Планирование Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе
в 9 классе
№
пп № урока
в теме Дата Тема урока
Содержание урока Формы контроля Примечание
план факт 1 1 Введение(1ч.)
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.
Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.
- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»
- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»? 2 Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.
Уметь характеризовать данный период развития литературы.
Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.
Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия 3 Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения Знать: жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.
Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.
Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.
4 Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова».
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст. Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора? 5 Характеристика русской литературы ХVIII века
Знать основные черты классицизма как литературного направления.
Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.
6 М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка
Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.. Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?
7 М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.
Знать содержание оды, его особенность и форму.
Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде. Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.
8 Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).
Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции. Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?
9 Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).
Знать, какую роль отводит пэту и поэзии.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.
10 А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»),
Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.
Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию. Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»? 11 А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения.
Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею прлоизведения
Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей. Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.
12 Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.
Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем. Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.
13 Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.
(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)
Знать содержание произведения.
Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию. Анализируют стихотворение «Осень».
Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?
14 Р.р.Подготовка к сочинению «Литература 18века в восприятии современного читателя» Сочинение 15 Золотой век русской литературы (обзор)
Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос. Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»? 16 В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.
Знать основные черты романтизма как литературного направления
теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах?
17 В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение. Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?» 18 А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии.
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.Уметь создавать хронологическую канву прочитанного. Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».
19 «К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».
Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,конфликт.Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.
Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).
20 «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии
Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую. Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев? 21 «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия
Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию. Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала. 22 «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия
Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?
23 И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой
Знать основные положения статьи.
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком. Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)
24 А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления
Уметь создавать презентацию информационного проекта. Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?
25 Основные мотивы лирики А.С.Пушкина
Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств. Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия 26 Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина
Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы? 27 Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина
Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, , изобразительно-выразительных средств. Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ навопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика? 28 Любовная лирика А.С.Пушкина
Знать адресатов любовной лирики.
Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.
Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы. Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»
29 Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения
Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Ответы на вопросы, в том числе и проблемные 30 РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный Анализ стихотворения по предложенному плану 31 «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.
Уметь выделять смысловые части текста Ответы на вопросы 32 Онегин и столичное дворянское общество Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».
Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство. 33 Онегин и поместное дворянское общество Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства. 34 Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.
Уметь давать характеристику литературному герою. Ответы на проблемные вопросы 35 Татьяна и Ольга Ларины.Татьяна и Онегин. Татьяна – нравственный идеал Пушкина Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.
Уметь давать характеристику героя произведения Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. 36 Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.
Уметь различать образ автора и героя Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение. 37 Вн.чт.«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства» Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение
Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема. Ответы-рассуждения по поднятым проблемам 38 РР Подготовка к сочинению по роману. Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.. Д/р сочинение 39 Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.
Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы 40 Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова. Знать основные мотивы лирики поэта.
Уметь анализировать стихотворения по вопросам. Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?» 41 Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. Знать адресатов любовной лирики.
Уметь анализировать текст на.лексическом уровне Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики 42 Эпоха безвременья в лирике поэта. Знать основные признаки эпохи.
Уметь выделять смысловые части текста Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником. 43 Роман «Герой нашего времени».
Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.
Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции
Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа? 44 «Бэла»
Печорин как представитель «портрета поколения».Загадки образа Печорина в главах Знать текст повести «Бэла».
Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование. 45 «Максим Максимыч»
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина Знать текст повести Максим Максимыч» Ответы на проблемные вопросы 46 «Тамань» «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
Печорин в системе образов романа. Знать содержание«Журнала Печорина».
Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. 47 «Княжна Мери»
Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина Знать содержание «Княжны Мери» Ответы на проблемные вопросы 48 «Фаталист» Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.
Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским
Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их. Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского. 49 Подготовка к сочинению
по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка Д/р сочинение 50 Вн.чт.По творчеству М.Ю.Лермонтова Знать текст произведения Ответы-рассуждения по поднятым проблемам 51 Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя
Уметь выделять главное. Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.
Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю» 52 Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.
Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. 53 Система образов поэмы «Мёртвые души» 54 Р.р.Обучение анализу эпизода Уметь анализировать эпизод Письменная работа 55 Образ города в поэме «Мёртвые души» 56 Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.
Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора. Характеристика города и героев литературного произведения. 57 «Мёртвые души»-поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора Ответы на проблемные вопросы 58 РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие чичиковщина
Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведо.
сочинение 59 Вн.чт.По творчеству Н.В.Гоголя Знать текст произведения Ответы-рассуждения по поднятым проблемам 60 А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».
Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии. Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.
Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев. Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев. 61 Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии
Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. Рассказ о писателе, определение черт личности героя 62 А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».
Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека».. Анализ рассказов: монологические ответы. 63 Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».
Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства
Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему. Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя. 64 Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Многообразие жанров, эмоциональное богатство. Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Уметь анализировать поэтические произведения Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. 65 Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.
Знать особенности русской литературы ХХ века.
Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений. Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления..
66 И.А.Бунин. Слово о писателе.
«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».
Уметь анализировать произведение Анализ рассказа: монологические ответы.. 67 Мастерство И.Бунина в рассказе Тёмные аллеи» 68 М.А.Булгаков. Слово о писателе.
«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести Анали с раскрытием художественного своеобразия проиведения, его нравственной проблематики. 69 Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце» 70 М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».
Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».
Уметь характеризовать образ главного героя Анализ рассказа: монологические ответы. 71 Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека» 72 Вн.чт.Судьба человека в произведениях 20века 73 А.И.Солженицын. Слово о писателе.
«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа Рассказ о писателе с презентацией.
Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии. 74 Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы. Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения7 75 РР Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. Знать основные факты из жизни и творчества писателя. Знать проблематику и идейное содержание произведения сочинение 76 Русская поэзия Серебряного века. Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале
Уметь конспектировать лекцию 77 А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. Знать основные факты биографии поэта.
Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений. 78 Трагедия лирического героя в «страшном мире».
Своеобразие лирических интонации. Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»., своеобразие лирических интонаций. Анализ стихотворений. 79-81 С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.
Размышления о жизни, природе,человеке. Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.
Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы Выразительное чтение стихотворений и их анализ. 82-83 В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.
Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского. Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть. 84 М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.
Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ. 85 Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.
Тема гармонии с природой, любви и смерти. Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. 86-87 А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,
отношение к поэту и поэзии.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. Сообщение о поэтессе с презентацией.
Выразительное чтение стихотворений и их анализ. 88 Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.
Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. 89-90 А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.
«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.
Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.
Сообщение о поэте с презентацией «К юбилею поэта». Выразительное чтение стихотворений и их анализ. 91-92 Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XXвеков 93 Вн.чт.Песни и романсыына стихи поэтов 94 РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению.
Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века. контрольная работа 95 Античная лирика.
Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.
Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…» Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.
Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху. 96 Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).
Множественность смыслов и её философский характер. Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».
Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер. Ответы на вопросы 97-98 У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).
Гуманизм общечеловеческое значение героев.
(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.
Гамлет как вечный образ мировой литературы.)
Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения Ответы на вопросы 99-100 И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).
Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.
(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы). Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.
Уметь раскрывать
мотивы поступков героев Ответы на вопросы 101-105 резерв
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СЕЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рабочая программа
на2014-2015 учебный год
по предмету литература
класс 9а, в
учитель Казакова С.А.
Рабочая программа
составлена на основе авторской программы
по литературе для 5-11 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвещение», 2007 г.
Учебник: «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011г.
Количество часов по плану-105
Всего:105
В неделю:3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Примерной Программы основного общего образования по литературе;
Авторской программы по литературе для 5-11 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2007 г.
