Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Первопечатник Иван Фёдоров


Технологическая карта урока
Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская
Предмет литературное чтение
Класс 3
Автор УМК В.Г.Горецкий
Тема урока Первопечатник Иван Фёдоров
Тип урока Освоение нового материала с элементами проектной деятельности
Цели урока Познакомить детей с личностью Ивана Фёдорова в истории русского народа, продолжить работу по развитию речи обучающихся и умению работать с учебным текстом: сравнивать, сопоставлять факты, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к истории родной страны, к культуре русского народа, формировать умение работать в группах.
Педагогические задачи учить работать с разными информационными источниками: с научно-познавательным текстом (выделять отличительные черты, определять последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), с репродукциями картин; иллюстрациями;
формировать систему ценностей, принятых в обществе;
находить ключевые (опорные) слова, позволяющие создать свой текст для выборочного пересказа);
учить работать в паре, группе.
Планируемые результаты Предметные: знать историю создания первой печатной книги, уметь сравнивать древние рукописные и печатные книги, раскрыть роль Ивана Фёдорова в истории России;
Метапредметные:
регулятивные УУД: формулировать познавательную задачу, исходя из её целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности; оценивать свои достижения;
познавательные УУД: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока; извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; обогащать и активизировать словарный запас; уметь устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно находить правильные решения, анализировать причины успеха/ неуспеха;
коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группах, выражать свою точку зрения;
Личностные: проявлять интерес к истории своего Отечества, строить рассуждения и доказательства своей работы
Ход урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Этап урока. Познавательная Коммуникативная Регулятивная Личностная
Осуще-ствляемыедей-
ствияФорми-
руемыеспособы
дей-
ствияОсуще-ствляемыедей-
ствияФорми-
руемыеспособы
дей-
ствияОсуще-ствляемыедей-
ствияФорми-
руемыеспособы
дей-
ствияОсуще-ствляемыедей-
ствияФорми-
руемыеспособы
дей-
ствия1. Органи-зация начала урока Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся. Перед уроком ответственные проверяют готовность обучающихся к уроку. Владеют навыками контроля и самоконтроля. Психологическое настраивание на урок. Показыва-ют готов-ность к уроку. Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места.
2. Актуали-зация знаний Сегодня на уроке литературного чтения мы побываем в необыкновенном мире. Хотите узнать в каком? Прочитайте про себя отрывок из стихотворения Виктора Бокова и определите, в каком же мире мы побываем?
Книга – учитель, книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
В.Боков
- Догадались, в каком мире мы побываем? (в мире книг)
-Послушайте стихотворение и обратите внимание на то, как автор называет книгу.(учитель. друг, наставник)
- Как мы с вами на прошлом уроке назвали книгу? (самое великое чудо на свете)
- Почему авторы учебника так называют книгу? Докажите, что книга является самым великим чудом. (Книга – чудо. Она делает невозможное возможным. Книга – окно в мир. Обо всем рассказывают книги. С помощью книги ты можешь побывать, не выходя из комнаты, в жарких и холодных странах, прогуляться по Луне, опуститься на дно океана. Протяни руку – и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать).- Подтвердите свои слова пословицами о книге, которые вы записали в тетради дома. Поменяйтесь тетрадями, прочитайте высказывания, которые записал ваш сосед. Прочитайте то, которое вам больше всего понравилось.
Ответы детей:
Великая польза бывает от книжного учения.
Книги – реки, наполняющие Вселенную мудростью.
В книгах – несчётная глубина, ими мы в печали утешаемся.
- Сегодня мы побываем в мире книги, но прежде, проверим знания, вспомним факты и события, которые помогут нам в изучении новой темы.
- Давно ли появилось это чудо?(в Древней Руси)
- Вспомните, как назывались первые книги? ( Рукописные.)
-Почему они так назывались? (Их писали от руки.)
- Какими же они были? Вспомнить об этом нам поможет кроссворд.
Автор первой летописи
Кто чаще всего писал рукописные книги?
Что служило орудием письма?
Из чего делали переплёт рукописных книг?
