Представление о дружеском поведении


«Формирование представления и дружеском поведении»
Конспект коррекционно – развивающего занятия№ 1
«Друзья в жизни человека»
Дата:Группа(класс):
Тема: «Друзья в жизни человека»
Форма организации занятия: Групповая
Цель : сплочение, создание положительного настроения на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе.
Задачи:
Образовательные
-формирование представлений о дружбе
-формирование представление о дружеском поведении
- пополнение и активизация словарного запаса;
-принятие правил проведения занятий
-познакомить с целями курса занятий, проведение беседы о значении общения в жизни человека;
Коррекционные
-развитие памяти и мышления
-коррекция устной и связной речи
-развитие зрительного восприятия
Воспитательные
-воспитание положительных эмоций через игровое взаимодействие с собой и другими.
Оборудование:
• бэйджики или карточки с именами участников, мягкая игрушка в качестве микрофона, плакат с написанными на нем правилами группы, рабочая тетрадь для тренинговых знятий.
Ход занятия:
Этап
занятия Содержательные компоненты занятия
(игры/упражнения) Цель данного задания Выполнения заданиядетьми / ребенком Характер помощи в ситуации затруднения
Подготовительный Психолог обращается к детям:
— Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый по очереди (по кругу) скажет «Здравствуйте» и назовет свое имя, а также одно из своих реальных хобби или увлечений, а затем в нескольких словах попробует объяснить, почему ему так нравится свое увлечение. Давайте начнем с меня. Здравствуйте, меня зовут Ольга Анатольевна. Я люблю читать и занимаюсь спортом.
Знакомство с классом,. Создание положительного настроения у учащихся. Дальше все участники по одному здороваются со всеми, после этого называют свое имя и свое увлечение, объясняя остальным, почему это им нравится.
Основной
Вступительная беседа по теме занятия Знакомство с целями курса занятий, проведение беседы о значении дружбы в жизни человека.
Психолог знакомит ребят с особенностями занятий:
— На занятиях мы будем учиться дружить, получая от этого не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение.
— Кто может попытаться объяснить понятие «Дружба»? Дружба- это когда в твоей жизни есть человек, который тебе очень дорог и на которого ты всегда можешь положиться в трудную минуту. (Я — тебе свое Я, а ты мне - свое Я.)
— Скажите, всегда ли друг бывает с вами в трудную минуту?
— Нужно ли учиться дружить? Всем нужны друзья?(Друзья нужны всегда, чтоб человек не чувствовал себя одиноким и т.д. .)
Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что дружба играет в жизни человека важную роль и дружбе нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

Выявить уровень сформированности представления о дружбе и дружеском поведении.
Объяснить понятие дружбы, друг.
Создание заинтересованности в занятиях на тренингах Дети отвечают на вопросы.
-Дружба-это когда люди доверяют друг, другу.
-Друг- это тот кто всегда рядом.
-Друг- это тот кто заходит за мной играть.
-Когда как.
-Нет не всегда
-Да всегда
-Не знаю, наверное.
-Нет ,дружить не нужно учиться.
-А зачем учиться дружить?
-Да наверное нужно учиться дружить.
-Да друзья нужны всегда.
-Наверное.
Принятие правил Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Психолог предлагает обсудить правила, написанные на плакате и в рабочих тетрадях для тренинга.
Мы с вами в процессе наших занятий будем соблюдать определённые правила занятия, давайте прочитаем их и затем вы мне объясните как вы их поняли.
Примерные правила:
1. Активная работа на занятии каждого участника.
2. Закон «микрофона» (говорит только тот, у кого в руках микрофон). В качестве микрофона может выступать ручка, фломастер или игрушка.
3. Внимательность к говорящему человеку.
4. Доверие друг к другу.
5. Недопустимость насмешек.
6. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
7. Право каждого на свое мнение. Формирование представления о правилах провидения занятия.
Развитие словестно- логического мышления , чтения. Дети по цепочки читают по одному правилу, затем объясняют как они их поняли. Если кто-то затрудняется объяснить, то ему помогает весь класс. Работа по теме.
1)Трудно представить себе жизнь без друзей, каждый в понятие дружбы вкладывает разное значение. На протяжение всей жизни нас сопровождают друзья. Даже наше счастье на прямую зависит от наличия у нас друзей.
— Задумывались ли вы, почему это происходит?
— В ссорах люди чаще обвиняют других. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы не найдём себе друзей. Научиться дружить можно, если ты сам этого захочешь. Для этого нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться дружить. Будем??
Формирование представления о значение дружеского поведения. -Да, если у тебя есть друг то можно с кем-то поделиться, поиграть.
-Да просто если есть друг то это хорошо, то ты не один. А если нет то тебе грустно и одиноко.
-Да учиться дружить нужно.
-Да это интересно. 2) Упражнение «Я рад общаться с тобой». Предложить каждому протянуть другому руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает ее другому с этими же словами. Так по «цепочке» все берутся за руки и образуют круг.
Упражнение на обратную личностную связь Дети с интересом выполнял задание. 3)Упражнение. Инструкция: Разойдитесь по двое. Я хочу предложить Вам игру, которая называется "Путь доверия". Заключается она в следующем: один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий - ты должен провести "слепого" ребенка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой товарищ смог определить, какие вещи его окружают: большие или маленькие, гладкие или шероховатые. Только ничего не говори при этом. Через 2 минуты смена в парах ролями. Договор с партнером о способе: за руку или как-то по-другому усложнение (рука на плече, нога согнута в колене). Сформировать ь доверия внутри группы, развитие любознательности и тактильного восприятия. Дети с интересом выполняли упражнение. Заключительный. Делимся впечатлениями о занятии.
— Что понравилось? -Что хотели бы изменить в себе?
-Что мы сегодня с вами делали? Обобщение полученных знаний -Мне понравилось играть.
-Мне понравилось всё.
-Менять нечего не надо. Ритуал прощания Давайте встанем в круг и будем прощаться .Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания». Создание положительного настроения на дальнейшую работу на тренинговых занятиях. Все дети выполняют задание с хорошим настроение.
Спасибо, до свидания. Конспект коррекционно - развивающего занятия№2 на тему:
«Почему люди ссорятся, или из конфликта без потерь».
Дата:Группа(класс):
Тема: . «Почему люди ссорятся, или из конфликта без потерь».
Форма организации занятия: Групповая
Цели: познакомить учащихся с понятием «конфликт» , определить особенности поведения в конфликтной ситуации ,обучить способам выхода из конфликтной ситуации.
Задачи:
Образовательные
-формирование представлений о конфликте
-формирование представление о выходе из конфликтной ситуации
- пополнение и активизация словарного запаса;
Коррекционные
-развитие памяти и мышления
-коррекция устной и связной речи
-развитие зрительного восприятия
Воспитательные
- воспитывать у учащихся дружелюбного отношения к окружающим.
