внеклассное мероприятие: Спасибо Букварю, за то, что научил нас читать! Цель. Подвести итог работы по Букварю. Создать праздничное настроение. Активизация познавательной деятельности. Развитие логического мышления. Воспитание интереса к книге. Оборудовани
Спасибо Букварю, за то, что научил нас читать!
Цель. Подвести итог работы по Букварю. Создать праздничное настроение. Активизация познавательной деятельности. Развитие логического мышления. Воспитание интереса к книге.
Оборудование. Магнитофон, кассеты с детскими песнями, ребусы, иллюстрации – отгадки к загадкам, набор букв, иллюстрации сказочных героев, поезд , Букварь, Родное слово.
Звучит мелодия песни «Чему учат в школе».
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнём!
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём!
Заходите, приходите,
День приветливый такой!
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с Букварём!
Поступил я осенью
В школу, в первый класс.
Я считаюсь школьником
С первого числа.
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда пришли с цветами в школу
В свой самый первый лучший класс.
Как встретил у дверей учитель –
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Сюда пришли мы лет шести,
В штанишках до колен,
А выйдем взрослыми людьми
Из этих славных стен.
Нам много лет учиться,
Не лениться, а трудиться.
Год за годом промелькнут,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Комбайнёры и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы,
Хором все ученики:
Все когда–то первый раз
Приходили в первый класс.
Мне теперь не до игрушек –
Я ведь азбуку учу!
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой.
А медведь изломан слишком.
Куклу жалко отдавать –
Он отдаст её мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса.
И потом мне надо тоже
Поиграть хоть полчаса.
Мне теперь не до игрушек –
Я ведь азбуку учу.
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю.
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому, что не ленюсь.
Я бросила куклу,
Играть не хочу.
Мне некогда очень,
Я буквы учу.
Из них я сама составляю слова,
Из них написала: «трава» и «дрова».
Дрова на дворе, трава на лугу.
Теперь, как большая, писать я могу.
Школе спасибо! Спасибо тому,
Кто напечатал Букварь:
Будто принёс он в глубокую тьму
Яркий волшебный фонарь.
Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Букландию. А поедем мы туда на поезде.
В поезд можешь ты садиться.
Этот поезд быстро мчится
От границы до границы,
По степям до синих гор –
На зелёный светофор.
В школу он спешит сейчас
К нам на праздник в первый класс.
Опоздать нельзя на праздник –
Это каждый знает.
Мчится поезд – первоклассник,
Скорость набирает.
Прибавляет на пути
Три к восьми и два к пяти,
Чуть пеналами гремит.
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.
Так садись в счастливый поезд,
Он помчит от А до Я
По страницам Букваря!
Не волнуйтесь, наши мамы:
Мы сидим за партой прямо!
Если дождик льётся косо,
Всё равно стучат колёса,
Семафор огнём горит,
Школьный поезд вдаль спешит.
Учитель. А пока поезд набирает скорость, в его вагонах проходит очень интересная игра. Давайте и мы примем участие в этой игре. Она заключается в следующем – вам необходимо подобрать схемы к словам: книга, ручка, буквы, портфель. Какое из этих слов лишнее? (буквы). Почему? (все слова – школьные принадлежности, а буквы – значки).
Учитель. Наш школьный поезд движется дальше. Приближается первая станция. И на этой станции нас встречает самый главный гость – Букварь. Встречайте его.
Входит Букварь.
Здравствуйте, дети!
Я – Букварь, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз.
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Учитель. Букварь пришёл сегодня к вам в последний раз, чтобы проводить в мир новых интересных наук, в волшебный мир знаний. А помогут ему в этом верные помощники – буквы.
Ребята,а что вы знаете о буквах? (Буквы бывают разные: гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные, «хитрые»)
Буквы – значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё - Алфавит.
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком.
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
Учитель. А мы продолжаем наш путь. Теперь нашим помощником и другом будет везде и повсюду Букварь. Отгадайте, о ком пойдет речь? Кто встретит нас на следующей станции?
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся Чиполлино.
