Экологический проект «Кедровый бор»

Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Атирская средняя общеобразовательная школа»




Проект

«Кедровый бор»

Номинация: «Природа моего края» вопросы экологии.


Выполнила:
Терещенко Маргарита Георгиевна
ученица 10 класса
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Атирская средняя общеобразовательная школа»
Омская область, Тарский район, село Атирка




Координатор ученического проекта: Отлякова Елена Геннадьевна
учитель географии



Введение
На протяжении многих веков материальная и духовная жизнь населения Сибири была связана с кедровыми лесами. Сибиряки всегда ценили кедровники как лучшие охотничьи угодья и использовали семена кедра в пищу. Они знали целебные свойства кедра и применяли в качестве лекарства отвар хвои скорлупы орехов. Из кедровых орехов готовили растительное масло, не уступающее по качеству лучшим сортам прованского и оливкового, и растительные сливки. Разбавленные водой сливки, как «постное молоко», использовалось для вскармливания младенцев, лечение нервных расстройств, туберкулеза легких и заболевания почек.
Велико средообразующее, санитарно-гигиеническое, рекреационное и водоохранное значение кедровых лесов. На бескрайних просторах Западно-Сибирской равнины они активно противостоят процессам заболачивания и надежно защищают почвы от эрозии. Под кронами вековых деревьев почва покрыта мощным ковром травянистых растений, мхов и лишайников, которые впитывают огромные массы воды, переплетают почву корнями, предохраняя ее от смыва ливневыми осадками и талыми водами.
Кедр обладает высокой фитонцидностью. Наполненный крепким смолистым ароматом воздух кедровых лесов практически стерилен. Под сенью раскидистых вечнозеленых ветвей человек находит уют и прохладу, а посетив однажды кедровую тайгу, навсегда остается зачарованным ее величественной красотой. Пришедшие за Урал казаки называли кедр «сибирским великаном», тобольские крестьяне – «заветным» или «хлебным» деревом, жители Горной Шории – «деревом коровой» и «деревом маткой», а томичи – «царем тайги», «патриархом сибирских лесов» или «сибирским чудо-деревом».
Сибирский кедр – красота и гордость России, богатство нашей страны, символ здоровья, силы, устойчивости и долголетия.
Кедровые насаждения – это экологическая среда, в которой созданы благоприятные условия для обитания многих ценных зверей и птиц.
В окрестностях нашего села Атирка находится кедровник, занимающий площадь в 3,5 гектара. Возраст деревьев в нашем кедровнике более 300 лет. Диаметр ствола - от 50 до 160 см. Есть деревья и помоложе - 35-40 лет. Высота отдельных кедров достигает 35 метров. Деревья растут плотно. Крона у них густая и пышная, яйцевидной формы, у некоторых макушки утраиваются. Длина хвои - 13,5 см.
Кедр хорошо выносит сильные морозы, резкие колебания температуры. Он теневынослив, и этим отличается от светолюбивой сосны обыкновенной. Шишки в нашем кедровнике от 4 до 15 см в длину. Кедр плодоносит раз в несколько лет. Но каждое дерево имеет свой возраст, свои сроки появления шишек. Бывают урожайные и неурожайные годы на шишку. В урожайные годы плодоносит большинство кедров. И это счастливое время не только для человека, но и для обитателей тайги.
Растительный покров нашего кедрача небогат. Здесь можно встретить осоки, кустарнички черники, шиповник, рябину, лишайники, мхи.
Животный мир кедровника разнообразен. Среди его обитателей - белки, бурундуки, лесные мыши. В окрестностях Атирки кроме кедровок встречаются, глухие кукушки, поползни, снегири, серые вороны, рябчики, клёсты-еловики, воробьи ,певчие дрозды.
С марта по октябрь в кедровнике хлопочет бурундук. Сначала он в заботах о потомстве, затем - о продовольствии. В окрестностях своего гнезда устраивают множество кладовых белки. Самые активные жители кедровника - лесные мыши, муравьи. Последние - санитары леса.
В последние годы кедровник подвергается антропогенному воздействию. Местное население осенью собирает здесь шишки. Причём некоторые шишкари для сбивания их с дерева пользуются колотом, который разрушает кору. На стволах кедров остаются следы от ударов.
Живущее вблизи население устраивает стихийные свалки прямо в кедровнике.