Оборудование:
• мягкая игрушка в качестве микрофона, плакат с правилами, соблюдение которых помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры.
Ход занятия :Этап
занятия Содержательные компоненты занятия
(игры/упражнения) Цель данного задания Выполнения заданиядетьми / ребенком Характер помощи в ситуации затруднения
Подготовительный Ритуал приветствия.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
Создание положительного настроения в группе. Дети садятся по кругу и начинают здороваться со всеми за руку. Повторение правил группы. — Ребята, давайте повторим с вами правила нашей группы.
Психолог предлагает ребятам по очереди зачитать правила, написанные в тетради. .
Развитие словестно- логического мышления , чтения, памяти Дети читают правила и рассказывают как понимают их. Вспоминая что отвечали на прошлом занятии. Основной
Беседа по теме 1) Беседа о конфликте.
Ведущий задает вопрос всем участникам: «Почему люди ссорятся?»
Подумайте 3 минуты и запишите свои варианты в тетрадь. Затем по одному варианту варианту ответов записываются на доске.
— He владеют своими эмоциями.
— He принимают чужого мнения.
— Не считаются с правами других.
— Пытаются во всем доминировать.
— Не умеют слушать других.
— Хотят умышленно обидеть друг друга.
Очень важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако это бывает очень трудно. Сейчас мы выполним с вами несколько упражнений, а потом обсудим то, что вы чувствовали во время их выполнения. Выполнять упражнения будем в парах.
Сформировать представление о конфликте «почему люди ссорятся» Дети записывают варианты ответов в тетрадь. После того как все выполнили работу, зачитывают свои варианты.
— He владеют своими эмоциями.
— He принимают чужого мнения.
— Не считаются с правами других.
— Пытаются во всем первыми.
— Не умеют слушать других.
-Бывают злые.
2) Упражнение «Разожми кулак».
Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость. Развить у команды доверие друг к другу и определить их отношения в группе Дети начинают силой разжимать кулак!
После замечания, начинают просить разжать кулак.
-Разожми пожалуйста кулак.
Все с интересом выполняли задание. Нужно разжать кулак не силовыми методами.
3) Упражнение «Толкалки без слов».
Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями.
-Каково тебе было толкать своих одноклассников Формирования особенности поведения в конфликтной ситуации Дети начинают ходить по классу и толкаться.
-Если бы это были не а одноклассники не знакомый человек, я бы разозлилась.
-Мне было не приятно это делать. 4) Упражнение «Да и нет».
Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе позицию «да» или «нет». Вслух произносить можно только это. Необходимо убедить партнера поменять позицию на противоположную. Формирования уровня агрессии Дети сначала говорили медленно и спокойно , а спустя минуту начали злиться и повышать голос. 5) После игр проводится обмен мнениями:
— Какие испытывали эмоции?
— Было ли ощущение напряжения и раздражения?
— Как тебе удобнее спорить — произнося слово «да» или произнося слово «нет»?
— Ощущали ли вы предконфликтную ситуацию?
— Что помогло избежать конфликта? Подводят итоги по пройденных упражнений. -Мне было не приятно перекрывать.
-Да мне не приятно толкаться.
-Мне понравилось «нет».
-А мне понравилось «да» говорить.
-Да было ощущение, что мы сейчас поругаемся.
-Просто не хотелось сорится. Обучение выходу из конфликта. На примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются на доске.
Откройте рабочие тетради и давайте прочитаем правилами поведения во время конфликтной ситуации:
«Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры:
1) Выслушать спокойно все претензии партнера.
2) На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.
3) Попытаться убедить партнера говорить конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.
4) Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
5) Извиниться, если в чем-то действительно не прав». Формирование представление о выходе из конфликтной ситуации.
Развитие словестно логического мышления. Дети читают все правила по очереди и обсуждают их. Заключительный Анализ занятия — Можно ли постоянно контролировать свое состояние?
— Как вы думаете, сможете вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?
— Что для вас было самым трудным на занятии?
Подведение итогов занятия.
-Конечно можно контролировать своё состояние.
-Когда как.
-Если быть сдержанным.
-Разжать кулак, вернее попросить разжать кулак.
-Говорить «да», «нет». Ритуал прощания Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания» Создание положительного настроения на дальнейшую работу на тренинговых занятиях. Все дети выполняют задание с хорошим настроение.
Спасибо, до свидания.
Конспект коррекционно – развивающего занятия№ 3
. «Как правильно дружить, или правила дружеского поведения»
Дата:Группа(класс):
Тема: . «Как правильно дружить, или ласковое слово и кошке приятно»
Форма организации занятия: Групповая
Цель : вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость
Задачи:
Образовательные
-формирование представлений о одноклассниках;
-формирование представление о дружеском поведении;
- пополнение и активизация словарного запаса;
-принятие правил проведения занятий
- формирование представление о правилах дружбы
Коррекционные
-развивать положительную самооценку
-развивать коммуникативные навыки
-развитие памяти и мышления
- Развитие словестно- логического мышления ,
-развитие зрительного восприятия
Воспитательные
-воспитание положительных эмоций через игровое взаимодействие с собой и другими.
Оборудование: мягкая игрушка в качестве микрофона, рабочая тетрадь, карандаши.
Ход занятия:
Этап
занятия Содержательные компоненты занятия
(игры/упражнения) Цель данного задания Выполнения заданиядетьми / ребенком Характер помощи в ситуации затруднения
Подготовительный Ритуал приветствия.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
Создание положительного настроения в группе. Дети садятся по кругу и начинают здороваться со всеми за руку. Повторение правил группы. — Ребята, давайте повторим с вами правила нашей группы.
Психолог предлагает ребятам по очереди зачитать правила, написанные в тетради. Развитие словестно- логического мышления , чтения, памяти Дети читают правила и рассказывают как понимают их. Вспоминая что отвечали на прошлом занятии. Основной
Беседа по теме 1) Беседа «Как правильно дружить».
-Дети как вы считаете как нужно дружить?
-А нужно ли сорится со своим другом ?-А если вы вдруг поссорились, то что нужно сделать ?В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов.
Сформировать представление о дружеском поведении, развитие мышления. -Ну, дружить нужно всегда.
-Дружить нужно так как все дружат.
-Нужно всегда играть с ним.
-Нужно быть с ним рядом в трудную минуту.
-Нужно помогать ему во всём.
-Нееееттт….
-Нечего !-Попросить прощения!
-Не в коких!
-Когда я буду понимать, что я не права. Задаётся уточняющий вопрос.
-А как нужно относится к своему друг?
-В каких ситуациях, вы сами будите просить прощение?
-Откроем тетради и по цепочки прочитаем «Правила дружбы» , затем объясняем то как вы поняли это правило.
2) Правила дружбы:
1.Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать — научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.
2.Делись с товарищем.
3.Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
4.Не ссорься, не спорь по пустякам; общайся дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй — радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.
5.Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят. Формирование представление о правилах дружбы -Дети по цепочки читают правила.
