5 класс Фундамент жизненных фаз Мотивационная Социальная Познавательная Творческая Итоговая Выход на модель выпускника начальной школы Изучение программ, воспитательной системы Преодоление несовместимости в требованиях Взаимопосещение уроков и классных часов Ознакомление с методами преподавания коллег Самообразовательная деятельность Сотрудничество с родителями Использование современных педагогических технологий Формирование самостоятельной поисковой активности Содержательная часть Методическая система „ЧПКМ” Элементы технологии решения изобретательских задач Система использования тестов Методы, приемы, характерные для основной школы Отслеживание результатов адаптационного периода с целью коррекции и прогнозирования дальнейшей деятельности учащихся, педагогов, родителей Из опыта работы Прогнозируемый результат Модель выпускника начальной школы Ключевая компетентность – умение учиться Имеет навыки самостоятельной поисковой деятельности. Социальнаякомпетентность Умеет работать в группах, парах, коллективе.Выполняет общественные поручения. Коммуникативная компетентность Умеет общаться устно и письменно, аргументировать мысли, планировать высказывания. Информационная компетентность Умеет находить необходимую информацию, пользоваться справочниками.. Здоровье-сберегающая компетентность Владеет валеологическими знаниями. Гражданская компетентность Знает украинские традиции.Владеет родным языком.Знает символику государства.Толерантно ставится к истории народов. Пути достижения Организационная составляющая Согласованность действий учителя начальных классов и учителя основной школы Готовность учеников 4 класса к переходу в 5 класс Использование современных педагогических технологий Формирование самостоятельной, поисковой активности Содержательная часть Готовность учеников 4 классак переходу в 5 класс Обеспечитьбеспрерывноеразвитие младшего школьника Создать условия для возможности использовать жизненный опыт Сформировать способность к самообучению Жизненные фазы четвероклассника ІСентябрьМотивационная ІІОктябрьСоциальная IVЯнварь - ФевральТворческая ІІІНоябрь- ДекабрьПознавательная VАпрель-майИтоговая Создание простора жизни четвероклассника с целью Организационная составляющая – первый этап Согласованность действий в работе учителя начальных классов и учителя основной школы в организации учебно –воспитательного процесса Передача информации о классе Согласование единых педагогических требований к ученикам Условия эффективного взаимодействия: Организационная составляющая – второй этап Ознакомление с методами преподавания коллег Эффективное использование опыта предшественника Изучение программ и путей преодоления несогласованностив целях, требованиях, содержании Самообразовательная деяльтельность педагога Взаимопосещение уроков и классных часов Сотрудничество с родителями Первая фаза – мотивационная „Мы – будущие выпускники” Родительские собранияАнкетирование родителей и учеников Встреча с пятиклассниками Создание портфолио класса Знакомство з будущими учителями, классным руководителем Участие учителя в педконсилиуме „Адаптация учеников 5 класса” Экскурсия по школе, кабинетам старших классов Воспитательный час „Мы – будущие выпускники” Вторая фаза – социальная„Мы – команда” Социометрия Деловые игры социальной направленности Разработка правил ученика День классного самоуправления День дублера Работа школы лидеров Создание плана работы школьного самоуправления Разработка коллективных проектов Третья фаза – познавательная„Мы – хорошие ученики” Неделя Начальнойшколы Посещение гимназического музея Библиотечные уроки Конкурс «Эрудит» Неделя детской книги Организация подписки на детские газеты и журналы Встреча с учениками, которые достигли успехов в обучении Участие в конкурсах ім. П. Яцика, «Колосок», «Кенгуру» Четвертая фаза – творческая„Мы – творческие личности” Фестивалі талантів Конкурсы “Будущий воин”, “Мама та я –гармонія життя” Встреча с интересными людьми Посещение ДК им. В. Маяковского, ДДЮТ «Юность» МастерскаяДеда Мороза Посещение художественного кружка Праздники Новогодняя елка,«Масленица» Выпуск газеты «Веселые казачата» Пятая фаза – итоговая „Мы – выпускники” Праздник «Наш первый школьный выпускной» Диагностирование Творческая робота Проект «Прощай начальная школа» Итоговые контрольные работы Анкетирование Итоговое родительское собрание Формирование самостоятельной поисковой активности Содержательная часть Методика ЧПКМ Элементы технологии решения изобретательских задач Система использования тестов Методы и приемы, характерные для основной школы Использование современных педагогических технологий «Мозговой штурм”„Чтение с предвидением”„Нарушенная последовательность”„Ассоциативный куст”„Микрофон” Коммуникативный подход к изучению языка:(Обмен информацией) Функционально-системный анализ Элементы лекции, семинары, деловая игра, устная дискуссия Полученные результаты Высокий уровень позитивного отношения к школе Сниженне уровня тревожности при переходе в основную школу Наличие у большинства учеников сформированных познавательных мотивов, сохранения качества знаний Быстрая адаптация к новым условиям обучения в 5 классе Выработанный стиль взаимодействия в системе “ученик-ученик”“учитель-ученик” Відсутність у класі дезедаптованих дітей Сохранение позитивного общения в коллективе Разработка проектов“Мы – родители будущих пятиклассников” Создание системыпсихологической поддержки учащихся Создание условий для самостоятельной деятельности учеников ПЕРСПЕКТИВА РЕЛАКС