Проблема:
ухудшение экологического состояния кедровника, способное привести природный комплекс к гибели.

Причинами являются:
- механическое повреждение деревьев;
- пожоги сухих листьев и травы;
- распитие спиртных напитков компаниями взрослых;
- загрязнение территории кедрового бора бытовым мусором;
Актуальность проблемы:
Данная тема является актуальной почти для каждого населенного пункта нашей страны. Леса засорены хозяйственной и бытовой деятельностью человека. Здесь можно встретить все, что угодно: полиэтиленовые пакеты, консервные банки, пластиковые емкости, выброшенные ненужные вещи . В нашем обществе еще очень низка культура общения с природой. Поэтому и встает вопрос о сохранении кедровника на территории нашего села.
Если каждый житель нашего села примет активное участие в восстановлении природных уголков земли, возможно будущим поколениям мы сможем оставить достаточно красивую и здоровую среду жизни.
Цель:
воспитание бережного отношения к кедру как к живым существам, понимание необходимости их охраны, основанной на собственных наблюдениях, на экологических знаниях .
Задачи:
показать важнейшую роль кедра в жизни человека
привлечь внимание молодежи к проблеме сохранения кедровника
формирование нравственных и эстетических чувств через любовь к родному селу
учиться видеть прекрасное вокруг себя, удивляться и восхищаться красотой природы.
обеспечить занятость подростков.
Участники проекта:
- обучающиеся 1-11 классов;
- классные руководители;
- заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии;
- родитли;
Срок реализации проекта с апреля по август 2014 года
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
- Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме.
- Определение цели, исходя из интересов.
- Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
Основной этап:
- Проведение цикла мероприятий, экскурсий.
- Взаимодействие с педагогами, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап:
- Создание экспертной группы для оценки проделанной работы в рамках проекта.
- Самоанализ конечного результата. Обобщение полученного опыта.





Содержание проектной деятельности

Содержание
Сроки реализации
Ответственные


Сбор литературы по охраняемым территориям Тарского района (Кедровники Пихтовского участкового лесничества Васисского лесничества Омской области)
Апрель
Инициативная группа, учитель географии


Экскурсия в кедровый бор с целью оценки его экологического состояния, выявление главной проблемы – проблемы засорения кедровника бытовыми отходами, наличие большого количества поваленных деревьев, отсутствие санитарного надзора. Фотографирование отдельных проблемных участков для фотовыставки
Май
Классные руководители, зам директора по ВР, инициативная группа


Анкетирование учащихся школы и жителей села, посещающих лесной массив. Обработка данных анкетирования, формулирование общего вывода
Май
Совет старшеклассников


Оформление информационного стенда «Кедр и его значение для человека»
Апрель
Инициативная группа


Привлечение населения к акции через встречу, беседы с учениками и родителями, (неделя Экологии в школе)
Апрель
Учитель географии


Приобрести расходные материалы для листовок Размножение листовок, развешивание их в наиболее людных местах.
Апрель
Администрация школы


Изготовление «Запрещающих знаков»
Июнь
Учащиеся 10 – 11 классов классов


Конкурс рисунков «Я и вокруг меня»
Апрель
Учащиеся 1-7 классов


Выпуск агиток «Правила поведения»
май
Учащиеся 8 – 9 классов


Акции «Чистый лес», по санитарной очистке и благоустройству территории кедровника школьниками с участием родителей.

Июнь - август
Учащиеся 5-11 классов, родители, педагоги.


Выпуск информационных листов, презентация по итогам проекта.
август
Инициативная группа

Ресурсное обеспечение проекта
- персональный компьютер
- проекционное оборудование
- фотоаппарат
- листы ватмана, краски, кисти
- принтер
- деревянные щиты для укрепления знаков
Ожидаемый результат
Местные экологические проблемы могут показаться мелкими и незначительными по сравнению с глобальными проблемами. Но решение местных экологических проблем – это один шаг к разрешению проблемы биосферы и здоровья всего живого на Земле .Данный проект является очередным шагом на пути к созданию экологического объединения в Атирской школе. Работа по проекту даст возможность выявить наиболее активных участников проекта, и далее организовывать более активную работу на территории села по повышению экологической культуры населения. Повысит имидж инициативной группы, будет способствовать развитию партнёрства между инициативной группой и руководителями местной администрации.

Рисунок 1H:\для экопроекта\ФоТо-0018.jpg15