Все с интересом комментируют правила, приводят примеры.
Дети соглашались со всеми прочтёнными правилами.
Кроме 5-го правила. Не все дети согласились с тем, что они могу спокойно принять замечание от других.
-Если замечание делает посторонний человек, то я ему обязательно отвечу.
-Я не люблю когда мне делают замечания.
-Ну тогда не знаю!!Может отреагирую, а может и нет.
- А ну тогда , конечно прислушаюсь! Нужно разжать кулак не силовыми методами.
-А если замечание было аргументированно и вы действительно вели себя не правильно ?-А если замечание сделал ваш лучший друг?
3) Упражнение «Комплимент».
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:
1) обращение к партнеру по имени и
2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Анализ упражнения:
— Тебе понравилось слышать приятные слова в свой адрес? А говорить комплименты другим?
— Что ты при этом чувствовал в том и другом случае?
Формирование положительного отношения у учащихся друг к другу. Дети в начале упражнения начали смущаться, говорить друг другу приятные слова.
После эмоциональной поддержки, дети с лёгкостью начинают говорить друг другу комплименты.
-Да мне понравилось говорить комплименты!
-Да мне понрамилось слушать комплименты !-Вы не должны стеснятся говорить комплименты.
Вот к примеру.Юля у тебя красивая улыбка, Вацлава ты сегодня прекрасно выглядишь. Теперь вы!
4) Игра «Рецепт «приготовления» друга». Упражнение проводится в парах. При этом они могут спрашивать друг друга о чем угодно: о внешнем облике своего партнера, его пристрастиях, чертах характера. В конце игры каждый ребенок должен написать своего рода рецепт на «приготовление» своего партнера.
Инструкция: разбейтесь на пары. Выберите каждый себе такого партнера, которого вы еще недостаточно хорошо знаете. Сначала вы можете немного рассказать друг другу о себе. Спросите своего партнера, как тот себя сегодня чувствует, о чем он думает. Выясните, что он любит есть, с кем он предпочитает играть, какую одежду любит носить, какие игры ему нравятся, где он обычно гуляет. Когда вы наберете достаточно информации друг о друге, то возьмите, пожалуйста, тетрадь и выпишите рецепт со всеми необходимыми ингредиенты. Например, это может выглядеть вот так:
Рецепт для приготовления Александра.
Ингредиенты:
— рыжие волосы средней длины;
— два карих глаза;
— один большой вечно улыбающийся рот;
— 28 блестящих красивых зубов;
— одно сильное стройное тело;
— одна пара ковбойских сапог.
По завершении процедуры предложите детям сесть в общий круг. Желательно, чтобы они не сидели рядом с теми детьми, с которыми только что работали. Часть детей может зачитать свои рецепты, а остальные должны будут угадать, о ком идет речь. Сформировать представление
друг о друге. Дети внимательно слушают инструкцию, затем запрашивают друг, друга. О том какой любимый цвет, какой рост, что любит делать в свободное время и т.д..
Затем преступили записывать, все ингредиенты приготовления своего партнёра в тетрадь.
Те кто не умеет писать, зарисовывали примерный портрет в тетрадь.
После выполнения задания , дети садятся в круг и начинают зачитывать свои рецепты, а все остальные отгадывают.
После этого дети делятся эмоциями и рассказывают , что было сложнее всего при выполнении задания.
-мне было сложнее всего придумать рецепт.
-Мне сложнее всего угадывать.
Заключительный Анализ занятия .
— Что нового ты узнал о своем партнере?
— Тебе понравился рецепт, написанный для «приготовления» тебя?
— Что в твоем рецепте оказалось самым важным для тебя?
— Какой рецепт тебе понравился больше всего?
Подведение итогов занятия.
Дети по очереди отвечают на вопросы и делятся своими впечатлениями от занятия. Ритуал прощания Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Создание положительного настроения на дальнейшую работу на тренинговых занятиях. Все дети выполняют задание с хорошим настроение.
Спасибо, до свидания.
Конспект коррекционно – развивающего занятия№ 4
«Наши сходства и различия».
Дата:Группа(класс):
Тема: . . «Наши сходства и различия».
Форма организации занятия: Групповая
Цель : обучение навыкам самопознания и восприятия себя и других
Задачи:
Образовательные
-формирование представлений о одноклассниках;
- пополнение и активизация словарного запаса;
-принятие правил проведения занятий;
- формирование представление сходствах и различиях одноклассников;
-формирование представления о сходствах и различиях друзей.
Коррекционные
-развивать навыки взаимодействия в группе;
-развивать навыки самопознания;
-развивать положительную самооценку;
-развивать коммуникативные навыки;
-развитие памяти и мышления;
- развитие словестно- логического мышления ,
-развитие зрительного восприятия;
-развитие мелкой моторики.
Воспитательные
- создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе.
Оборудование: мягкая игрушка в качестве микрофона, листы бумаги и карандаши по числу участников.
Ход занятия:
Этап
занятия Содержательные компоненты занятия
(игры/упражнения) Цель данного задания Выполнения заданиядетьми / ребенком Характер помощи в ситуации затруднения
Подготовительный Ритуал приветствия.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
Создание положительного настроения в группе. Дети садятся по кругу и начинают здороваться со всеми за руку. Повторение правил группы. — Ребята, давайте повторим с вами правила нашей группы.
Психолог предлагает ребятам по очереди зачитать правила, написанные в тетради. Развитие словестно- логического мышления , чтения, памяти Дети читают правила и рассказывают как понимают их. Вспоминая что отвечали на прошлом занятии. Основной
Беседа по теме 1)Беседа «Наши сходства и различия» Ведущий задает вопрос всем участникам:
— Как вы считаете, друзья похожи друг на друга? А чем они могут быть похожи? (характером, стилем жизни, манерой поведения, общими взглядами т.д.)
— В то же время, этим же самым люди могут друг от друга отличаться (разные характеры, разные взгляды и т.д.)
— Как вы думаете, с какими людьми проще общаться – с теми, кто похож на вас или с теми, кто от вас сильно отличается? С кем легче найти общий язык?
— А хотели бы вы, чтобы все люди были друг на друга похожи и во всем всегда понимали друг друга? Не было бы скучно жить в таком мире?
— А что будет, если все люди станут настолько разными и непохожими друг на друга, что у них не найдется ничего общего? Представьте себе это. Смогут ли они тогда общаться между собой, что-то делать вместе?
И это хорошо что все мы чем-то похожи, а чем то отличаемся потому что каждый человек – это маленькая вселенная, со своими особенностями и индивидуальными качествами. Очень здорово в чем-то быть похожим на других, а в чем-то дополнять их.
Сформировать представление о том что мы очень похожи и в тоже время разнае. -Я считаю, что друзья всегда похожи друг на друга. Если бы они были не похожи, им бы не о чем было говорить.
-Нет, они не могу отличаться.
Друзья совершенно одинаковые по характеру.