Базисного учебного плана 2014-2015 уч. год от 4 апреля 2014 г;
Учебного плана МБОУ Сещинской СОШ 2014-2015 уч. года, Протокол №1 от 26.08.2014 г.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи обучения:
развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;
постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
В центре курса 9класса-подведение итогов работы по литературе в 5-8кл. и усвоение основ историко-литературного процесса в русской культуре. Предлагается 2варианта программы. Учителю, безусловно, принадлежит право выбора изучения материала. В 9классе мы переходим на программу В.Я.Коровиной, так как она выстроена по аналогии с курсами 5-8 кл. программы Г.С.Меркина
На изучение программного материала базисным учебным планом Брянской области на 2014-2015учебный год (Приказ от 04.04.2014г.) предусматривается 105 часов (3 часа в неделю). Рабочая программа полностью соответствует авторской.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков
1. чтение статьи учебника и её пересказ; 10. словарная работа;
2. чтение изучаемых произведений; 11. выразительное чтение;
3. комментированное чтение; 12. чтение наизусть;
4. беседа по прочитанному материалу; 13. анализ стихотворения;
5. пересказ отрывка; 14. сопоставительный анализ стихотворения;
6. анализ эпизода; 15. устное сочинение-рассуждение;
7. самостоятельное чтение произведений, рекомендуемых программой и интересующих ученика; 16. сопоставление героев древности и героя современной литературы, кинофильма, мультипликации;
8. презентация самостоятельно прочитанного произведения, отзыв; 17. подготовка сообщений, докладов, творческих проектов;
9. письменное сочинение по произведению; 18. сочинение-миниатюра;
Критерии оценивания устных ответов по литературе
Школьная отметка Критерии оценивания
«5» Ученик понимает суть проблематики вопроса и показывает глубокое понимание учебного материала, даёт аргументированный ответ с опорой на текст произведения, оперирует понятиями, соблюдает необходимые речевые нормы высказывания и не допускает фактических ошибок
«4» Ученик понимает суть проблематики вопроса и в целом показывает знание учебного материала, даёт аргументированный ответ с опорой на текст произведения, но допускает отдельные смысловые и речевые ошибки
«3» Ученик поверхностно понимает суть проблематики вопроса, показывает частичное знание учебного материала, в ответе не привлекает текст художественного произведения, допускает фактические и речевые ошибки.
«2» Ученик не понимает сути проблематики вопроса и не обнаруживает знание учебного материала и текста художественного произведения.
Содержание курса
Введение(1ч.)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(3ч.)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА(9ч.)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА(45ч.)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века(1ч.)
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(27ч.)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(6ч.)
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Развитие речи-8ч.
Внеклассное чтение-5ч.
Учебно-методический комплекс
Для учителя:
Программа по литературе для 9 класса общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель В. Я. Коровина – М.: Просвещение, 2008..
Доронина Т. В. Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Литература . 9 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2011.
Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литтературе.: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Для учащихся: Литература . 9 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2011.
Учебно-тематический план по литературе в 9 классе
№ Разделы программы Кол-во часов Развитие речи Внеклассное чтение
1. Введение 1 2. Из древнерусской литературы 3 3. Из литературы XVIII века 9 1 Классицизм 1 М.В.Ломоносов 2 Г.Р.Державин 2 А.Н.Радищев 2 Н.М.Карамзин 2 1 4. Из русской литературы XIX века 45 5 3
Общая характеристика 19 века 1 В.А.Жуковский 2 А.С.Грибоедов 6 А.С.Пушкин 12 2 1
М.Ю.Лермонтов 10 1 1
Н.В.Гоголь 6 2 1
А.Н.Островский 2 Ф.М.Достоевский 2 Л.Н.Толстой 2 А.П.Чехов 2 5. Из поэзии XIX века 1 6. Из русской литературы XX века 27 2 2
Из русской прозы XX века 1 И.А.Бунин 2 М.А.Булгаков 2 М.А.Шолохов 2 1
А.И.Солженицын 2 1 Из русской поэзии XX века 1 А.А.Блок 2 С.А.Есенин 2 В.В.Маяковский 2 М.И.Цветаева 2 Н.А.Заболоцкий 2 А.А.Ахматова 2 Б.Л.Пастернак 2 А.Т.Твардовский 2 Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков 1 1 1
7. Из зарубежной литературы 6 Античная лирика 1 Данте Алигъери 1 Уильям Шекспир 2 И.В.Гёте 2 92+ 8+ +5=105ч.
ИТОГО 105 часов