Выступление на педагогическом совете по теме Оптимизация познавательной среды

Поиск путей оптимизации образовательной среды в школе в целях обеспечения доступности качественного образования.

(Выступление на педсовете) 31.03.2011 Гузь Т. В.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Н.Толстой)
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать. (Р.Декарт)


В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель  воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание  жить, работать...
Поэтому школьный урок теперь  это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества. К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно. Связано это с тем, что педагоги (особенно пенсионного возраста) нацеливают учащихся только на получение твердых теоретических знаний, часть которых, на мой взгляд, не получит практического применения в будущей жизни.
Есть книга американского педагога Филиппа Шлехти «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования», в которой есть такой диалог:
-Что вы хотите от школы?
-Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно.
Таким образом, современные педагоги должны учить детей не только получать готовые знания, но и самостоятельно добывать их.
Не секрет, что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий, которые обычно запоминаются механически.
На мой взгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.
Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача  найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. На мой взгляд, использование компьютера на уроках и является одним из таких средств.
В-третьих обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий,  это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).
Да и сам факт проведения урока математики в кабинете информатики интригует детей, появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребёнок чувствует потребность в знаниях. От внешней мотивации появляется интерес к изучению математики.
Использование компьютера возможно на различных этапах урока: на этапах устной работы, изучения и закрепления новой темы, проведения самостоятельной или творческой работы.
Например, на этапе закрепления возможна индивидуальная дифференцированная работа с раздаточным материалом.

Не секрет, что каждый из нас планирует урок, рассчитанный на «среднего» ученика. В результате дети с высоким потенциалом оказываются невостребованными, а ребята со слабой успеваемостью начинают скучать на уроках. Поэтому в то время, когда класс работает самостоятельно в тетради, учителю предоставляется возможность индивидуально «пообщаться» со «слабыми» и «сильными» учениками, предложив им выполнить дифференцированные по уровню сложности карточки, которые учитель готовит, пользуясь возможностями компьютера. Преимущества новых технических средств очевидны.

Тестирование с использованием компьютера.
Учитель заранее вводит в компьютеры адрес сайта для проведения теста и предлагает учащимся выполнить. Ученик работает самостоятельно в течение 510 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 510 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 1520 минут.
На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.

Интернет  прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с учителем математики учащиеся используют ресурсы сети Интернет.
В чём ещё преимущества применения информационных технологий на уроках математики?
Выполнение заданий осуществляется самостоятельно самими учащимися и при этом сопровождается внешней речью учащегося. Поэтому шум в классе  это не беспорядок, а результат активной работы учеников.
У учителя нет необходимости всё время объяснять и отвечать на вопросы по существу изучаемого материала, внимание учеников направлено на ориентирующие схемы, в которых учащиеся найдут всё, что надо знать по существу вопроса, тем самым воспитывается у них самостоятельность.

Роль учителя в таком обучении  индивидуальная помощь конкретным ученикам.

Через каждые 1520 минут смена формы работы, чтобы ученики не заскучали (письменные упражнения за рабочим столом, работа с разнообразным дидактическим материалом, выполнение творческой работы с применением информационно-коммуникационных технологий).
Знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.

Применение компьютерной техники позволяет сделать часть уроков нетрадиционными, яркими, насыщенными, применить новые способы подачи материала и разнообразные формы контроля.
При проведении таких нетрадиционных уроков приходится быть и сценаристом, и режиссером, и актером, и критиком.
Типы подобных уроков:
Ш Урок-лекция с применением современных технологий (урок-презентация).
Ш Комбинированный урок (к сказанному выше добавляется контроль изложенного материала).
Ш Урок-зачет, с использованием листов контроля и лент ответов. Такие работы можно по шаблону проверить тут же на уроке и сразу провести коррекцию знаний практически каждого ученика.
Ш Обобщающий урок-игра, например, «Путешествие в компьютерную страну», подобные уроки можно проводить раз или два в год.