-Конечно с теми кто похож на меня проще общаться .-Неетт. Если все будут похожи друг на друга, то будет не интересно.
-Да и с другом , мы немного разные.
Ну общаться они смогут, но им уже будет не так интересно .Ведь они будут всё друг о друге знать и поговорить будет не о чем даже.
Дети делают вывод, что все мы в чем-то похожи друг на друга, а в чем-то сильно отличаемся. 2) Упражнение «Все мы чем-то похожи...»
В ходе этой игры очень красиво проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие с другими.. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительных детей.
Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки и возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.
Инструкция. Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра...», «Любимый цвет каждого из нас — синий. «У каждого из нас мама ходит на работу...», «Мы все очень любим макароны...», «Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает», и т.д.. У вас есть десять минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
Анализ упражнения:
— Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
— Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех вас детей в классе?
— Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
— Как вы работали в своей команде?
Формирование навыков самопознания, себя и других. Дети внимательно, слушают инструкцию. Затем делятся на команды и начинают выполнять задание. Потом просят повторить инструкцию ещё раз.
Не все дети в команде принимают активное участие в составлении «общих качеств ».
Дети спорят, но в конце приходят к общему выводу и записывают варианты «общих качеств » на листочек.
После выполнения задания, дети по очереди зачитывают «общие качества». выигравшая команд получает улыбку.
-Да мы узнали, что у нас всех дома живут кошки.
-Да, мы узнали, что нам всем нравится синий цвет.
-У нас с Олей, есть велосипед.
-Мы все не любим читать.
-Мы все учимся в 9-ом классе.
-Мы все любим лето.
-Потому-что летом тепло и летом будут каникулы.
-Я записывала варианты и предлагала сама.
-Я нечего не делал, и вёл себя не правильно.
-Я не знал, что предложить.
Дети активно отвечают на все вопросы психолога. Инструкция повторяется трижды.
Когда дети начинают спорить, я интересуюсь причиной спора и разрешаю решить конфликт.
-А почему вы любите лето?
-Почему ты нечего не делал?
3) упражнения «Сходства и различия».
Сейчас вы слышали достаточно сходств и различий вас с вашими одноклассниками.
Откройте свои тетради запишите в левой половине «сходства» вас и вашего друга, в правой «различия» вас и вашего друг.
Ниже нарисуйте 2 картинки .На одной должно быть изображено то чем вы похожи, на другой то чем вы отличаетесь.
По завершению представляем рисунки классу. Формирование представления о сходствах и различиях себя и своего друга. Дети внимательно слушают инструкцию, и начинают вспоминать и записывать в тетрадь варианты предлагаемые ранее. Не все справились с заданием.
После выполнения задания дети представляли свои рисунки, а так же свои «сходства и различия» К детям которые не справлялись с заданием психолог подходил и объяснял индивидуально, некоторым записывал варианты ответов под диктовку .
Заключительный Анализ занятия -Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
-Что нового ты сегодня узнал?-
-Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
— Какими должны быть твои друзья - похожими на тебя или совсем другими?
-Что для тебя было сложнее найти сходства или различия? Подведение итогов занятия.
Дети по очереди отвечают на вопросы и делятся своими впечатлениями от занятия. Ритуал прощания Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Создание положительного настроения на дальнейшую работу на тренинговых занятиях. Все дети выполняют задание с хорошим настроение.
Спасибо, до свидания.
Конспект коррекционно – развивающего занятия№ 5
«Как сделать так, чтобы твой друг понимал тебя без слов».
Дата:Группа(класс):
Тема: . «Как сделать так, чтобы твой друг понимал тебя без слов».
Форма организации занятия: Групповая
Цель : сформировать невербальные навыки общения, учиться познавать себя через восприятие другого
Задачи:
Образовательные
- формирование доверительных отношений к одноклассникам
-формирование представлений о одноклассниках;
-формирование представление средствах не вербального общения;
- пополнение и активизация словарного запаса;
-принятие правил проведения занятий
Коррекционные
-развивать невербальные навыки общения
-развивать положительную самооценку
-развивать коммуникативные навыки
- развитие словестно- логического мышления ,
-развитие зрительного восприятия
Воспитательные
-воспитание положительных эмоций через игровое взаимодействие с собой и другими;
-создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие и сплочение тренинговой группы;
Оборудование: мягкая игрушка в качестве микрофона, рабочая тетрадь, карточки с названиями.
Ход занятия:
Этап
занятия Содержательные компоненты занятия
(игры/упражнения) Цель данного задания Выполнения заданиядетьми / ребенком Характер помощи в ситуации затруднения
Подготовительный Ритуал приветствия.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
Создание положительного настроения в группе. Дети садятся по кругу и начинают здороваться со всеми за руку. Повторение правил группы. — Ребята, давайте повторим с вами правила нашей группы.
Психолог предлагает ребятам по очереди зачитать правила, написанные в тетради. Развитие словестно- логического мышления , чтения, памяти Дети читают правила и рассказывают как понимают их. Вспоминая что отвечали на прошлом занятии. Основной
Беседа по теме 1) Беседа «Как можно общаться без слов».
Психолог обсуждает с подростками, с помощью каких средств можно общаться с другими людьми. Обычно ребята сразу же называют речь. Психолог спрашивает их, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жестов, мимики передать свое эмоциональное состояние.
«Жест - движение души, а не тела, А что такое мимика? Мимика - это выражение лица - доброе, удивленное, злое. Мимика правдивее слов. Когда говорят одно, а язык другое. Когда глаза говорят одно, а язык другое.
Сформировать представление невербальных средствах общения. Внимательно слушают вопрос.
-С помощью слов конечно.
-Конечно с помощью мимики можно общаться Можно сразу понять какое у моего друга настроение.
-да , бывают такие моменты, что посмотрев на человека можно сразу понять какое у него натсроение. 2)Упражнение. «А, вот моё лицо»
Дети стоят в кругу и начинают улыбаться. Психолог в начале упражнения показывает на собственном примере ,как нужно улыбаться. Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, влюбленный юноша своей девушке, волк зайцу.
Развитие мимических мышц и формирование хорошего настроения в группе. Дети с интересом слушают задание и начинают без затруднения его выполнять! 3)Упражнение «Вокзал»
- Вокзал ,шум 2 команды 1) отъезжающие. 2)провожающие.
Отъезжающие придумывают фразу и показывают мимикой и жестами, (говорить нельзя!) Провожающие должны отгадать. Работа проходит в парах. Необходима обратная связь, чтобы отъезжающие знали, понятно слово или нет (Тоже жестами).
Обсуждение:
удалось ли угадать фразу?
в чем была сложность?
какие слова было сложнее объяснить, понять?
Почему было сложно понять?
Формирование представления о не вербальных средствах общения Дети делятся на пары и по очереди начинаю выполнять упражнение.
Не все самостоятельно придумывали фразы
-Да, хоть это было и не легко, придумать фразу.
-Было сложно объяснить «счастливого пути», я не знала вначале как показать.