Да, действительно на следующей станции нас встречает Чиполлино. (Учитель крепит на доску изображение Чиполлино). Чиполлино утверждает, что даже одна буква в слове имеет большую силу. Внимательно слушайте его рассказ и найдите ошибки в словах.
Это началось с утра. Умыться мне не удалось, потому что не было воды, а из крана сыпался какой – то белый порошок. (?). Позавтракать тоже не пришлось: булка, едва я только протянул к ней руку, превратилась в проворного пушистого зверька(?), сыр – в угрюмую мрачную птицу (?), а вместо чая стакан оказался наполненным едким дымом (?). Неудачи преследовали меня и тогда, когда я сел за уроки. Едва я написал первую строку, как она тотчас же превратилась в птицу и улетела, хлопая крыльями и, насмешливо треща что-то (?). Проводив птицу взглядом, я вздохнул и сел делать математику, но сразу заметил, что вместо одного математического знака «плюс» написал название вьющегося растения (?). Тут моё терпение лопнуло: я швырнул портфель и подошёл к окну. Кругом было бело, шёл снег. Я решил взять лыжи и покататься, но прогулка не состоялась. Моих лыж, которые обычно стояли у порога, не оказалось. Вместо них я увидел(?). Не могли же лыжи растаять. С тех пор я стал внимательнее: я понял, что даже одна буква имеет большую силу.
Ребята, а какие слова проучили Чиполлино?
Ответы: вода – сода, булка – белка, сыр – сыч, чай – чад, строка – сорока, плюс – плющ, лыжи – лужи.
Учитель. А наш поезд отправляется дальше. Следующая станция и следующий сказочный герой. Отгадайте, кто это?
Учитель. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите, как звали её?
Учитель. Правильно, нас встречает Красная Шапочка. Помогите Красной Шапочке выполнить задание. Разгадывание кроссвордов.
Учитель. Путешествие по стране Букландии продолжается. Кто же ждёт нас на следующей станции?
Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Добрый доктор . Айболит.
Учитель. У этого доктора необычные лекарства – заколдованные. Догадайтесь, чем же лечит зверей Айболит.
На доске написаны слова: самохар,пелодченье,хацылва, вауренье, гручеши, конифеты, пикирожки.
Задание. Найти слова – лекарства, а из «лишних» частей составить фразу (должно получиться: «Молодцы, ученики!»).
Звучит песенка про Буратино. Скажите, как его зовут? (Буратино).
Он предложил вам послушать и подумать над следующей историей.
В русском алфавите есть одна буква, которую называют невезучей. Как вы думаете, какая это буква? (Ё). А невезучей букву называют потому, что многие ребята забывают писать две маленькие точки над ней, а некоторым просто лень. И буква Ё то и дело превращается в букву Е. Очень давно за «невезучую» букву заступился писатель Н.М.Карамзин. Многие даже считают, что именно он и придумал саму букву Ё. А в городе Ульяновске (бывший Симбирск – родина Н.М.Карамзина) даже собираются поставить этой букве памятник. Давайте присоединимся к защитникам незаслуженно обиженной буквы. Я объявляю конкурс: кто больше придумает слов с буквой Ё. Внимание! Начали! Дети сначала пишут слова с буквой Ё на листочках, а затем по очереди читают их. Победит тот, кто последний назовёт слово на эту букву Ё.
(Ёлка, ковёр, самолёт, съёжился, ёжик, поёт, смеётся, улыбнёмся, моё, съёмка и т.д.).
Путешествие продолжается и следующая станция «Угадай-ка». Нас встречает Мальвина – умная воспитанная девочка с голубыми волосами. Она решила проверить ваше умение отгадывать загадки. Приготовились! Слушаем!
Загадки.
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. Аквариум.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? Арбуз.
В дупле живёт
Да орешки грызёт. Белка.
Чик – чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? Воробей.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. Ёжик.
Колкую, зелёную
Срубили топором.
Колкая, зелёная
К нам приходит в дом. Ёлка.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Заяц.
В реке большая драка:
Поссорились два. Рака.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов богатырей
Знает каждый грамотей. Буквы.
