Методика проведения физкультминуток и подвижных игр на уроках английского языка.
Методика проведения физкультминуток и подвижных игр на уроках английского языка.
Сегодня особенно важна и актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников. По данным НИИ педиатрии лишь около 12 % учащихся школ практически здоровы. Педагогические исследования показывают, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Педиатры обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Все это указывает на необходимость ориентации системы образования на сбережение и укрепление здоровья школьников, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки в учебном процессе и позволяли добиться положительных результатов в сохранении здоровья школьников.
Овладение новыми знаниями требует большого умственного и физического напряжения. Чтобы уменьшить негативное влияние учебной нагрузки, необходима смена видов деятельности. По этой причине я считаю целесообразным проведение на каждом уроке физкультминуток для предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки. Самым подходящим временем для проведения физкультминутки является начальный этап утомления – середина урока. При подборе необходимых стихотворений я придерживаюсь следующих правил: во-первых, лексический и грамматический материал должны соответствовать теме урока, во-вторых, выполнять упражнения удобнее под стихи с четким ритмом, в-третьих, чтобы не сбивать дыхание у детей при выполнении упражнений, текст лучше воспроизводить в записи.
На начальном этапе я провожу музыкальную зарядку с использование различного вида движений, песен, танцев. Например:
T. Stand up! (Звучит песенка.)
Hands up, hands down, Clap, clap, clap your hands.
Hands on hips, sit down. Clap your hands together. (2 times)
Hands up, to the sides. Stamp, stamp, stamp your feet
Bend left, bend right. Stamp your feet together. (2 times)
One, two, three, hop,
One, two, three, stop!
Stand still!
Музыкальные паузы во время учебного процесса играют важную роль, так как это хороший вид релаксации. Дети любят участвовать в игре-пантомиме «Изобрази животное». Звучит негромкая веселая английская песенка. Учитель называет по-английски животное (a cat, a mouse, a bear, a monkey, a hare), а дети должны угадать животное и изобразить его. Они с удовольствием выполняют команды, ассоциируя их с действиями животных: fly like a bird, jump like a frog, run like a dog, swim like a fish, skip like a monkey, walk like a bear. Эта игра позволяет детям снять психологический дискомфорт, расслабиться эмоционально и физически.
Возрастные особенности детей младших классов требуют большой двигательной активности, поэтому здесь я использую танцевальные и музыкальные физкультминутки. Основная задача таких пауз – смена деятельности, повышение эмоционального состояния детей, а также развитие координации движений.
Come, my friend, and dance with me.
It is easy, you can see.
One step back, one step out,
Then you turn yourself about.
It is fun to dance with you
And it isn’t hard to do.
One step back, one step out,
Then you turn yourself about.
Часто я прошу учеников провести физкультминутку, и они делают это с большим удовольствием, используя самые разнообразные упражнения.
Постепенно словарный запас учащихся расширяется и физкультминутки становятся более сложными. Например, изучая тему «Части тела», ребята выполняют разминку под следующее стихотворение:
Hands on your hips, hands on your knees,
Put them behind you if you please.
Touch your shoulders, touch your nose,
Touch your ears, touch your toes.
Raise your hands high up in the air,
To the sides, on your hair.Raise your hands as before,
While we clap – one, two, three, four.Разнообразные стихи и рифмовки для физкультминуток поддерживают интерес учащихся к этому виду деятельности. Дети становятся более дисциплинированными, собранными и организованными, сохраняя высокую работоспособность на протяжении всего урока.
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Игра – одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. В.А. Сухомлинский писал: «Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры… В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. При проведении игр я учитываю не только воспитательные цели, но и добиваюсь того, чтобы игра вызвала у ребенка живой интерес и оказала положительное влияние на процесс обучения, облегчила овладение знаниями, умениями и навыками, способствовала их актуализации. Исследования детских психологов показали, что младшие школьники 50% знаний, умений и навыков получают через игру, а подростки – 20%. Я использую игры для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Например, игра в мяч имеет несколько вариантов:
- учитель называет слово по-английски и бросает мяч ученику. Поймавший мяч имеет право перевода;
- учащийся выходит к доске и, отбивая мяч от пола, называет 5 англоговорящих стран (видов спорта, частей тела, продуктов питания);
- игра в мяч помогает автоматизации употребления форм глагола в устной речи. Образуется две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол и т.д. Например: глагол write: «She … a letter now» (is writing).
В своей работе я часто использую подвижные игры, в процессе которых дети свободно передвигаются по классу. Они помогают детям снять напряжение, укрепить здоровье и решить определенные учебно-воспитательные задачи. Например, подвижная игра «Светофор». На полу чертятся мелом границы тротуара, вместо светофора используются цветные карточки. Когда на «светофоре» загорается красный свет, дети стоят, на желтый свет – ученики хлопают в ладоши, а на зеленый – переходят через дорогу. При этом каждое действие проговаривается стихотворением:
Look to this side, Look to that side,
First look to the left, And then to the right.
Before you cross the street
Use your eyes, use your ears,
And then use your feet.
The green says: “Go”, Now go slow.
The red says: “Stop”, Now do so.
The yellow says: “Be ready”, Please, clap your hands.
Главная задача школы – образование. Ее надо решать вместе с другой важной задачей – оздоровлением. Поэтому дело учителей – не вредить здоровью, а укреплять его. В.А.Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание, чаще всего совершенно незаметное для врача и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Я считаю, что каждый учитель должен научить детей с самого раннего возраста беречь и укреплять свое и ценить чужое здоровье, жить без стрессов, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, и тогда будущие поколения вырастут здоровыми, способными преодолевать трудности и достигать поставленные цели.
На мой взгляд, здоровьесберегающие образовательные технологии – важнейшие среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье школьников. Их использование способствует укреплению и сохранению здоровья, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах, позволяет успешнее овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, преодолевать трудности, предотвращать усталость и утомляемость, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, создает условия для самовыражения учащихся и открывает простор для педагогического творчества.