-Было легко сказать «Пока».
Было легко сказать «Позвони мне».
-Потому что в начале мы не понимали , как правильно это сделать. Психолог помогал, придумывать фраза, а дети уде показывали.
Психолог на собственном примере показывает любую фразу заданную учащимися.
4) Упражнение. - «Язык мимики и жестов»
Когда вы разговариваете с человеком, то на вашем лице могут отражаться разные чувства и эмоции. Умение владеть мимикой и жестами играют большую роль в общении: они могут привлекать к себе собеседников, а могут, наоборот, отталкивать. Следующее наше упражнение поможет нам поупражняться в умении владеть мимикой и жестами. Команда получает карточку с названием какого - либо чувства или эмоции: ненависть, безмолвность, смущение, любовь, страх, возмущение. После обсуждения команда создает скульптурную композицию, являющуюся воплощением данного чувства. Другая команда должна угадать то, что изображено.
Формирование средств не вербального общения , доверительных отношений к одноклассникам.
Дети внимательно слушают инструкцию и просят повторить её.
После получения карточек , они внимательно читают. То что написано и начинают обсуждать то как будут это показывать.
После того как дети готовы, все показывают свои скульптуры. Инструкция повторяется дважды
Изображать скульптуру учащимся помогает психолог.
.
3адание в тетради на распознавание мимики лица.
Развитие зрительного восприятия Дети внимательно , смотрят на картинки и объясняют какие эмоции изображены Заключительный Анализ занятия .
-Что нового ты узнал о на сегодняшнем занятии ?-Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
Подведение итогов занятия.
Дети по очереди отвечают на вопросы и делятся своими впечатлениями от занятия. Ритуал прощания Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Создание положительного настроения на дальнейшую работу на тренинговых занятиях. Все дети выполняют задание с хорошим настроение.
Спасибо, до свидания.
Конспект коррекционно – развивающего занятия№ 6
«Мои положительные качества при общении с друзьями».
Дата:Группа(класс):
Тема: «Мои положительные качества при общении с друзьями».
Форма организации занятия: Групповая
Цель сформировать чувство уверенности в себе, повысить самооценку, помочь каждому ученику осознать себя в новом качестве.
Задачи:
Образовательные
-форсирование навыков самопознания и восприятия себя и других
-формирование положительных моделей поведения в общении
-формирование представлений о одноклассниках;
-формирование представление средствах не вербального общения;
- пополнение и активизация словарного запаса;
-принятие правил проведения занятий
Коррекционные
-развивать положительную самооценку
-развивать коммуникативные навыки
- развитие словестно- логического мышления ,
Воспитательные
-воспитание положительных эмоций через игровое взаимодействие с собой и другими;
-создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие и сплочение тренинговой группы;
Оборудование: мягкая игрушка в качестве микрофона, карточки с названием сказочных персонажей, сумочка и зеркальце.
Этап
занятия Содержательные компоненты занятия
(игры/упражнения) Цель данного задания Выполнения заданиядетьми / ребенком Характер помощи в ситуации затруднения
Подготовительный Ритуал приветствия.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
Создание положительного настроения в группе. Дети садятся по кругу и начинают здороваться со всеми за руку. Повторение правил группы. — Ребята, давайте повторим с вами правила нашей группы.
Психолог предлагает ребятам по очереди зачитать правила, написанные в тетради. Развитие словестно- логического мышления , чтения, памяти Дети читают правила и рассказывают как понимают их. Вспоминая что отвечали на прошлом занятии. Основной
Беседа по теме 1) Беседа на тему «Мои положительные качества».
-Назовите свои положительные качества.
-А что означает понятие «Положительные качества»?
-И для чего нужно проявлять «Положительные качества» при общении с друзьями?
Не исключено, что в компании своих друзей мы ведет себя не так, как нас учат: мы можем быть грубыми даже по отношению к взрослым, хотя дома не перечим родителям и друзьям семьи. 
Иначе положительные качества можно назвать, положительными чертами характера.
Так же при положительных качествах проявляется «Сила характера»
 А сила характера – это и есть умение противостоять дурным привычкам и удерживать не загрязненными свои самые лучшие качества. Сформировать преставления о положительных качествах личности .-Я добрая, честная.
-Я люблю ездить на велосипеде.
-Ну «положительные качества»- это что хорошие , что мы делаем.
-Потому-что, тогда и друг к нам будет относится так же!
-Если мы не будем проявлять положительные качества к другу, то мы будем постоянно сорится.
-Конечно по отношению к другу нужно проявлять только «положительные качества, это же наш дуг. И мы должны относится к нему только хорошо. 2) Упражнение «Посмотри на хорошего человека».
Для этого упражнения понадобится сумочка и зеркальце (6 - 9 см). Зеркальце крепится так, чтобы при открытии сумочки взгляд падал именно на него.
Участники интригуются словами психолога о том, что у него в сумочке находится портрет самого хорошего, удачливого, симпатичного, любимого и любящего человека на свете. Потом участникам предлагается отгадать, чей это портрет. После того, как все предположения и аргументация иссякнут, участникам предлагается по очереди заглянуть в сумочку и посмотреть на портрет. При этом комментировать увиденное нельзя, чтобы остальные подростки раньше времени не догадались, чей портрет там изображен. Получится, что каждый из участников увидит собственное отражение в зеркале, а значит, самого себя.
Анализ упражнения:
— Кто согласен с увиденным? А кто не согласен? Почему?
— Какие чувства у вас вызвало увиденное?
Формирование представлений о самом, себе.
Участники с интересом слушают инструкцию .и затем приступают к выполнению задания. Начинают отгадывать, что же за портрет изображен.
-Я согласна с увиденным.
Все дети соглашаются с увиденныем. .-Удивление и приятное чувство.
-Мне было приятно , после того как я увидела себя в отрожении. 3)Упражнение «Роль».
Каждому участнику предлагается представить себя в определенной роли, например:
Добрая фея;
Добрый волшебник;
Сказочная королева;
Благородный принц;
Принцесса страны грёз;
Добрый король;
Царевна-лебедь;
Мудрый звездочёт.
Задача тех, кому достались роли: войти в помещение, занять какую-либо позицию, например, сесть на стул и проговорить одно-два предложения так, чтобы в них не было прямых указаний на ролевую позицию. Задача остальных— расшифровать предлагаемую роль.
Анализ упражнения:
- Определите каждый для себя, насколько успешно вы сыграли свою роль.
- Кому из вас было сложно представить себя в доставшейся вам роли и почему?
- Какие качества и особенности характера были присущи вашей роли? Обладаете ли вы этими качествами? Или, может быть, хотели бы ими обладать?
- Какая из увиденных вами ролей вам понравилась больше и почему? Что вам больше всего запомнилось?
- Какую роль вам было легко угадать, а какую сложно? Почему?
Развитие мышления .
Дети слушают задание .И учеником вызываются играть роль, остальные участники являются зрителями.