Запылал у чудища
Изумрудный глаз –
Значит можно улицу
Перейти сейчас. Светофор.
Повторение правил дорожного движения.
И наше путешествие продолжается. Остановка. На перроне Чебурашка.
Он предлагает вам поиграть.
Игры.
« Из каждого слова по одной букве - шагом марш!» из каждого слова нужно выкинуть одну букву так, чтобы получилось новое слово. Слова: горсть, всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран. (ответы: гость, власть, каска, слон, пол, тело, еда, кран).
« По одной букве в слово – шагом марш!» к каждому слову надо добавить одну букву так, чтобы образовалось новое слово. Слова: роза, рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус. (ответы: гроза, трубка, удар, ствол, склад, лапша, шарф, бусы, уксус).
« Одна буква на замену другой – шагом марш!». В каждом слове надо заменить одну букву на другую так, чтобы образовалось новое слово. Слова: корж, булка, лапка, киска, галка, норка, тоска, полено, порог, рамочка. ( ответы: морж, белка, шапка, миска, палка, корка, доска, колено, пирог, мамочка).
И вот пришел теперь черёд
Сыграть в игру «наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь - («низко»).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь - («близко»).
Скажу я слово «трус»,
Ответишь ты - («храбрец»)
Теперь «начало» я скажу
Ну, отвечай! – («конец).
Учитель. Вот мы и закончили наше путешествие по стране Букландии. Все сказочные герои нам говорят: «Молодцы, ученики!».
Слово «мир» и слово «мама»
Напишу уже сама я,
Сама сказку прочитаю
И до сотни сосчитаю.
Раньше Карлсон и Мальвина,
Айболит и Буратино
Приглашали нас играть
А теперь зовут читать, и писать, и считать.
Через сказку и игру
Они учат детвору.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти;
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай ещё страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и – прочитать!
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе!
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе!
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт.
Учитель. Ребята, почтальон Петрушка принёс нам телеграмму. (Читает её).
Телеграмма. «Дорогие дети! Поздравляю вас с праздником! Читайте больше книг, тренируйте память, развивайте ум, закаляйте характер. Любите книгу. Книга поможет вам понять жизнь.
(Анатолий Алексин).
Учитель. Молодцы, ребята! Читать вы научились, подружились с буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова и рассказы. Умеете дружно работать с другими ребятами. Пришло время расстаться с Букварём и познакомиться с новой книгой, с которой мы продолжим свой путь в страну знаний. Она называется «Родное слово». Сегодня мы прощаемся с Букварём, но его буквы останутся с нами в каждой книжке, на каждой страничке, в наших тетрадках, письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизора. Останутся с вами и друзья Букваря – сказочные герои.
После этого всем первоклассникам выдаётся новая книга по чтению и начинается заключительная часть праздника: игры, танцы, чаепитие.
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнём!
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём!
Заходите, приходите,
День приветливый такой!
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с Букварём!
Поступил я осенью
В школу, в первый класс.
Я считаюсь школьником
С первого числа.
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда пришли с цветами в школу
В свой самый первый лучший класс.
Как встретил у дверей учитель –
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Сюда пришли мы лет шести,
В штанишках до колен,
А выйдем взрослыми людьми
Из этих славных стен.
Нам много лет учиться,
Не лениться, а трудиться.
Год за годом промелькнут,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Комбайнёры и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы,
Мне теперь не до игрушек –
Я ведь азбуку учу!
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой.
А медведь изломан слишком.
Куклу жалко отдавать –
Он отдаст её мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса.
И потом мне надо тоже
Поиграть хоть полчаса.
Мне теперь не до игрушек –
Я ведь азбуку учу.
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю.
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому, что не ленюсь.
Я бросила куклу,
Играть не хочу.
Мне некогда очень,
Я буквы учу.
Из них я сама составляю слова,
Из них написала: «трава» и «дрова».
Дрова на дворе, трава на лугу.
Теперь, как большая, писать я могу.
Школе спасибо! Спасибо тому,
Кто напечатал Букварь:
Будто принёс он в глубокую тьму
Яркий волшебный фонарь.
