Окружающий мир. 2 класс. Водные богатства
Окружающий мир во 2-Б классе
Учитель: Загвозкина В.В.
Тема урока. Водные богатства.
Цели урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с новыми понятиями, терминами и определениями, начать формирование представления о реках – её частях;
- воспитывать бережное отношение к природным объектам – рекам, учить, беречь природные богатства;
- развитие мышления обучающихся, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Формировать понятие река и её части.
2. Формировать понятия значимости рек в жизни
Метапредметные:
Регулятивные.
1. Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.
2. Планировать свои действия.
3. Контролировать и оценивать свою работу.
Коммуникативные.
1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
2. Оказывать взаимопомощь, взаимоконтроль.
Познавательные.
1. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях.
Личностные.
1. Формирование положительных отношений к учению.
Оборудование: картинки, учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, компьютер, презентация.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
На парте всё в образцовом порядке.
Подарим улыбки,
Гостям, мне, друзьям,
свободно вздохнём
И, не волнуясь, урок наш начнём.
II.Актуализация знаний.
1.Игра « Угадай-ка»
- Ровные или почти ровные участки земной поверхности ( Равнины)
- Равнины, которые имеют ровную поверхность, это….( Плоские равнины)
- Возвышенности на равнинах называются…( Холмами)
- Назовите части холма … Вершина, склон, подошва
- Равнины, имеющие на поверхности возвышенности (холмы)…. Холмистые равнины
- Эти чудо – великаны
Носят каменные кафтаны.
Белые шапки на макушках,
До облаков достают верхушкой. ... ( Горы)
- У горы, у холма он бывает крутой или пологий. ... ( Склон)
- Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или …...( Подножие)
- Горы, расположенные рядами, называют …(Горные хребты.)
- Самая высокая часть холма или горы… (Вершина)
- Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами... ( Овраг)
-Что делают люди для того, чтобы овраги не увеличивались? ( Сажают на склонах деревья, кустарники).
2 Проверка домашнего задания.
-Какие формы земной поверхности есть в нашем крае?
III .Самоопределение к деятельности.
-Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Странный вопрос возникает тогда:
“Планета должна называться …“Вода”?”
-Почему поэт предложил переименовать планету? Потому что на карте мы видим много воды.
-Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки:
Отгадайте загадки
1.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик в ручейке,
А широкий – в море.
Что такое? ( Река)
2. Не проедешь, не пройдешь –
Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой. ( Болото )
3. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)
4. Молодые берёзки свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется? ( Озеро) (Слайд)
5. К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился — весной. Ручей (Слайд)
- Болото, море, озеро, река - как можно назвать одним словом? Водоёмы.
-Ребята, как вы думаете, что вы сегодня на уроке сможете узнать нового?
- Какие водоёмы бывают?
- На какие группы можно разделить водоёмы?
- Из каких частей состоит река?
- Хочу научиться сравнивать водоёмы.
- Да, правильно. Мы познакомимся с некоторыми водоемами России и нашего края. Выясним значение их в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять. Повторим, как себя вести во время отдыха на водоемах.
IV Физкультминутка «Цапля»
Цапля ходит по воде И мечтает о еде. Ноги выше поднимай, Так как цапля, не зевай!
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись.
V. Изучение новой темы.
1. Беседа
- Как вы думаете, что такое водоемы? Хранилища воды, местообитание живых организмов
Мы назвали реку, озеро, море, болото, ручей.
-Вы знаете, как они появились? Их создала природа
-Правильно. Эти водоемы созданы природой и называются естественными. (Слайд)
- «О каких водоемах идет речь?»
1. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди утроили запруду, и на этом месте появился? … Пруд
Теперь в нем разводят рыбу. - Кто из животных строит плотины на реках и озерах? ( Бобры)
2.Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось ? (Водохранилище)
Сейчас из него берут воду для города.
3-Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился ?( Канал)
Теперь из одной реки на теплоходе можно поплыть в другую.
- Как появились пруд, канал, водохранилище? Их создал человек
- Какие это водоемы по способу образования? Искусственные водоемы
- Повторим, какие водоемы относятся к естественным ? - К искусственным? (Слайд)
- Ребята, сейчас мы совершим небольшое путешествие по нашей стране. Увидим разнообразие водоемов . Внимательно слушайте, запоминайте. После ответите на вопросы. (Слайд)
Россия - это единственное государство, у берегов которого располагается 12 морей, принадлежащих трем океанам: Северному Ледовитого, Тихому и Атлантическому. (Слайд)
2.Рассказ учителя.
Черное море. Омывает берега России, Украины, Турции и других стран. Наибольшая глубина Чёрного моря — 2210 м, средняя — 1240 м. Почему море назвали Черным? Существовало несколько гипотез. Наиболее вероятная заключается в том, что металлические предметы, опущенные на большую глубину, чернеют под действием содержащегося там сероводорода. Животный и растительный мир Черного моря богат и разнообразен: водятся в нем бычки, морские коньки и иглы, морской черт (с большой зубастой пастью), морской кот, встречается и меч-рыба. В конце лета, теплой осенью на Черном море наблюдается свечение (от большого скопления водоросли ночесветки). Ночное море становится волшебным и, кажется, что попадаешь в сказку. Прибой светится нежно голубоватым светом. Любые предметы по контуру искрятся, а брызги разлетаются как звездопад. Такое явление можно увидеть и на Азовском море.