Дети по очереди начинают показывать свои роль.
Затем отвечают на вопросы психолога, делятся своими впечатлениями Психолог помогал, придумывать фраза, а дети уде показывали.
Психолог на собственном примере показывает любую фразу заданную учащимися.
Заключительный Анализ занятия .
-Что нового ты узнал о на сегодняшнем занятии ?-Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
Подведение итогов занятия.
Дети по очереди отвечают на вопросы и делятся своими впечатлениями от занятия. Ритуал прощания Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Создание положительного настроения на дальнейшую работу на тренинговых занятиях. Все дети выполняют задание с хорошим настроение.
Спасибо, до свидания.
Конспект коррекционно – развивающего занятия№ 7
«Неверные средства общения».
Дата:Группа(класс):
Тема: . «Неверные средства общения».
Форма организации занятия: Групповая
Цель : познакомить с понятием «неверные средства общения»;
Задачи:
Образовательные
-форсирование навыков самопознания и восприятия себя и других
-формирование положительных моделей поведения в общении с друзьями
-формирование представлений о одноклассниках;
-формирование представление не вербальных средствах общения;
- пополнение и активизация словарного запаса;
-принятие правил проведения занятий
Коррекционные
-развивать положительную самооценку
-развивать коммуникативные навыки
- развитие словестно- логического мышления ,
Воспитательные
-воспитание положительных эмоций через игровое взаимодействие с собой и другими;
-создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие и сплочение тренинговой группы;
Оборудование: мягкая игрушка в качестве микрофона.
Ход урока
Этап
занятия Содержательные компоненты занятия
(игры/упражнения) Цель данного задания Выполнения заданиядетьми / ребенком Характер помощи в ситуации затруднения
Подготовительный Ритуал приветствия.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
Создание положительного настроения в группе. Дети садятся по кругу и начинают здороваться со всеми за руку. Повторение правил группы. — Ребята, давайте повторим с вами правила нашей группы.
Психолог предлагает ребятам по очереди зачитать правила, написанные в тетради. Развитие словестно- логического мышления , чтения, памяти Дети читают правила и рассказывают как понимают их. Вспоминая что отвечали на прошлом занятии. Основной
Беседа по теме 1) Беседа «Неверные средства общения».
— Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стараться его понять. От того, каким образом мы ведем себя в общении, зависит, сможет ли ваш друг понять вас, легко ли будем нам общаться ним.
— Как вы думаете, что может помешать нам общаться? Какие средства в общении являются неэффективными?
Психолог подводит ребят к выводу о том, что в общении люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться довольно тяжело и непросто.
 Представим себе двух людей, которым предстоит общение. Пусть это будут Иван Васильевич и Петр Петрович, только что устроившиеся на работу в некоторое учреждение. Оказалось, что им предстоит работать в одной комнате – они, таким образом,  «обречены» на общение.
  Эти два человека – абсолютно разные люди. У каждого свои представления о жизни, о том, что такое хорошо и что такое плохо, о людях, какие они есть и какими должны быть, о работе. У каждого свои цели, в общем свой жизненный опыт.
  Они входят в комнату и смотрят друг на друга. Иван Васильевич видит перед собой кругленького, толстенького человека, сияющего улыбкой и расположенностью, и думает «Опять мне не повезло: как с таким вместе работать?» А Петр Петрович видит высокого, сдержанного, даже сухого, уверенного в себе  и угрюмого человека и радуется : «Ай, как хорошо! Будет хоть с кем поговорить!». Таким образом, они не только «восприняли друг друга, но и в какой-то степени «поняли». Причем произошло это удивительно быстро, моментально. Увидел – и готово. Готово самое первое представление друг о друге, так называемое первое впечатление.
 
Существует, конечно, множество возможных «плюсов», но наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости. Сформировать преставления о положительных качествах личности .- Если мы не знаем то о чем нам рассказывают или не понимаем, что говорит наш друг.
-Чтоб друзья понимали друг ,друга нужно общаться на равных. 2) Упражнение «Сидящий и стоящий».
Один ребенок сидит, другой стоит. Задача: постараться в этих условиях вести разговор. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы иметь возможность сравнить ощущения при общении «сверху» и «снизу». После выполнения этого упражнения дети также делятся впечатлениями. Игра направлена на то, чтобы показать детям значение неверных средств общения. Анализ упражнения:
— Что ты чувствовал, когда разговаривал, сидя на стуле? Какие чувства испытывал, ведя беседу стоя?
— Какое положение в разговоре понравилось, а какое – нет? Почему?
— Как ты думаешь, с чем связаны такие ощущения? Если бы вы с партнером общались на равных, что бы изменилось?
—Общался ли ты подобным образом в жизни с позиции «сверху» или «снизу»? С какими людьми и при каких обстоятельствах (в какой ситуации)?
Формирование невербальных средств общения -Мне было не приятно общаться, сидеть на стуле, я чувствовала себя маленькой.
-Мне было удобно сидеть на стуле, не нужно было стоять.
-Я когда стояла , чувствовала себя старше.
-Не понравилось , когда у меня что-то спрашивали, а я не могла ответить и не видела собеседника.
-Если бы мы общались на равных, то мне было бы проще, не было бы не какой преграды в общении.
-Да когда что то спрашивала у мамы, в тот момент когда она сидела.
-И когда кто-то спрашивает в тот момент когда я сижу. 3)Упражнение «Спиной друг к другу».
Психолог предлагает подросткам разделиться на пары и сесть на пол спиной к спине. Участникам надо постараться вести разговор. Через несколько минут им нужно повернуться и поделиться своими ощущениями.
Анализ упражнения:
— Легко ли общаться, не видя человека? Что ты чувствовал, общаясь в таком положении?
— Хотелось ли тебе повернуться раньше времени и разговаривать, видя своего собеседника? А может быть, тебе вовсе не хотелось продолжать разговор в таком положении?
Формирование неверного средства общения
Дети слушают инструкцию и садятся «Спиной друг к другу»
Затем дети начинают общаться.
После выполнения задания начинают отвечать на вопросы психолога.
Заключительный Анализ занятия 3. Анализ занятия:
— Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
— Что нового ты сегодня узнал?
— Что хотел бы в себе изменить?.Подведение итогов занятия.
Дети по очереди отвечают на вопросы и делятся своими впечатлениями от занятия. Ритуал прощания Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Создание положительного настроения на дальнейшую работу на тренинговых занятиях. Все дети выполняют задание с хорошим настроение.
Спасибо, до свидания.
Конспект коррекционно – развивающего занятия№ 8
«Предотвращение конфликтов».
Дата:Группа(класс):
Тема: . . «Предотвращение конфликтов».
Форма организации занятия: Групповая
Цель : отработать ситуации предотвращения конфликтов.
