Внеклассное мероприятие по литературе. Что за прелесть эти сказки!


Тенеевский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области
средней общеобразовательной школы с. Русская Васильевка
муниципального района Кошкинский Самарской области
Внеклассное мероприятие, посвященное сказкам
«Что за прелесть эти сказки!»

Выполнила учитель
русского языка и литературы
Тенеевского филиала ГБОУ СОШ
с. Русская Васильевка
Хисамова Василя ХамзеевнаВнеклассное мероприятие по литературе в 5 – 6 классах на тему
«Что за прелесть эти сказки!»
Цель: обобщения знаний школьников по сказкам А. С. Пушкина. Задачи: развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор школьников; воспитательная: воспитывать уважение к творчеству А. С. Пушкина, культурному наследию страны. Оформление: мультимедийный проектор, компьютер; портрет А.С. Пушкина, портреты семьи Пушкиных, иллюстрации по сказкам. Рекомендации по проведению: за 2 недели повторить сказки А. С. Пушкина, готовить костюмы сказочных персонажей, организовать выставку книг по сказкам А.С. Пушкина.
Ход мероприятия
1 ведущий:
- Итак, друзья, начнем программу!
Затей у нас большой запас,
- А для кого они?
- Для вас!
2 ведущий:
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней
Чем наши волшебные сказки
Слово учителя: ребята, сказки на Руси рассказывались с древнейших времен. Вся жизнь крестьянина сопровождалась устной народной поэзией. Пелись песни во время работы, на посиделках и свадьбах. Народная жизнь, её история, обычаи – все отражалось в былинах, преданиях, песнях и сказках. В станину предания, сказки заменяли школу. Кто рассказывал – поучал, кто слушал – поучался. От поколения к поколению передавалось сочиненное устно, что-то добавлялось последующими рассказчиками, что-то придумывалось заново. Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей. Все это очень интересно.
1 ведущий:
Ночь придет, и в поднебесье
Звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье
Нас с тобою приведет.
Там на острове чудесном
Расписные терема!
Изумрудные орешки
Белка сыплет в закрома!
2 ведущий:
В этих сказках непременно
Происходят чудеса,
На неведомых дорожках
Снова слышим голоса…
На волнах царевна Лебедь
Светит месяц под косой,
В эти сказки будешь верить,
Даже если ты большой.
Учитель: «Что за прелесть эти  сказки!»  Ребята, кто  знает, кому принадлежат  эти слова? Да, Пушкину! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь. Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из вас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?  Или лежали  в кроватке, и слушали дивные песни, сказки мамы. Пушкин приходит к нам с  раннего  детства.  Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения  великого русского поэта.   При жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии”.
1 ведущий. Мы впервые услышали его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяли наизусть со слов старших: "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. "2 ведущий. Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице - мачехе или скромной, доброй царице, о смешном и доверчивом бесенке, обманутом ловким Балдой, или царе Дадоне, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан,
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
1 ведущий. В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее радостными, страшными, удивительными и смешными событиями. И всё это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле, сегодня. 2 ведущий. Родился Александр Пушкин в 1799 году в Москве. Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; Мать Надежда Осиповна была внучкой знаменитого "арапа Петра Великого" - Абрама Петровича Ганнибала. 1 ведущий . Арина Родионовн в семье Пушкиных появилась, когда родился Александр. Няня очень любила курчавого, смышлёного, очень подвижного Сашеньку. А уж какие сказки сказывала она! И про разбойников, и про грозного Черномора, и о мёртвой царевне; пела песни, раздольные, чаще грустные, о нелёгкой доле крестьянской. Мальчик слушал их с затаённым дыханием, и всё просил: «Ещё, ещё! ». Няня  своими рассказами и сказками  учила мальчика  русскому языку,  вводила его  в  мир старины, народного быта и народной поэзии. А  Пушкин  называл ее «мамушкой». Именно эта хрупкая женщина  привила маленькому Саше любовь к  сказке.  Эти сказки няни  пробуждали   в мальчике воображение, творческую  фантазию. А позже  по сюжетам  народных сказок он  и стал сочинять сказки в стихах. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.   2 ведущий. Это знакомство с народным фольклором постепенно воплощалось в поэтический, могучий талант великого поэта. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений:
Я плоды своих скитаний,
И гармонических статей
Читаю только старой няне –
Подруге юности моей. 1 ведущий. Александр Сергеевич любил слушать сказки няни не только в детстве. В 1824 году Пушкин был сослан в село Михайловское Псковской губернии. Вместе с ним в Михайловском жила его няня Арина Родионовна. Эта простая крестьянка была самым преданным другом опального поэта. В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. Они превращались под его беглым быстрым пером в поющие строчки:
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт …
Вот как Пушкин пишет о своих занятиях в Михайловском брату Льву: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда няня рассказывает мне сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая из них поэма!