Несмотря на все недостатки интересна компьютерная диагностика знаний.
Ш Дети любят сдавать зачет компьютеру, так как в глубине души понимают, что оценка знаний объективная.
Ш Тестирование позволяет предельно концентрировать внимание учащихся.
Ш Подобный контроль в сочетании с другими методами проверки знаний позволяет иметь достаточно полные сведения об успехах каждого учащегося, дает возможность скорректировать и свою деятельность.
В том же случае, если вопрос будет задан конкретному учащемуся, то остальные ребята из данного класса вполне могут не утруждать себя размышлениями. Реакция же учителя на ответ учащегося также будет адресована кому-то одному.
А ведь оценка знаний каждого ученика должна быть объективной.

При систематическом проведении контроля знаний учащихся по различным темам с помощью компьютера у каждого школьника появляется возможность оценить свои успехи по объективным критериям. Учителю же такой контроль дает достаточно полную картину успехов каждого ученика в овладении знаниями и умениями в соответствии с обязательными требованиями программы.

Таким образом, учитель имеет достаточно полную картину успехов каждого ученика. Он может оказать индивидуальную помощь учащемуся по обнаруженным пробелам в знаниях, корректировать собственную деятельность как учителя при обнаружении неудовлетворительных результатов по теме у значительной части учащихся. Кроме того, данные программы могут быть использованы для самоконтроля знаний теми учащимися, которые этого желают.

После того, как учащийся закончит работу и компьютер выставит ему оценку учитель или готовит компьютер для работы следующего учащегося или задает код для выхода из программы, т. е. управление осуществляется учителем, что обеспечивает защиту программы от несанкционированного доступа.

Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых.

Из-за низкого уровня мыслительной деятельности учащиеся размышляют шаблонно, стремятся действовать знакомым способом.

Трудности часто возникают при самых несущественных изменениях условий, например, при изменении положения треугольника в пространстве или на плоскости, или даже при изменении букв в обозначении вершин треугольника. Конечно, инертность мышления может быть связана и с врожденными особенностями нервной системы, и с обучением, включающим шаблонные задачи, однообразные методы обучения и задания на механическое запоминание и воспроизведение, а также это может быть связано с несоответствием стиля обучения ученика стилю преподавания.
Очень часто мы с вами сталкиваемся с такой проблемой: учащиеся как среднего звена, так и старшего мало активны на уроке, им не интересен изучаемый предмет, им сложно понять то, о чем говорит учитель и тому подобное.
Для этого существует много различных методов. При выборе тех или иных приемов активизации мыслительной деятельности учащихся необходимо учитывать, что внутренние процессы, протекающие в сознании наших учеников тесно связаны с внешними дидактическими условиями. Я поясню, что относится к дидактическим условиям: это содержание упражнений, их последовательность, приемы организации уроков и т.п. К внутренним – мыслительная и познавательная деятельность учащихся, процессы запоминания, способность к самостоятельному исследованию и т.п. Естественно, что внешние условия, т.е. дидактические и помогают активизировать внутренние процессы. Проиллюстрирую сказанное таким примером: можно предложить ученикам прочесть в учебнике определение “Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником”. И еще при этом призвать их вдуматься. Для большинства из них этот призыв бесполезен. А можно предложить прочесть и дать задание: “Подумайте, можно ли видоизменить это определение таким образом “Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником”? Ясно, что данное задание заставляет ученика вспомнить свойства углов параллелограмма. Т.е. активизируется их мыслительная деятельность. Во втором случаи, как мне кажется, учащиеся лучше запомнят данное определение. Итак, в своей работе я использую несколько методов, которые позволяют активизировать интерес учащихся к изучению математики. Один из них – это метод поиска решения задач с использованием анализа. Это метод помогает активизации исследовательской, а следовательно, мыслительной деятельности учеников.