Задачи:
Образовательные
-вспомнить понятие «конфликт»;
-формирование представлений и конфликтной ситуации;
- пополнение и активизация словарного запаса;
-принятие правил проведения занятий;
Коррекционные
-развивать навыки взаимодействия в группе;
-развивать навыки самопознания;
-развивать положительную самооценку;
-развивать коммуникативные навыки;
-развитие памяти и мышления;
- развитие словестно- логического мышления ,
-развитие зрительного восприятия;
Воспитательные
- создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе.
Оборудование: мягкая игрушка в качестве микрофона, ручки и листы бумаги по числу участников.
Ход занятия:
Этап
занятия Содержательные компоненты занятия
(игры/упражнения) Цель данного задания Выполнения заданиядетьми / ребенком Характер помощи в ситуации затруднения
Подготовительный Ритуал приветствия.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить. Создание положительного настроения в группе. Дети садятся по кругу и начинают здороваться со всеми за руку. Повторение правил группы. — Ребята, давайте повторим с вами правила нашей группы.
Психолог предлагает ребятам по очереди зачитать правила, написанные в тетради. Развитие словестно- логического мышления , чтения, памяти Дети читают правила и рассказывают как понимают их. Вспоминая что отвечали на прошлом занятии. Основной
Беседа по теме 1) 1) Беседа «Предотвращение конфликтов».
— Кто может рассказать о своих успехах в предотвращении конфликтов?
— Вспомните, что мешает позитивному общению людей?
— Поднимите руку те, кто чувствует в себе достаточно сил для того, чтобы не допускать конфликтных ситуаций?
-А что нужно для того чтобы не допускать конфликтных ситуаций. Сформировать представление о том что мы очень похожи и в тоже время ранее. Дети внимательно слушают вопросы , затем отвечают, на вопросы психолога.
Вспоминая ранее изученный материал . 2)Упражнение «Перетягивание каната».
Игра проводится в парах. Играющие перетягивают воображаемый канат, пока один не перетянет.
Анализ упражнения:
— Что помогло тебе победить в перетягивании каната? А что помешало тебе выиграть. Научиться выходить из спорной ситуации -Я думала что выиграю, но потом захотела уступить.
- Я выиграла потому, что Дима мне потдался.
3)Отработка навыков предотвращения конфликтов.
Психолог предлагает каждому самостоятельно подобрать и написать на листах бумаги свои варианты выхода из проблемных ситуаций. Предлагаются следующие ситуации:
— Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал.
— Мама, придя с работы очень усталой, начинает отчитывать тебя за беспорядок в квартире.
— Учитель поставил тебе несправедливо заниженную отметку.
— Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.
— На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.
На работу дается 10 минут. Затем каждый участник зачитывает свои варианты выхода из проблемных ситуаций, а потом происходит групповое обсуждение. Отработка навыков из конфликтной ситуации. Дети слушают свои проблемные ситуации и пишут варианты выхода из них .После выполнения задания , дети зачитывают ситуацию и свои варианты выхода из неё.
Происходит групповое обсуждение. ситуации в классе. 4) Упражнение «Петухи».
Игра проходит в парах. Все игроки, прыгая на одной ноге, пытаются толкнуть другого так, чтобы он встал на обе ноги. Формирование навыков выхода из конфликтной ситуации.
Заключительный Анализ занятия -Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
-Что нового ты сегодня узнал?-
-Что хотел бы изменить в себе? Подведение итогов занятия.
Дети по очереди отвечают на вопросы и делятся своими впечатлениями от занятия. Ритуал прощания Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Создание положительного настроения на дальнейшую работу на тренинговых занятиях. Все дети выполняют задание с хорошим настроение.
Спасибо, до свидания.
Конспект коррекционно – развивающего занятия№ 9
«Что оказалось самым важным для меня».
Дата:Группа(класс):
Тема: . . «Что оказалось самым важным для меня».
Форма организации занятия: Групповая
Цель : дополнительно проработать те темы, которые оказались наиболее актуальными для участников группы.
Задачи:
Образовательные
-формирование представлений и конфликтной ситуации;
- пополнение и активизация словарного запаса;
-принятие правил проведения занятий;
-формирование навыков взаимодействия
Коррекционные
-развивать невербальные навыки общения-развивать творческие способности;
-развивать процесс самопознания;
-развивать навыки взаимодействия в группе;
-развивать навыки самопознания;
-развивать положительную самооценку;
-развивать коммуникативные навыки;
-развитие памяти и мышления;
- развитие словестно- логического мышления ,
-развитие зрительного восприятия;
.
Воспитательные
- создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе.
Оборудование: мягкая игрушка в качестве микрофона,
Ход занятия:
Этап
занятия Содержательные компоненты занятия
(игры/упражнения) Цель данного задания Выполнения заданиядетьми / ребенком Характер помощи в ситуации затруднения
Подготовительный Ритуал приветствия.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
Создание положительного настроения в группе. Дети садятся по кругу и начинают здороваться со всеми за руку. Повторение правил группы. — Ребята, давайте повторим с вами правила нашей группы.
Психолог предлагает ребятам по очереди зачитать правила, написанные в тетради. Развитие словестно- логического мышления , чтения, памяти Дети читают правила и рассказывают как понимают их. Вспоминая что отвечали на прошлом занятии. Основной
Беседа по теме 1) Беседа «Что нужно для того, чтобы общение состоялось».
— Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы общение состоялось?
— Необходимо, прежде всего, видеть и слышать своего собеседника. Нужно поддерживать разговор и иметь возможность пользоваться жестами и мимикой. Если мы лишены хотя бы одного из этих средств, то общаться нам будет довольно тяжело.
- Чтобы общение состоялось, нужно быть открытым.

--Нужно понимать смысл общения с этим человеком.
-Нужно проявлять интерес к своему обеденику. 2)Упражнение «Дискуссия».
Группа разбивается на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются следующим образом. Первый участник играет роль «глухого-и-немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении – зрение, а также жест и пантомима. Второй играет роль «глухого-и-паралитика». Он может говорить и видеть, но не может двигаться и показывать жестами. Третий – «слепой-и-немой». Он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагаются задания: договориться о месте встречи в Москве, о подарке имениннику или о том, в какой цвет красить забор.
Во время игры часто возникают комические ситуации. Благодаря им складывается атмосфера эмоционального раскрепощения и беззаботности. Стремление подростков прийти к общему решению и интенсивное творческое взаимодействие между ними способствует сплочению группы. Игра помогает участникам значительно расширить групповой репертуар способов взаимопонимания.
Анализ упражнения:
— Тяжело было играть доставшуюся тебе роль?
— Легко или трудно было договориться?
— Что самое сложное в этом упражнении для тебя?
— Что новое ты для себя открыл? Научиться выходить из спорной ситуации Дети начинают упражнения играя определённую роль.
Затем после этого , отвечают на вопросы , делятся своими впечатлениями и проигранной ситуации. Инструкция повторяется 2раза.
Уточняются роли и то что должна делать каждая роль.
Упражнение «Зеркало и обезьяна».