Чем обтягивали переплёт?
Какой ещё материал использовали для переплёта?
Кто на Руси напечатал первую книгу?
- Проверьте свои ответы по слайду.
-Сделаем остановку. Оцените свои знания, поставьте себе отметку. Читает хорошо подготовленный ученик
- О книге.
Без книги глупеешь.
Название раздела «Самое великое чудо на свете»
- раньше книги писали от руки, рукописные
взаимопроверка.
- Нестор
- Монах
- Перья
- Доски
- Ткань
- Кожа
На листочках у учеников – смайлики
Формули-руют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимой информации из прослушанного текста. Формули-руют ответы на постав-ленные вопросы
Внимательно слушают. Слушают другого собесесед-ника, аргументируют высказывания.
Выражают свою точку зрения.
Анализируют причину успеха/ неуспеха.
3. Постановка учебной задачи. -Кто смог ответить на последний вопрос?
-Почему вы не смогли ответить на него ответить?
- Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?
(кто напечатал первую книгу?)
- Что бы вы хотели узнать о первой печатной книге?
Учитель. Я дома готовилась к уроку и тоже постаралась сформулировать такие вопросы. Многие из них совпали с вашими:
1 )как называлась первая книга.
2) где печатали книгу
3) как ее печатали
Из каких источников можно узнать ответы на эти вопросы? (художественная литература, научно-познавательная литература, Интернет, общение с родителями и другими взрослыми людьми.)
Воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока.
отвечают на вопрос
в учебнике, книгах, сети Интернет Проявлять индивидуальные творческие способности.
Извлече-ние необходи-мой инфо-рмации из прослушанного текста.
Осмысливают содержание прочитанного. Извлекать из текста информацию. Формулировать учебную задачу и стараться её выполнять
Предлагать способы решения учебной задачи урока Умение работать в группе
4. Освоение новых знаний. - Все это нам и предстоит сегодня сделать. А начнем мы с небольшого путешествия. Предлагаю отправиться в Москву, в 16 век . Люди говорят непонятные слова...
Полина и Кирилл сегодня будут нашими толкователями и помогут узнать значение устаревших слов.
- Представим себе царские палаты. На троне царь Иван Грозный, перед ним стоит простой человек. Царь листает рукопись и хмурит брови.
- Послушайте внимательно, о чём говорят эти люди и определите, чем недоволен царь.
Иван Грозный Опять писцы нерадивые священное слово исказили!
Читают книгу день, а пишут её год. Сие нелепо.
Друкарь: - Великий государь! О книге я долго думал. Ночи проводил без сна. Дело печатное на Руси надобно воздвигнуть.
Иван Грозный: - Книгу можешь напечатать?
Друкарь: - Могу. Печатный стан надо построить. Замыслил я буквы из свинца лить, их в слова набирать Краски тереть, как за морем. Эх, бумагу бы на книги плотную….Будут и у нас тогда книги надёжно и скоро творимые.. Коли благословишь нас на трудный подвиг, сотнями будем тогда книги печатать.
Иван Грозный Решено. Повелеваю устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться. И всяк тогда к приветливому слову потянется.
- Вы узнали, почему царь был недоволен? (ему не нравились рукописные книги)
- Вы знаете человека, который разговаривал с царём?
- Ответ на это вопрос, а также на вопросы: зачем Иван Грозный встречался с этим человеком, какое событие обсуждали эти люди, вы сможете из статьи учебника. Откройте стр. 10. Возьмите карандаш и подчеркните ответы на все эти вопросы.
- Прочитаем текст.
- Мы много узнали об этом человеке (прохожу по рядам)
-: Как же зовут человека, который разговаривал с царём? (Иван Фёдоров.)
-Кем был Иван Фёдоров? (друкарем)
Полина и Кирилл поясняют значение слова.( типограф, печатник.)
- Почему Ивана Федорова называют Первопечатником? (Он был первым русским человеком, напечатавшим книгу)
-Когда же появилась первая печатная книга на Руси (1 марта 1564 года)
-Где её напечатали? (Печатный двор ,около Кремля)
-Как называлось это место в Москве? ( Китай-город.)