Анализ решения задач требует достаточно больших затрат учебного времени, но зато позволяет показать ученику, как найти решение, как можно самому догадаться ее решить. Если метод использовать систематически, то у учащихся формируются навыки поиска решения задач. Поскольку анализ является неотъемлемой частью решения большинства задач, то ясно, насколько важно обучать школьников этому процессу. Важно еще и потому, что обучение математике сводится не столько к запоминанию теорем и их доказательств, сколько к овладению методов познаний. При решении задач анализ может выступать в двух формах:
Когда в рассуждениях мы движемся от того, что найти или доказать, или от вопроса задачи, к данным задачи.
Когда задача разбивается на подзадачи, более легкие.

Данный метод очень хорош при преобразовании иррациональных и тригонометрических выражений. Нередко случается, что ученики видят, как преобразовать числитель, но не видят, что можно преобразовать в знаменателе. Тогда я предлагаю отдельно преобразовать числитель, оставляя пустое место в знаменателе. А уже после этого возникает идея как упростить знаменатель.
Далее я хотела бы остановиться еще на одном методе. Он тоже очень часто употребляется нами. Это алгоритмический метод. При ответе наших учеников мы всегда требуем объяснения. Но зачастую наши учащиеся работают молча или с трудом могут дать объяснение к решению задачи. Поэтому я либо по ходу объяснения темы, либо после записываю с ребятами алгоритм решения. По своему опыту могу сказать, что в слабых классах этот метод особенно хорош. Когда такие дети решают задания у доски или отвечают с места я прошу выполнить алгоритм точно по пунктам. Через постоянное обращение к данному алгоритму учащиеся быстрее запоминают ход решения тех или иных задач. Мне бы тоже хотелось остановиться на сути этого метода.
Алгоритм должен сочетаться с образцом решения и ответа.
Он должен быть кратким, т.к. с кратким алгоритмом учащиеся легче и охотнее работают, а также его проще восстановить в памяти.
Необходимо требовать точное соблюдение данного алгоритма с решением задачи.
Конечно, это далеко не все методы, которые существуют для активизации мыслительной деятельности учащихся. Достаточно часто в глазах у ребят можно увидеть уныние. Т.к. они не могут себе представить, где в жизни можно применить те или иные знания математики. Поэтому я стремлюсь при объяснении нового материала привести примеры, где можно применить данные понятия. Например, когда речь идет о применении производной, нахождение наибольшего и наименьшего значения функции: “На какой высоте должен быть светильник, чтобы как можно большую площадь двора он осветил” или “Освещение улиц: почему фонарные столбы именно такой высоты?”.
Интерес к изучению алгебры и геометрии можно пробудить у ребят, если привести какие-нибудь исторические сведения. Эти сведения интересны учащимся и среднего, и старшего звеньев. В 7 классе, когда мы приступаем к непосредственному изучению геометрии и алгебры всегда рассказываю ученикам исторические факты. Например, о древних греках, которые занимаясь геометрией, не только умели измерять земельные участки и расстояния между кораблями на море, но и любили геометрические игры. Эта игра “Танграм”. Квадрат определенным образом разрезают, при этом получается 6 частей (треугольники и квадрат), 7-ая часть – параллелограмм (здесь еще попутно обучение с опережением). Из этих частей можно складывать различные фигуры. Данная игра очень увлекательная. Ею, например, увлекался французский император Наполеон в своей ссылке на острове Святой Елены. В 9 классе при изучении темы «Сумма п перых членов геометрической прогрессии» учащиеся знакомлю с легендой создания шахматной доски. У учащихся вызывает интерес, почему древние математики достаточно долго высчитывали награду создателю шахматной доски и у них появляется желание доказать, что они то посчитают это быстро.

У определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, к профессии, индифферентное отношение к образованию, зачастую негативное отношение к знаниям. Это происходит потому, что мы, учителя, не всегда умеем формировать у учащихся положительные мотивы учения и труда. В течение многих лет работы мы стараемся помочь учащимся осознать перспективные цели учения, сделать процесс обучения желательным для детей, построить его на основе развития их познавательных интересов. Включаю учеников в активную работу, используя при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности.