Участники разбиваются на пары и встают друг напротив друга. Один из участников – «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой – зеркало, где отражаются все движения обезьяны. Через некоторое время участники меняются ролями.
Это упражнение можно выполнять всем одновременно, но лучше, чтобы пары работали по очереди. Это позволит обсудить упражнение с остальными участниками группы.
Анализ упражнения:
— Какая роль тебе далась легче, «обезьяны» или зеркала? А какая – понравилась больше?
— Легко или сложно было повторять движения зеркала? Что ты при этом чувствовал?
После обсуждения проводится небольшая беседа о том, как важно уметь внимательно относиться к тому, с кем мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.
Создание положительной атмосферы в классе, поднятие настроения. Дети слушают инструкции и с радостью принимаются к выполнению задания.
Учащиеся отвечают на вопросы психолога, делятся впечатлениями.
4) Упражнение «Для меня важно».
Психолог обращается к подросткам:
— Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Для меня важно что мой друг(подруга)» Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.
Анализ упражнения:
— Что ты чувствовал, когда рассказывал про своего друга другим?
— Легко или сложно было открываться перед другими? Формирование представления об одноклассниках.
Дети слушают инструкцию и без затруднения выполняю задание.
Затем отвечают на вопросы психолога. 4)работа в тетради «Мой друг»
Проведите от слова важно к словам, обозначающие наиболее знаемые черты характера вашего друга Дети начинают выполнять задание в тетради. Заключительный Анализ занятия — Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
— Что хотел бы изменить в себе?
Подведение итогов занятия.
Дети по очереди отвечают на вопросы и делятся своими впечатлениями от занятия. Ритуал прощания Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Создание положительного настроения на дальнейшую работу на тренинговых занятиях. Все дети выполняют задание с хорошим настроение.
Спасибо, до свидания.
Конспект коррекционно – развивающего занятия№ 10
. «Общение с друзьями в радость».
Дата:Группа(класс):
Тема: . . «Общение с друзьями в радость».
Форма организации занятия: Групповая
Цель : закрепить полученные навыки позитивного общения с друзьями, а также поведения в конфликтной ситуации, подвести итоги тренинга.
Задачи:
Образовательные
-формирование представлений и конфликтной ситуации;
- пополнение и активизация словарного запаса;
-принятие правил проведения занятий;
-формирование навыков взаимодействия
Коррекционные
-развивать положительную самооценку;
-развивать невербальные навыки общения
-развивать процесс самопознания;
-развивать навыки взаимодействия в группе;
-развивать коммуникативные навыки;
-развитие памяти и мышления;
- развитие словестно- логического мышления ,
-развитие зрительного восприятия;
.Воспитательные
- создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе.
Оборудование: мягкая игрушка в качестве микрофона,
Ход занятия:
Этап
занятия Содержательные компоненты занятия
(игры/упражнения) Цель данного задания Выполнения заданиядетьми / ребенком Характер помощи в ситуации затруднения
Подготовительный Ритуал приветствия.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
Создание положительного настроения в группе. Дети садятся по кругу и начинают здороваться со всеми за руку. Повторение правил группы. — Ребята, давайте повторим с вами правила нашей группы.
Психолог предлагает ребятам по очереди зачитать правила, написанные в тетради. Развитие словестно- логического мышления , чтения, памяти Дети читают правила и рассказывают как понимают их. Вспоминая что отвечали на прошлом занятии. Основной
Беседа по теме 1)Заключительная беседа «Общаться с друзьями– это здорово».
Психолог говорит о том, что друзья – это здорово, если это общение в радость, если мы относимся друг к другу дружелюбно, хотим и умеем внимательно слушать другого, обращаем внимание на его жесты и мимику.
-Чему мы учились на наших занятия?
— На наших занятиях мы. Учились дружескому поведению – это общение без ссор и конфликтов. Если мы попали в конфликтную ситуацию, то знаем, как надо правильно себя вести, как умело выходить из конфликта.
— А теперь давайте закрепим полученные знания и навыки и продемонстрируем их на основе упражнений.
Повторение пройденного материала., закрепление навыков дружеского общения, понятия конфликт.
Дети внимательно слушают психолога.
-На занятиях мы учились общаться с друзьями.
-Тому как правильно себя вести при ссоре.
-Как нужно вести себя с другом.
-Узнали как можно общаться без слов. 2)Упражнение «Вместо ссоры – помирились».
— Разбейтесь на пары, повернитесь друг к другу спиной. Представьте себе, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулаки, глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. Надуйте щеки как можно сильнее. Затем быстро развернитесь к тому, кто с вами в паре, и пальцами «сдуйте» его надутые щеки. Смешно, весело, ругаться уже неохота. Ура! Можете обнять своего друга.
Анализ упражнения:
— Какие чувства вы испытывали, стоя спиной друг к другу? А какие – после того, как развернулись и «сдули» щеки друга?
— Что понравилось в упражнении? Закрепления навыкам выхода из конфликтной ситуации Дети слушают инструкцию, становятся спиной к спине и по очереди начинают извинятся ,друг перед другом .
-Когда я стояла спиной мне было грустно и одиноко.
-Мне было интересно стоять спиной.
Мне было не приятно стоять спиной.
-После того как сдули щёки, было весело и смешно.
-В упражнение понравилось сдувать щёки.
-Понравилось всё. Инструкция повторяется 2раза.
Уточняются роли и то что должна делать каждая роль.
3) Упражнение «Мостик дружбы».
Психолог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, ведущий может сам встать в пару с кем-нибудь из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами или ладошками). Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик вдвоем, вчетвером и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».
Анализ упражнения:
— Вам понравилось строить «Мост дружбы»?
— Какой мост был самый красивый: мост, построенный вдвоем, вчетвером или совместно со всеми?
Развитие невербальных навыков общения , развитие творческих способностей. Дети слушают инструкции и с радостью принимаются к выполнению задания.
Учащиеся после выполнения отвечают на вопросы психолога, делятся впечатлениями. Данное задание выполнило 3 пары.
-Да, это было интересно.
4) «Чувствую-себя-хорошо».
— Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую-себя-хорошо». Воспроизведите их в своем воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете.
Анализ упражнения:
— Какие ситуации ты представил? Какие были ощущения?
Развивать положительную самооценку. Дети слушают инструкцию и начинают представлять ситуации.
Отвечают на вопросы психолога по цепочки. Заключительный Анализ тренинговых занятий: — Что нового ты узнал на наших занятиях?
— Что хотел бы изменить в себе? Что уже удалось изменить?
— Какие упражнения из всех занятий тебе запомнились и понравились больше всего? Почему? Подведение итогов тренинга Дети по очереди отвечают на вопросы и делятся своими впечатлениями от тренеговых занятий Ритуал прощания -И на память я дарю вам улыбку.
-Будде общительными, добрыми, и честными людьми. И тогда у вас всё получиться
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Прощание с классом Все дети выполняют задание с хорошим настроение.
Спасибо, до свидания.