В поезд можешь ты садиться.
Этот поезд быстро мчится
От границы до границы,
По степям до синих гор –
На зелёный светофор.
В школу он спешит сейчас
К нам на праздник в первый класс.
Опоздать нельзя на праздник –
Это каждый знает.
Мчится поезд – первоклассник,
Скорость набирает.
Входит Букварь.
Здравствуйте, дети!
Я – Букварь, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз.
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Буквы – значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё - Алфавит.
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком.
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
Слово «мир» и слово «мама»
Напишу уже сама я,
Сама сказку прочитаю
И до сотни сосчитаю.
Раньше Карлсон и Мальвина,
Айболит и Буратино
Приглашали нас играть
А теперь зовут читать, и писать, и считать.
Через сказку и игру
Они учат детворКак хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти;
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай ещё страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и – прочитать!
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе!
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе!
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт.
И вот сама идёт волшебница зима.
Цель. Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства. Совершенствование навыков выразительного чтения. Развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей.
Оборудование. Репродукция картины К.Юона «Зима»; аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года», художественные фотографии зимних пейзажей; рисунки детей, магнитофон, проигрыватель.
Ход занятия.
Учитель. Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её волшебнице-зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.
Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии.
Ученики читают стихи и говорят о том, что в этих стихах произвело на них особое впечатление.
Первый ученик. Я хочу прочитать стихотворение И.С.Никитина «Встреча зимы». Именно в этом стихотворении раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушла грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом.
Встреча зимы.
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка,
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,-
Пусть мороз твой трещти;
Наша юная кровь
На морозе горит!
Второй ученик. Стихотворение, которое буду читать я, тоже посвящено приходу зимы. В нём есть строчка, которая дала название нашему уроку «И вот сама идёт волшебница зима». Это отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы
Третий ученик. А вот Фёдор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Четвёртый ученик. Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении А.Кондратьева «Метель».
Метель.
Кружится и хохочет
Метель на Новый год;
Снег опуститься хочет,
А ветер не даёт.
И весело деревьям,
И каждому кусту:
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
Пятый ученик. У волшебницы зимы много слуг, которые исполняют все её желания. Они тоже сильные, могучие. Таким предстаёт перед нами Мороз – воевода у поэта Н.А.Некрасова.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит, хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде
Шестой ученик. Мне хотелось найти стихотворение о зиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение В.Субботина и представьте изображённую им картину зимы.
И валит, и валит, и валит
Какая, гляди, кутерьма!
А что, если за день, за два ли
По крыши укроет дома?
Всё то же движенье снежинок!
Как враз потемнело у нас!
Должно быть, такая картина
По всей по России сейчас.
И так же легко и без шума
Зима свой справляет приход:
И шубу кидает на шубу,
И шапку на шапку кладёт.
Учитель. А теперь предлагаю вам стать участниками конкурса: надо вспомнить 2-4 строчки о зиме из любого стихотворения. Победителем станет тот, кто вспомнит наибольшее число стихотворений.
Ученики.
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает С.Есенин.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром С.Есенин.
Я – Мороз,
Красный нос,
На снегу студёном рос А.Прокофьев.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя А.Пушкин.
Зима недаром злится,
Прошла её пора Ф.Тютчев.
Зима!...Крестьянин, торжествуя,
на дровнях обновляет путь... А.Пушкин.
Учитель. Следующая глава музыкальная. Она посвящена пьесе П.Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». В старину не было машин, поездов, и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых коней.
Петр Ильич Чайковский в пьесе «На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.
Прослушивание пьесы П.Чайковского.
После прослушивания пьесы дети говорят о том, что музыка передаёт быстрый бег коней, топот копыт, из-под которых летит снег. Когда звучит плавная музыка, видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром, огромное небо и ощущаем, какие чувства испытывает человек, несущийся на тройке по зимней дороге: это радость, восторг, восхищение, ощущение счастья.
Учитель соглашается с высказываниями детей, обобщает и дополняет их.
Учитель. Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников.