Начиная каждый учебный год стараемся выявить индивидуальные особенности учащихся и состояние их знаний. Изучив учащихся с помощью выделенных критериев, с помощью срезовых к/р я определяю их учебные возможности, пути преодоления отставания в учебе отдельных учеников. Составляются мониторинги знаний и умений учащихся и составляется план работы по устранению пробелов.

Поэтому в своей работе используем дифференцированно групповую форму учебной работы на уроках физики, информатики, химии и математики.

Познавательными являются лабораторно-практические работы, где учащиеся имеют возможность приобрести навыки и умения по изучаемой теме. На таких занятиях активизируется внимание всех учащихся. Учебно-практическое занятие строится из этапов: организационного, постановки цели и актуализации знаний, инструктажа, оформление практических работ, оформление результатов наблюдения. Оно преследует цель – на основе ранее полученных знаний включить учащихся в различные действия для формирования у них умений и навыков. Эта форма наиболее полно реализует развивающие задачи обучения. Она способствует формированию умений и навыков, развивает способности учеников, учит их планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, эффективно формирует познавательные интересы, вооружает разнообразными способами деятельности. В течение всей работы учитель внимательно следит за учащимися с низкими учебными возможностями. В необходимых случаях приходит к ним на помощь. Так как учащиеся с робостью берутся за выполнение заданий и у них нет полной уверенности в том, что они сумеют это сделать, учитель постоянно подбадривает и поддерживает их. И у ребят все получается. Появляется интерес к предмету.

В среднем звене используем уроки-соревнования – это прием введения в учебные занятия по математике элементов игры. Они основываются, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед делом: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Например урок-игра «Действия с алгебраическими дробями» 8 класс, Урок – путешествие в страну математики (обобщение знаний учащихся)

Выполнение домашних заданий – составная часть самостоятельной учебной работы учащихся, выполняемая по заданию учителя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Чтобы активизировать учащихся даем творческие задания. Учащиеся изготовляют модели геометрических тел по готовым шаблонам, пишут рефераты на заданную тему, составляют презентации.

Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально “функционировать в сложном и требовательном обществе”. А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. На уроках предлагаюся ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.
Для решения этой задачи использем различные формы уроков (лекция, практическое занятие, консультация, зачетный урок).

В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа над учебником и учебной литературой Учебник на уроке нельзя рассматривать только как вспомогательное средство, позволяющее несколько разнообразить занятия. Это, прежде всего, один из важнейших источников знаний для учащихся. Учебник выступает как эффективное средство закрепления изложенного материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления. Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив некоторые упражнения на закрепление, задаю на дом или, если есть время, на уроке прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте параграфа о том, о чем вообще не говорили на уроке. При рассмотрении материал по учебнику прошу учеников объяснить: как они понимают значение тех или иных слов, какие образы у них при этом возникают. В дальнейшем ученики легко привыкают к студенческой жизни, легче преодолевают такие трудности, как конспектирование лекций (выделяя главное), подбор необходимой литературы, сдача зачетов и экзаменов.

Многие учителя в своей работе широко используют метод проектов, котрый широко используется на уроках физики, химии, информатики.
На уроках физики, математики часто применяются презентации, игровые моменты, лабораторные и практические работы на уроках физики и химии. Часто используются групповые занятия, занятия в парах, семинарские занятия. Величко Т. И., Третьякова И. В. Карчалова Л. В. используют практически на всех занятиях интерактивную доску и презентации. Часто на уроках физики и химии показываются демонстрационные опыты.
Все названные методы при целесообразном их применении стимулируют, активизируют деятельность школьников.

Наше МО работает под девизом: “Жизнь украшается двумя вещами: занятием точными науками и их преподаванием”, и для нас большая радость, если ученики все чему научились в школе могут использовать при учебе в высшей школе и в жизни.




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315