Статья Создание ситуации успеха в начальной школе
Родители первоклассников, ведя своих детей в школу 1 сентября, полны ожиданий, волнений и надежд. Каждому из них хочется, чтобы их ребёнок стал прилежным учеником, приобрёл друзей, полюбил школу, заслужил любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьёзная проблема обучения. Чтобы не допустить этого, нужно создать такую образовательную среду, которая будет соответствовать адекватному личностному, социальному, познавательному, коммуникативному развитию любого ребёнка, независимо от его способностей.
Важным принципом моей работы является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот может хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы ученик ощущал себя комфортно и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими. Многоэтапность и высокий темп уроков даёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды деятельности. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учёбе. Надо больше обращать внимание на хорошее в ребёнке, чем на его ошибки, не забывать хвалить его за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.
Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Но достижение успеха в его учебной деятельности иногда затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция, недостаточный уровень развития речи, социальные проблемы и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Для создания ситуаций успеха я применяю следующие приёмы:
Снятие страха – помогаю преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках»
Внесение мотива – показываю ребёнку, ради чего или ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться».
Персональная исключительность – обозначаю важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы» «Только тебе я могу доверить»
Высокая оценка детали – помогаю эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.. «Тебе особенно удалось то объяснение.» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы»
Созданию ситуации успеха, на мой взгляд, способствует использование коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше». Часть обучающихся нередко чувствуют неуверенность в своих силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Формы коллективной учебной работы позволяет оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.
Взаимоопрос ( в течение 3-5 минут ученики опрашивают друг друга) по домашнему заданию, по основным вопросам изученной темы
Разноуровневые задания, из множества заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен замахнуться
Отсроченная реакция: приучаю школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешаю выкрикивать с места.
Ловушки. Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала предупреждаю учеников об этом, иногда подсказываю «ошибочные» места интонацией или жестом. Поощряю внимание и готовность вмешаться.
Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему.
Использую занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, загадки, ребусы, задачи в стихах, задачи-шутки, кроссворды и другое. Занимательный материал на уроках не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка. Здесь необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями (1 класс), к урокам, где игровая ситуация используется для активизации мышления и внимания.
Показательный ответ: ученик демонстрирует блестящий ответ, формируя у одноклассников образ ответа, к которому нужно стремиться.
К доске вызываю только по желанию: если ребёнок не может ответить сейчас, он может отказаться и рассказать индивидуально в другое время.
Знакомлю с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ. Прошу спрогнозировать свою отметку. Первое время дети завышают свой результат, но потом всё чаще могут сказать о том, в каких заданиях сомневаются ил выполнили неверно. Этому также способствует проверка по эталону.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Создавая проблемную ситуацию, необходимо направить учащихся на решение, организовать поиск решения на основе знаний, выдвинуть гипотезы, установить причинно-следственные связи. Разрешение проблемной ситуации на занятиях повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
Акцентирование успехов каждого ученика, отслеживание продвижения его в учебной деятельности. С этой целью с первого класса каждым ребёнком заводится «Портфолио», в которое вкладываются все работы ученика, выделенные им как успешные и достойные признания окружающих.
Основной целью работы над проектами в начальной школе является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. В результате проектной деятельности формируются: позитивная самооценка, самоуважение, способность к организации деятельности и управление ею, умение решать творческие задачи, умение работать с информацией.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат
В первой четверти уже были успешно завершены два проекта. Это творческий отчёт о летних каникулах «Мои летние впечатления» и сочинение- исследование «Мой домашний любимец». Презентация работ была проведена в начальной школе.
Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, взаимоуважения проводятся различные классные часы, праздники, походы, экскурсии, дни именинников. Мои ученики принимают активное участие в разнообразных общешкольных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
Невозможно создать ситуацию успеха для ребёнка без активного участия родителей. Регулярно провожу родительские собрания, беседую индивидуально, а также активно привлекаю родителей к жизни класса. В конце учебного года обращаюсь с просьбой провести мероприятие с детьми. (эту идею я позаимствовала у Долбиной Елены Владимировны) Сначала все промолчали, переглянулись и ничего не предложили. В начале учебного года я повторила свою просьбу и родители стали предлагать свою помощь: две мамы организовали экскурсию в Курскую областную научную библиотеку им. Асеева, Бурыкина М. С. предложила поставить танец ко Дню Учителя, и мы его успешно показали. Сергеева С. А пообещала научить делать замечательные цветы из бумаги (ко дню Матери) и т. д.
Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение в гору познания для меня очень важно. Пожалуй, это в какой-то степени и послужило толчком к тому, что я стала искать более «безболезненный» путь обучения. Ситуация успеха особенно была важна с детьми, поведение которых осложнено рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяла снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Я считаю, что учитель должен видеть результаты каждого ученика и по достоинству их оценивать. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё более активен и успешен. Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника.
15