Учитель
Давайте и мы с вами ещё раз заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.
"Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок. " Кот. Здравствуйте, ребята, Здравствуйте, дорогие гости! Это я, Учёный кот. Пришёл я к вам на праздник и не с пустыми руками. Принёс я вам подарки ценные. Но чтобы получить подарки, вы должны ответить на мои вопросы. Ну, что, согласны? Очень хорошо. Вот вам моё задание. Посмотрите, вот тот самый дуб зелёный с златой цепью, по которой я люблю гулять. А на дубу листочки с заданиями из сказок А. С. Пушкина. (За каждый правильный ответ игрок получает лепесток, т.е. один балл).  1 задание. Рассмотрите иллюстрации и назовите сказки. 5 учеников выбирают иллюстрации и отвечают.
А) Сказка о попе и о работнике его Балде (написана в 1830 г, опубл. 1840г.
Б) Сказка о рыбаке и рыбке (1833г. опуб. 1835г).
В) Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ( 1831 опуб. 1832)
Г) Сказка о золотом петушке (1834 опубл. 1835)
Д) Сказка  «О мертвой царевне и 7 богатырях» (1833 опуб. 1834))2 задание.  А теперь  давайте  проверим, не забыли ли вы героев сказок А.С.Пушкина. Будьте внимательны! Я буду называть  персонажей различных сказок, а если это герои – из сказок Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – топаете
- Золотой петушок, Царевна-лягушка,  Шамаханская девица, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Иван-царевич, Балда, Ткачиха с Поварихой, гномы, Царевна Лебедь, Золотая рыбка, - МОЛОДЦЫ! 3 задание. Мы отправляемся дальше. В какой же сказке мы  сейчас побываем,  вы узнаете, если  правильно соберете  карточки  с  названием  этой  сказки  (“Сказка о попе и работнике его Балде”)
4. Выходит Золотая рыбка.
А) Отгадайте ,ребята, из какой сказки :на работу в лесопункт требуются:
- конюх,
- повар,
- плотник.
По результатам работы выплачиваются премиальные.
Вознаграждение – по итогам работы за год.
(Поп, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Б) Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:
- соболя - 10 тыс. руб.,
- чёрно - бурые лисицы – 5 тыс. руб.,
- чистое серебро – 15 тыс. руб.,
- злато – 30 тыс. руб.,
- донские жеребцы – 20 тыс. руб.
Всё по доступным ценам!
«Пальмира» ждёт вас!
(Купцы, «Сказка о царе Салтане…» В) Тем, кто интересуется жилплощадью!
Всего за 5 тыс. руб. сдаю на лето свою горницу в аренду.
В горнице имеются:
- кругом лавки, крытые ковром,
- под святыми стол дубовый,
- печь с лежанкой изразцовой.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») .
5.Золотая рыбка: «Кто это к нам пожаловал?» Входит Старик с рыболовной сетью и подходит к золотой рыбке.
Старик (ласково, с небольшим поклоном): Здравствуйте, милостивые государи. Знаком ли я вам? Инсценировка из “Сказки о рыбаке и рыбке”. ( Приложение №1)
Вопросы по этой сказке задает золотая рыбка.
