Патриотическое воспитание дошкольников с нарушением слуха


«Патриотическое воспитание дошкольников с нарушением слуха»
Глухова Е.А., учитель-дефектолог МБДОУ «Детского сада компенсирующего вида № 5» г. о. Самара.Нравственно-патриотического воспитания дошкольников с нарушением слуха, представляет собой сложный педагогический процесс. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Специфику и суть работы педагогов нашего учреждения в работе по патриотическому воспитанию детей с нарушением слуха как нельзя точно отражают слова В. А. Сухомлинского, который сказал: «Красота родного края - это источник любви к Родине».
Фундамент будущего человека закладывается в детстве. Потому-то всё, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Ориентиром в патриотическом воспитании дошкольников становятся: детская игра, проектно- поисковая деятельность, трудовая деятельность взрослых и детей, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Руководя любым видом детской деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком наиболее доступные ему, причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Хочется отметить, что проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и позволяет оформить ее в виде культурно-значимого продукта. В рамках реализации задач по патриотическому воспитанию в части ознакомления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста с природой Родного края мы разработали информационно-практический проект «Жигули-зелёная жемчужина Волги». Проект направлен на воспитание у детей чувства любви к родным местам, к малой Родине и бережного отношения к природе родного края. В ходе проекта мы познакомились с детьми с Жигулями, парком Самарская Лука, Жигулёвским заповедником. С помощью   игр, занимательных заданий, чтения художественной литературы, просмотра видеороликов и компьютерных презентаций дети много узнали о экосистеме Жигулей, увидели красоту и величие Жигулей.





Родители были активными участниками нашего проекта. В помощь родителям для организации совместной деятельности с детьми был подготовлен образовательный маршрут «Жигули-зелёная жемчужина Волги». С помощью данного образовательного маршрута родителям предлагалось вместе с ребенком поближе познакомиться с Жигулёвскими горами. Образовательный маршрут представляет собой пошаговую инструкцию, в которой дано краткое описание каждого последовательно следующего друг за другом этапа знакомства с жигулёвскими горами и даны адресные ссылки в сети интернет, воспользовавшись которыми родители вместе с детьми могут посмотреть видеоролик о жигулёвском заповеднике, или познакомиться с древними преданиями Жигулей, или поиграть онлайн игры вместе с детьми, чтобы закрепить название животных или растений: «Уважаемые родители! Этот образовательный маршрут посвящен Жигулёвским горам - одному из самых красивых мест в центральной России. Предлагаем вам вместе со своим ребенком поближе познакомиться с Жигулями – зелёной жемчужиной Волги.
Шаг 1. Жигулёвские горы.
Со стороны Волги Жигули представляются настоящей горной страной, высота их достигает 375 метров над уровнем моря.
Посмотрите вместе с ребёнком видеоролик о Жигулях в интернете по адресу: http://www.youtube.com/watch?v=Y66Naxr9r2EШаг 2. Самарская лука.
Расскажите ребёнку, что на территории Жигулей есть уникальная местность, образованная излучиной (изгибом) реки Волги и называется она САМАРСКАЯ ЛУКА.
Уважаемые родители, что бы подготовиться к беседе воспользуйтесь адресной ссылкой: http://video.yandex.ru/users/rasen-ra/view/1/#
Шаг 3. Жигулёвский заповедник. Посмотрите видеоролик, который поможет вам рассказать ребёнку о заповеднике: http://www.youtube.com/watch?v=Y66Naxr9r2EШаг 4. Растения Жигулей.
Используя данную ссылку, вы сможете закрепить с ребёнком названия деревьев:
http://multiki.mirtesen.ru/blog/43730122874/Derevya.-Prezentatsiya-dlya-doshkolnikov, названия съедобных и ядовитых грибов: http://viki.rdf.ru/item/2473/download/
Шаг 5. Животный мир Жигулей. Загадайте ребёнку загадки о животных леса, используя ссылку: http://viki.rdf.ru/item/3259/download/Предложите ребёнку игры онлайн: собери пазл «Лисица и лисята»: http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/pazly/detskiy-pazl-lisica-i-lisjata, Чей голос в лесу? http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-chej-eto-golos-v-lesu. Расскажите ребёнку о летучих мышах, интересную информацию вы можете найти по данной ссылке: http://samsc.ssu.samara.ru/bio spl/bio_spl_1.shtml. Змеи, насекомые и пауки также обитают в этом регионе и вносят свой вклад в богатую природу заповедника. Расскажите ребёнку о насекомых, поможет вам в этом мультимедийная презентация по ссылке: HYPERLINK "http://viki.rdf.ru/item/1004/download/" http://viki.rdf.ru/item/1004/download/. Шаг 6. Берегите природу родного края. Необходимо бережно относиться к природе родного края. Расскажите ребёнку, как правильно вести себя на природе, используя ссылку в интернете: http://viki.rdf.ru/item/3653/download/».
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. И хотя многие впечатления еще не осознаны ребёнком глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.
Список использованной литературы:
Мазанева М.Д. - Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, Издательство: М.: Сфера, 2009.
Князева О.Л.,Стеркина Р.Б. - Мы все разные: Пособие для детей старшего дошкольного возраста: 5-6 лет. Издательство: Просвещение,2005г.
Баранникова О.Н. - Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду Развитие и воспитание издательство: Аркти, 2007г.