Конспект урока литературного чтения Понятие об описании. Л.Толстой «какая бывает роса на траве».


Конспект урока
Дата: 18.02.2015 Класс: 2 «А»
Предмет: Литературное чтение
Тема: Понятие об описании. Л.Толстой «какая бывает роса на траве».
Цель: познакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, формировать умение прогнозировать содержание по названию, показать на примерах отличие текста описания, повествования и рассуждения.
Задачи:
-Формировать навык беглого, осознанного чтения;
-Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво; развивать речь, воображение, внимание.
-прививать внимательность, навык наблюдения за окружающим миром, формировать умение видеть прекрасное в обычном;
-воспитывать трудолюбие, внимательность, бережное отношение к природе, доброту,
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты, презентация;
Ход урока
I. Организационный момент.
Приготовились к уроку. Приветствуем друг друга улыбкой. И с хорошим настроением начнем урок чтения.
II. Проверка домашнего задания 
Выразительное чтение стихотворения «Малютка верблюжонок» стр.120.
Чтение пословиц о животных.
(просмотр видеофрагмента о животных)
Ребята, чему учит стихотворение?
Как мы должны относиться к животным?
Почему, писатели, поэты призывают нас к хорошему, доброму отношению км животным?
III. Постановка цели. Актуализация знаний.
Сегодня, мы познакомимся с вами с рассказом Льва Николаевича Толстого.
- Расскажите, что вы знаете из биографии Льва Николевича Толстого?
- Какие произведения Л.Н. Толстого вы ещё знаете? ("Как меня в лесу застала гроза", "Старый дед и внучек", "Корова", "Лгун", "Прыжок", "Акула", "Филиппок", "Лев и собачка", "Осел и лошадь", "Лев и мышь":Рассказ о жизни и творчестве писателя. (по слайду.)
Что нового вы узнали о писателе?
Какой это был человек?
Почему Л.Н. Толстой много трудился, и не боялся никакой работы?
(рисование солнышко-открытия)
- Назовите стиль произведений этого замечательного писателя?
- Назовите стиль произведений Льва Николаевича Толстого? (художественный)
- К какому типу текста относятся эти отрывки? Что такое текст-повествование? 
Повествование
Что произошло?
Что случилось?
Рассказывает о событии, явлении природы.
IV. Новый материал
- Существуют и другие типы текстов. А какие в этом нам помогут разобраться произведения Л.Н. Толстого. Есть удивительный вопрос. Отвечая на него, мы как бы рисуем словами предмет, и сразу же в воображении возникает этот предмет. Давайте проверим это. Вот, например, вы видели когда-нибудь росу?
Словарь: 
1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.
2.  Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней,  или вечерней прохлады.  (Словарь С. И. Ожегова)
«Просмотр видеофрагмента роса»
(Слайд )  
 Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ?
 «Какая бывает роса на траве».
V. Первичное чтение учителем стр. 121
-Понравилась ли вам описание росы?
-Какие чувства у вас вызвало это произведение?
-Подумайте, с какой целью Толстой написал этот  текст?
 - Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.
 - Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру
- Чтобы мы с вами  заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?
VI. Самостоятельное чтение учащимися
- Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве?
     (как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)
VII.Повторное чтение текста по «цепочке».
Словарная работа.
- С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами)
(Слайд 17)   Алмазы - прозрачные драгоценные камни.
- А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок?        (С бархатом)
Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
- Какие еще сравнения вы нашли в тексте?  (Слайд 18)     
-Определите тип этого текста   (описание)
Учитель на доске вывешивает таблицу:
« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»
- Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте.
(Слайд 19)               (Алмазы блестят, переливаются разными цветами; 
                            Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…-  это метафоры)- Какие изобразительные средства использует автор?
                                                 ( Сравнения, метафоры) 
- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.
                     ( Да. Автор любуется росой, он восхищается ею, хочет поделиться
                      своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого
                       напитка кажется»)
VIII. Чтение текста  из энциклопедии о росе про себя.
- Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.
- Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать.
  ( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)
- Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.
- Какие названия вы бы могли дать этим текстам - описаниям, к каким стилям они относятся?
IX. Обобщение
Составление синквейнаСуществительное – роса
2 прилагательных – утренняя, алмазная
3 глагола  – блестит, сверкает, перекатывается, переливается
Предложение из 4 слов –   Роса  блестит крупными алмазами
X. Подведение итога урока
Приклейте свою капельку росы под тем солнышком, которое соответствовало вашему настроению на уроке. Выставление оценок.
Домашнее задание
Стр. 121 читать, стр. 121 переписать понятие и выучить.