- Сколько лет рыбачил старик? (“Он рыбачил тридцать лет и три года”)
- Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймать меня? (2 раза)
- Сколько просьб старика я выполнила ? (4: корыто, изба, дворянка, царица)
6.Кот.  Вы про меня не забыли? Золотая рыбка, вы поможете мне?
Конкурс « Из одной ли сказки?»
Предлагается ответить на вопросы. (да - нет).
Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)
Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
Попадья и золотая рыбка? (Нет)
Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да).                                                                                                                                   – А кто помнит полное название этой сказки? (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.)
- В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, в муху, шмеля)
Учитель. О какой сказке мы еще  сегодня не говорили? «Сказка о золотом  петушке».   Композитор Римский – Корсаков, прочитал эту сказку,  она ему понравилась, и  он написал оперу  к ней «Марш Дадона»     Послушайте   фрагмент  из  оперы ( В это время считают, у кого сколько баллов)
Объявление итогов – награждение
1 ведущий. К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
2 ведущий. Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45.
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом
1 ведущий. И каждый из нас находит в этом мире что-то своё, что-то особенно близкое себе. «У каждого возраста свой Пушкин», – сказал С.Я.Маршак. Ведь жизнь, действительность, которая нас окружает, мы понимаем и постигаем не сразу, а постепенно, с возрастом. А Пушкин – это самая настоящая живая жизнь, только запечатленная в слове.   Учитель .Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы - дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов - Александра Сергеевича Пушкина! И нам приятно, что "Солнце" русской поэзии, как называли Пушкина друзья, согревает своими теплыми лучами не только вас, российских ребят, но и всех детей мира. На празднике всегда много цветов. Говорят, цветы дарят людям радость. А мы подарили Пушкину нашу память, о которой он так мечтал. Чему  учат нас  сказки  Пушкина?   ( Сказки Пушкина  воспитывают  доброту,  сострадание, милосердие, умение почитать родителей, уметь прощать. Высмеивают отрицательные качества человека:  зло, жадность, глупость, зависть, эгоизм. ) Вы так хорошо работали, молодцы!  Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце.  Мероприятие заканчивается песней  «Дорогою добра»  
Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой,Куда по свету белому,Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
Забудь свои заботы,Падения и взлёты,Не хнычь, когда судьба себя,Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра.
Приложение №1
Звучит музыка из «Сказочной дискотеки»,Ведущий
Старик,
Старуха,
Золотая рыбка.
В постановке могут принимать участие дети, изображающие синее море. Они сидят на стульях в стороне и держат в руках платочки синего цвета. По мере того, как синее море становится все более бурным, они все активнее машут платками. Старик и Старуха одеты в национальные русские костюмы, Золотую рыбку исполняет девочка в наброшенном на голову золотистом платке.Ведущий (входит, усаживается в кресло, раскрывает книгу).
Жил старик со своею старухой У самого синего моря.
Появляются Старик и Старуха.
Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.Старик ловил неводом рыбу,Старуха пряла свою пряжу.Раз он в море закинул невод, —Пришел невод с одною тиной.Он в другой раз закинул невод, —Пришел невод с травой морскою.В третий раз закинул он невод, —Пришел невод с одною рыбкой,С непростою рыбкой, — с золотою.Появляется Золотая Рыбка.Как взмолится золотая рыбка!Голосом молвит человечьим:Рыбка: (жалобно).
Отпусти ты, старче, меня Дорогой за себя дам откуп:Откуплюсь, чем только пожелаешь.Ведущий.
Удивился старик, испугался:Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово.Старик:
Бог с тобою, золотая рыбка!Твоего мне откупа не надо.Ступай себе в синее море,Гуляй там себе на просторе.(Рыбка, поклонившись, уплывает).Ведущий.
Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо.Старик.
Я сегодня поймал, было, рыбку, Золотую рыбку, не простую.По-нашему говорила рыбка,Домой в море синее просилась,Дорогою ценой откупалась:Откупалась, чем только пожелаю.Не посмел я взять с нее выкуп;Так пустил ее в синее море.Старуха.