Третья глава нашей сказки посвящена картине К.Юона «Зима». Вниманию детей предлагается репродукция картины.
Учитель. Посмотрите на репродукцию картины К.Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?
Ученики. Да. Деревья стоят все в снегу. Они как бы приглашают нас войти в лес, который зимой напоминает сказочный ледяной дворец Снежной королевы. Чувствуется, что стоит тишина и ветви деревьев неподвижны, но стоит прикоснуться к ним, и алмазная пыль осыплет нас, и это будет так весело. Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его не видно, но верхушки деревьев розоватые, значит, освещены солнцем. Это делает картину более радостной, праздничной. Мы чувствуем, что художник восхищается красотой зимнего леса и хочет, чтобы мы радовались волшебнице зиме вместе с ним.
Учитель. Последняя глава нашей сказки называется «Остановись, мгновение». Перед вами художественные фотографии, на которых действительно удалось остановить мгновение, запечатлев на снимках чудесные картины зимней природы.
Выберите из них тот снимок, который покажется вам наиболее интересным, и опишите его.
После выполнения работы зачитываются несколько сочинений – миниатюр.
Учитель. Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы ещё не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем.
И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.
Домашнее задание. Написать сказку о зиме по личным впечатлениям.
Как зимой помочь птицам.
Цель. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. Большая картина зимнего леса, птицы на иголочках, расположенные на ветках деревьев.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим удивительное путешествие в лес. Красив лес зимой! Лес полон диковинок. Хочешь увидеть – поторопись.
2. Основная часть занятия.
Посмотрите, какие следы на снегу.
Кто рисует на снегу длинные цепочки,
Кто расставил на бегу крестики и точки?
Конечно же, это птицы. Давайте, ребята, устроим птичью ёлку, нанижем кусочки сала на ветки, в кормушки положим семечки – арбузные и тыквенные. Затаимся и посмотрим, сколько птиц прилетело. Настоящая птичья ёлка!
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Красный фартук» Ходырева.
Да, красивы птицы! Но чтобы они не погибли от холода, мы должны их подкармливать зимой, чтобы нам не пришлось встречать весну без песен.
Вот какие правила кормления птиц вы должны знать.
Во время подкормки птиц не сорите в лесу, не оставляйте там газеты, бумагу и полиэтиленовые пакеты, жестяные баночки и коробочки.
Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
Корма в кормушках должно быть немного и только полезного для птиц: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнечные семечки, кусочки несолёного сала.
4.Кормите птиц регулярно.
В октябре самое время готовить и развешивать кормушки для птиц. Как это не грустно, но многие птицы погибают от голода зимой. Поэтому каждая, даже самая незамысловатая по устройству, самая небогатая разносолами кормушка важна. На балконе, в парке, в лесу – везде можно устроить для птиц столовую.
Очень несложно изготовить кормовой столик. Это дощечка с низенькими бортиками, установленная на высокой ножке. К перилам балкона можно привязать простую литровую банку или две, сдвинув их донышками. Получится неплохая столовая. А кусочки несолёного сала можно накалывать на кормушку – булавку. Её делают из проволоки и подвешивают на верёвке.
Заготовку зимнего корма надо начинать ещё в августе. Мы с удовольствием едим арбузы, а семечки выбрасывам. Арбузные семена – хороший корм для синиц.
Путешествуя в лес, мы узнали с вами много о том, как помочь птицам. Давайте развесим в парке, у дома, в лесопосадке кормушки.
А сейчас отгадайте загадки, которые подготовил для вас дед Лесовичок.
Краской сероватая,
Походкой мешковатая.
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая. (ворона).
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют,
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут. (снегирь).
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её (сорока).
Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (дятел).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (воробей).
Мы немного устали от путешествия. Сделаем привал и послушаем стихотворение З.Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв –
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
Итог занятия. Вот подошло к концу наше путешествие. Жаль нам расставаться с лесом, с птицами. Но птиц теперь мы будем постоянно подкармливать, чтобы весной они спели нам свои песни.
Домашнее задание.
Развесить кормушки в парке, около дома; устроить во дворе, в лесопосадке птичьи ёлки.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415