Математика 3 класс Умножение двузначного числа на однозначное
Умножение двузначного числа на однозначное.Решение задач
Цели: совершенствовать вычислительные навыки; упражнять учащихся в умножении двузначного числа на однозначное; учить решать задачи; развивать умение анализировать и сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а ч а № 309.
– Что обозначают данные выражения:
?
III. Устный счет.
1. А р и ф м е т и ч е с к и й д и к т а н т.
а) Увеличьте 9 в 7 раз.
б) Найдите разность 77 и 19.
в) Полученный в пункте б) результат разделите на 8.
г) Найдите частное 54 и 9.
д) Произведение двух чисел равно 81; первый множитель 9. Найдите другой множитель.
е) Делимое 54, делитель 6. Частное?
ж) Частное двух чисел равно 7, делитель 8. Найдите делимое.
з) В плацкартном вагоне 9 купейных отсеков по 6 мест в каждом. Сколько всего мест в вагоне?
и) У Вани 30 досок. Сколько будок для собак он может сделать, если на одну будку идет 5 досок?
к) В подставке для дисков 37 дисков рок-музыки, а дисков с классикой на 9 меньше. Сколько дисков с классикой?
2. Соедините пары выражений:
(30 + 2) · 4 (40 + 8) · 2
(21 + 34) · 2 30 · 4 + 2 · 4
40 · 2 + 8 · 2 21 · 2 + 34 · 2
– Какое свойство использовали? (Распределительное свойство умножения.)
3. Разгадайте правило и вставьте числа в «окошки»:
IV. Работа над темой урока.
1. З а к р е п л е н и е п р а в и л а у м н о ж е н и я двузначного числа на однозначное (выполнение задания № 315).
При выполнении № 315 учащиеся используют определение умножения и его распределительное свойство.
Учащиеся. Если в первой паре выражений заменить сумму чисел ее значением, то получим произведения:
(17 + 5) · 4 = 22 · 4
(17 + 5) · 5 = 22 · 5
В этом случае можно, не вычисляя значений выражений, сказать, что второе произведение больше первого на 22.
– Сравните вторую пару выражений:
3 · 7 + 6 · 7
(3 + 6) · 6
Учащиеся. Используя распределительное свойство умножения, первое выражение можно записать так:
(3 + 6) · 7.
З а п и с ь н а д о с к е:
3 · 7 + 6 · 7 = (3 + 6) · 7 = 9 · 7
(3 + 6) · 6 = 9 · 6
Учащиеся. Теперь можно, не вычисляя значений выражений, сказать, что первое произведение больше второго на 9.
– Сравните третью пару выражений:
(34 + 6) · 8
(34 + 5) · 8
Учащиеся. Заменим сумму ее значением, получим произведение: 40 · 8 и 39 · 8. Если воспользоваться переместительным свойством умножения, то можно рассуждать так: в первом выражении 8 повторили 40 раз, а во втором 8 повторили 39 раз. Отсюда: первое выражение на 8 больше второго, и второе выражение на 8 меньше первого.
З а п и с ь н а д о с к е:
(34 + 6) · 8 = 40 · 8 = 8 · 40
(34 + 5) · 8 = 39 · 8 = 8 · 39
– Сравните четвертую пару выражений:
8 · 9 + 7 · 9
(8 + 6) · 9
Учащиеся. Сначала воспользуемся распределительным свойством умножения. Получаем выражения: (8 + 7) · 9 и (8 + 6) · 9. Затем заменяем сумму ее значением: 15 · 9 и 14 · 9. Используя переместительное свойство умножения, получаем: 9 · 15 и 9 · 14. Значит, первое произведение больше второго на 9.
З а п и с ь н а д о с к е:
8 · 9 + 7 · 9 = (8 + 7) · 9 = 15 · 9 = 9 · 15
(8 + 6) · 9 = 14 · 9 = 9 · 14
2. Р е ш е н и е з а д а ч и № 316.
– Выберите схему, которая соответствует условию задачи.
Учащиеся самостоятельно записывают решение задачи по действиям.
1) 6 · 3 = 18 (п.) – больших пришьют на 3 костюма.
2) 18 : 2 = 9 (п.) – маленьких пришьют на 1 костюм.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Составляем выражение:
6 · 3 : 2 = 9 (п.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
3. Р е ш е н и е з а д а ч и № 317.
– Что обозначает данная схема:
Учащиеся. Схематично изображен лист бумаги, из которого сделали 6 переплетов. Значит, из 12 таких листов можно сделать в 12 раз больше переплетов.
6 · 12 = 12 · 6 = (10 + 2) · 6 = 72 (п.)
4. Р е ш е н и е з а д а ч и № 319.
– Сравните данные схемы.
а)
б)
в)
г)
– Какие схемы соответствуют условию задачи? (Схемы а) и б) соответствуют задаче, так как массу одной коробки зефира и одной коробки конфет можно обозначить любым отрезком, но при этом важно сохранить соотношение: масса девяти коробок зефира такая же, как масса шести коробок конфет. Схема в) не соответствует задаче. Схема г) тоже не соответствует, так как на ней отмечено наличие 10 коробок зефира.)Р е ш е н и е.
1) 6 · 6 = 36 (кг) – масса 6 коробок конфет или 9 коробок зефира.
2) 36 : 9 = 4 (кг) – масса одной коробки зефира.
Коллективное составление выражения:
6 · 6 : 9 = 4 (кг)
5. И г р а «Лучший математик».
– Расположите карточки с выражениями в порядке возрастания их значений:
О т в е т: 13 · 3; 16 · 3; 16 · 5; 17 · 5; 17 · 7; 19 · 7.
– Проверьте свои ответы вычислениями.
V. Итог урока.
Домашнее задание: № 313, 318.