Азовское море - является самым мелководным морем планеты. Средняя глубина 8 м, максимальная 14 м. Разнообразен растительный и животный мир моря. В Азовском море можно встретить и речных рыб (щуку, карася, окуня), и морских (белугу, осетра). Акулы в Азовском море представлены одним единственным видом - катраном. Его еще называют морской собакой. Это небольшая акула, редко превышающая в длину 1 м. Совершенно безопасна для человека.
На берегах Черного и Азовского морей живет много уток, гусей, чаек. Многие жители морского побережья знают о способности чаек предсказывать погоду. «Если чайка села в воду, жди хорошую погоду. Чайка бродит по песку, моряку сулит тоску», то есть жди бури.
Азовское море можно назвать богатством нашей области. В него впадают крупные реки.
- На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек.
-Место, где река берёт своё начало называется..... исток. Слайд Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется..... устье
3. Работа по учебнику.
-А что такое исток и какие еще есть части реки, мы прочитаем в учебнике на стр. 83
( Работа в парах. Обучающиеся рассматривают схему на с. 83,читают текст.)
- Как называют начало реки?
-Как называют место, где река впадает в другую реку?
- А теперь попробуйте объяснить, чем отличается озеро от реки. -Вода в нём не течёт как поток в русле, а находится в углублении.
-Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.
- А в чем сходство озера и реки? - Озеро, как и река, питается дождями и подземными водами.
-На озёрах, как и на реках, бывают разливы весной
- А кто может сказать, какое российское озеро является самым глубоким в мире? …(Байкал )
- Озеро Байкал находится в Сибири. Его максимальная глубина в отдельных местах – 1642м, в нём огромный запас пресной чистой воды.
Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине
40 м. Интересный обитатель озера - морское млекопитающее - тюлень, или байкальская нерпа.
V.Закрепление изученного материала.
- А сейчас проверим, как вы запомнили материал, изученный на уроке. Если вы внимательно смотрели и слушали презентацию, то легко справитесь с заданиями
1. Болото, реки, ручьи, море, океан- это___какие____ водоёмы.(Естественные)
2. Пруд, водохранилище, канал – это ____какие____ водоемы. (Искусственные)
3.Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это (Устье)
4. Начало реки- это ( Исток)
5. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду, называются . (.Притоками)
-Послушайте сказку, которая называется «Жила – была Река».
Жила – была Река. Сначала она была маленьким, весёлым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоснежных берёз. И все говорили:
- Какая чистая вода в этом ручье!
Затем ручей превратился в настоящую реку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Они обрадовались Реке.
- Оставайся, Река с нами в городе.
Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной.
Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая Река» Никто не гулял на её берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи. И никто из горожан не подумал, что Река тоже живая.
- Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, защищала в жаркие дни от зноя.
А люди всё больше загрязняли Реку.
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения, животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.
- Нет, не могу больше оставаться с людьми. Надо от них уходить, иначе я совсем погибну. Помогите мне, жители мои, выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей.
Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и лягушки, - очистили свой дом от грязи, вылечили Реку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы.
- А где же Река? – удивились жители города.
- Я знаю, почему от нас ушла Река! Мы обидели её, загрязняли. Я предлагаю отправиться в дальние страны и извиниться перед Рекой.
Отправились горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали её, ведь она стала чистой и прозрачной.
- Извини нас, Река, обещаем, что не будем тебя загрязнять, возвращайся к нам в город.
- Хорошо, я вернусь в город.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных учёных - следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
- Ребята, опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми.(Чистая, прозрачная)
- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели или нет? ( Засоряли, губили ее жителей).
- Да, ребята. Вода – одно из главных природных богатств человека. Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек. Вода нужна для утоления жажды, для умывания, вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы.
К сожалению, некоторые люди нарушают правила поведения в природе. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. От загрязнения воды страдает всё живое.
- Быстро очистить реку можно только в сказке, а в реальной жизни как это сделать?
Не засорять, ставить очистительные сооружения
- Как в быту беречь и экономить чистую воду? Закрывать кран
- Правильно, молодцы.
- Действительно, на водоемах нужно ставить очистные сооружения, фильтры, чтобы очищать воду.
VI. Итоги урока. Рефлексия.
- Скажите, ребята, для чего же на Земле водоемы?
-Они дают воду, без них Земля высохла бы.
-Это дом для живых организмов (растений и животных).
-Это дорога для водного транспорта.
- Место отдыха.
- Ребята, продолжите, пожалуйста, предложения:
Я узнал…
Я задумался…
Я удивился…
VI I Домашнее задание.
1.Прочитать текст на с.83-85.запомнить части реки.
2.подготовить рассказ на тему «Красота моря».