-Для чего царь велел строить печатный двор? (Чтобы на Руси появились печатные книги).
- Какой источник информации помог найти ответы на все эти вопросы? Находят значение непонятных слов и могут толковать их.
Воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока Умение толковать непонятные слова.
.
Анализируют литературный текст с опорой на вопросы.
Анализируют литературный текст с опорой на вопросы.
.
Строят рассуждения и доказательства своей работы
5. Работа над проектом. - Предлагаю поработать в группах и найти дополнительную информацию об Иване Фёдорове и его значимости в истории России. Каждая группа заполняет лист формата А4, отвечая на свой вопрос.
Существует несколько картин и памятник, с изображением Ивана Федорова. Предлагаю вам поработать с иллюстрациями, научными статьями, чтобы более подробно изучит тему нашего урока. Работать вы будете в группах. Для этого необходимо вспомнить наши правила.
группа «Биография»


Найдите в интернете краткие сведения об Иване Фёдорове.
Иван Федоров родился около 1510 года, но где – неизвестно. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Научился и литейному делу. От живущих в Москве немцев узнал о печатном станке и буквах-литерах. И загорелся Фёдоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов! В народе говорили про Ивана Фёдорова: хитрец, то есть такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.
2 группа «В мастерской»
45720121285

А теперь перенесёмся на Печатный двор. В нём уже трудятся мастера с подручными.. Помощниками Ивана Фёдорова были Пётр Мстиславец и Андронник Тимофеев. Понаблюдаем за их работой.
Восставим по порядку их действия:
1. Нарисовать буквы, (в зеркальном изображении).
2. Вырезать рисунки.
3. Изготовить формы (для отливки).
4. Отлить буквы из олова.
5. Вырезать на деревянной доске изображение буквиц, рисунков и узоров.
6. Выложить на специальной доске строки и страницы из литер.
7. Сделать оттиск на листе бумаги.
Подготовьте рассказ «Как выглядела первая страница?» (из учебника)
Раскрасьте заглавицу.
3 группа «Первые книги»

Отберите нужный материал, перечислите первые книги, напечатанные Иваном Федоровым.
Вглядитесь в умное, благородное лицо человека, который держит в руках свежеотпечатанный экземпляр первой печатной книги “Апостола”. Полное название книги звучит так "Дееяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". На создание первой книги, которая называлась «Апостол», ушёл целый год.
Зато вторая – «Часовник» (она содержала молитвы) – была подготовлена за два месяца. По ней долгое время люди учились читать.
Однажды Ивана Фёдорова озаряет мысль. Нужно издать книгу для скорого чтения. Азбуку для всех. Букварь! Писать букварь было некому. И взялся Иван Фёдоров за эту работу сам. Тщательно писал-рисовал Иван буквы, находил украшения, примеры, чтобы младенцы учились не только письму – буквам и цифрам, но и добрым делам, хорошим мыслям. Так была напечатана первая русская «Азбука», по ней долгое время дети учились грамоте. Первый печатный учебник русской грамоты состоял из двух частей. Большая часть была посвящена изучению букв и слогов, меньшая содержала тексты, которые должны были читать ученики, уже знающие грамоту.
Через несколько лет он напечатал, по поручению князя Константина Острожского, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке. В неё первопечатник вложил всё своё умение и мастерство.
Он напечатал и Первый русский календарь из скромных листочков, на которых были напечатаны стихи, посвящённые каждому месяцу. Случилось это 5 мая 1581 года. От этого дня и ведут начало наши печатные календари. И когда вечером будем срывать листок с численника-календаря, то вспомним, что его далекого-далёкого предка отпечатал Иван Друкарь.
4 группа «Великий подвиг»

27 сентября 1909 года в Москве на собранные народом деньги открыт памятник книгопечатнику Фёдорову. К подножию памятника было возложено 99 венков.
За какие заслуги поставлен Ивану Федорову памятник в Москве?
-Почему появление на Руси первой печатной книги было великим событием? . Рукописные книги писались долго, поэтому их было мало.