Дурачина ты, простофиля!Не умел ты взять выкупа с рыбки!Хоть бы взял ты с нее корыто,Наше-то совсем раскололось.
Ведущий.
Вот пошел он к синему морю;Видит, — море слегка разыгралось.
Старик (приставляет руки ко рту, протяжно кричит).
Золотая рыбка!Рыбка.
Чего тебе надобно, старче?Старик (кланяется).
Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха,Не дает старику мне покою:Надобно ей новое корыто;Наше-то совсем раскололось.Рыбка.
Не печалься, ступай себе с богом,Будет вам новое корыто.Ведущий.
Воротился старик ко старухе:У старухи новое корыто.Старуха (склочно):
Дурачина ты, простофиля!Выпросил, дурачина, корыто!В корыте много ли корысти?Воротись, дурачина, ты к рыбке,Поклонись ей, выпроси уж избу.Ведущий.
Вот пошел он к синему морю(Помутилося синее море).Старик.
Золотая рыбка!Рыбка.
Чего тебе надобно, старче?Старик.
Смилуйся, государыня рыбка!Еще пуще старуха бранится,Не дает старику мне покою;Избу просит сварливая бабаРыбка.
Не печалься, ступай себе с богом,Так и быть: изба вам уж будет.Ведущий.
Воротился он к своей землянке,А землянки нет уж и следа;Перед ним изба со светелкой,С кирпичною, беленою трубою,С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха.
Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу!Воротись, поклонися рыбке:Не хочу быть черною крестьянкой,Хочу быть столбовою дворянкой.Ведущий.
Пошел старик к синему морю; (Неспокойно синее море).Старик.
Золотая рыбка!Рыбка.
Чего тебе надобно, старче?Старик.
Смилуйся, государыня рыбка!Пуще прежнего старуха вздурилась,Не дает старику мне покою:Уж не хочет быть она крестьянкой,Хочет быть столбовою дворянкой.Рыбка.
Не печалься, ступай себе с богом.Ведущий.
Воротился старик ко старухе.Что ж он видит? Высокий терем.На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке,На руках золотые перстни,На ногах красные сапожки.Старик.
Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!Чай, теперь твоя душенька довольна.Старуха.
Воротись, поклонися рыбке:Не хочу быть столбовою дворянкой,А хочу быть вольною царицей.Старик.
Что ты, баба, белены объелась?Ни ступить, ни молвить не умеешь!Насмешишь ты целое царство.Старуха.
Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, с дворянкой столбовою? -Ступай к морю, говорят тебе честью,Не пойдешь, поведут поневоле.
Ведущий.
Старичок отправился к морю(Почернело синее море).Старик.
Золотая рыбка!Рыбка.
Чего тебе надобно, старче?Старик.
Смилуйся, государыня рыбка! Опять моя старуха бунтует:Уж не хочет быть она дворянкой, Хочет быть вольною царицей.Рыбка.
Не печалься, ступай себе с богом! Добро! Будет старуха царицей!Ведущий.
Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты.В палатах видит он свою старуху,За столом сидит она царицей.Старик.
Здравствуй, грозная царица!Ну, теперь твоя душенька довольна.Старуха.
Воротись, поклонися рыбке.Не хочу быть вольною царицей,Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтобы служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках.Ведущий.
Старик не осмелился перечить. Вот идет он к синему морю,Видит, на море черная буря.Старик.
Золотая рыбка.Рыбка.
Чего тебе надобно, старче?Старик.
Смилуйся, государыня рыбка, Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей,Хочет быть владычицей морскою; Чтобы жить ей в Окияне-море,Чтобы ты сама ей служилаИ была бы у нее на посылках.(Рыбка молча уходит).Ведущий.
Долго у моря ждал он ответа,Не дождался, к старухе воротился —Глядь: опять перед ним землянка;На пороге сидит его старуха,А перед нею разбитое корыто.