В рукописных книгах допускалось много ошибок, так как писцы уставали за работой, а некоторые не умели читать и просто срисовывали то, что видят.
Книги были очень дорогие, то есть не были доступны всем. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, стадо коров. Монастырь, владевший книгами, хранил их бережно. Книги приковывали цепями к полкам.
После крещения Руси потребовалось много церковных книг (не случайно первой печатной книгой стал “Апостол”).
Накопленные знания нужно было сообщать людям. Книги были нужны и для того, чтобы люди могли учить грамоту, узнавать законы.
Заполните таблицу: (даны слова для справок)
Плюсы
1.Можно напечатать быстро.
2. Нет ошибок.
3. Невысокая цена.
4.Большой тираж.
5.Доступность.
Сравнивают первопечатные книги с рукописными и обосновывают своё мнение.
Извлече-ние неохо-димой информации. Понимание и и адекватнаяоценка языка средств массовой информации
Выбирают организатора работы в группе, распределяют обязанности. Умение договариваться в группе сверстников
Умение сотрудничать в поиске и сборе информации. Определение цели, функций участни-ков, способов взаимодействия.
. Проявлять интерес к истории своего Отечества
Умение работать в группе
6. Презентации групп. 1 группа
- Слово предоставляется первой группе.
Что нового вы узнали о первопечатнике Иване Фёдорове?
2 группа
Внимательно слушаем ребят второй группы и выделяем особенности создания печатной книги.
Показ страницы.
- откуда пошло выражение «красная строка»?
Полина и Кирилл: значение слов
Заставица-
……………
……………..
Показывают свой рисунок.
3 группа:
Перечислите первые книги, напечатанные Иваном Федоровым.
Полина и Кирилл: значение слов
Апостол-
Библия-
4 группа
- 4 группа отвечала на вопрос: - Почему люди оценили труд Ивана Фёдорова?
-В чём преимущество печатной книги?
- Посмотрите на результаты своего труда. Что у нас получилось? (страницы из книги)
- А что должно быть в каждой книге? (название)
- Что выражает название книги? (главную мысль)
- Предлагаю продолжить работу в группах, придумать название к нашей книге и написать на отдельном листе название.
(В заключении работы – проголосовать)
- К какому результату мы пришли в процессе работы? (создали книгу) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачасми и условиями коммуникации.
7. Рефлексия Кроссворд
- Кто на Руси напечатал первую книгу?
Если бы не было этого урока, чего бы вы не узнали?
-Оцените свою работу, проставив оценки на листе с кроссвордом.
Определя-ют значи-мость печатного дала на Руси и обосновы-вают своё мнение. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Высказывают своё мнение. Умение с достаточ-ной точ-ностью и полнотой выражать свои мысли. Осуществляют самоанализ своей деятельности.
Осущест-влять реф-лексию своей деятель-ности. Оценивать свои дос-тижения. Осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить. Умение отвечать на вопрос: «Какое значение имеет ……?» 9. Домашнее задание. - Подготовьте краткий пересказ об Иване Фёдорове.Стр.12 вопрос № 2. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу. 7.
2. 4. 3. 6. 1. 5. По горизонтали: 1. Автор первой летописи.
По вертикали: 2. Кто чаще всего писал рукописные книги?
3. Что служило орудием письма?
4. Из чего делали переплёт рукописных книг?
5. Чем обтягивали переплёт?
6. Какой ещё материал использовали для
переплёта?
7. Кто на Руси напечатал первую книгу?
Оцени свою работу:
6 правильных ответов. МОЛОДЕЦ!
4-5 правильных ответов. БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!
3 и менее правильных ответов. ПОВТОРИ МАТЕРИАЛ!
ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ
№ Задание Оценка
1. Чтение стихотворения. 2. Домашняя работа (пословицы) 3. Работа в группе 4. Толкование слов 5. Чтение статьи 6. Участие в инсценировке 7. Разгадывание кроссворда 8. Ответы на вопросы ОБЩИЙ БАЛЛ (суммируй все оценки) СРЕДНИЙ БАЛЛ