Урок на тему Химические свойства кислот с точки зрения ТЭД


Класс: 9
Предмет: химия
№ урока: 11
Тема урока: химические свойства растворов кислот с точки зрения ТЭД
Цель Расширить знания о химических свойствах растворов кислот с точки зрения ТЭД
Ожидаемые результаты умеют решать уравнения реакций между кислотами как электролитами с металлами и их оксидами, основаниями и солями; умеют работать в группе, формировать способность к взаимо- и самоооцениванию.
Оборудование ИКТ, листы – оценивания, учебник химия 9 класс автор - Н.Н. Нурахметов,
План урока
Этапы урока Действие учителя Действие учащихся
1.Организа-ционный момент (время) Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Проводится упражнение "Хвалилки" (СЛАЙД 2).  Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!" Учащиеся выполняют упражнение.

Деление учащихся на группы
На уроке не болтай,Рассуждай и убеждай.Здесь не нужен шум и гам,Ты решай заданья сам.Если же не сможешь вдруг,Пусть придёт на помощь друг! (СЛАЙД 3)
Делимся на группы, таким образом, на доске весят стикеры – стрелочка, кружок, телефон, класс (все разного цвета) учащиеся выбирают тот стикер, который ему понравился. На стикерах есть задание, решив его, учащиеся рассаживаются по соответствующим группам
1 группа «Катионы»
2 группа «Анионы»
3 группа «Кислоты»
4 группа «Сложные вещества» Выходят к доске, выбирают стикер.
Рассаживаются по группам, согласно выбранному стикеру.
2. Опрос домашнего задания Прием «Корзина идей». Корзина называется «Диссоциация кислот». Это прием организации групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и высказывает все, что знает по теме.
2. Обмен информацией в группе.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Приблизительные ответы:
- катионы водорода
- анионы кислотного остатка
- одноосновные кислоты
- двухосновные
- трехосновные
- сильные (азотная, соляная), слабые (уксусная, угольная, сероводородная), средние (фосфорная, азотистая).
3. Определение темы урока и постановка целей Учитель: сейчас мы с вами вспомнили, что кислоты, как электролиты, распадаются на катионы водорода и анионы кислотного остатка.
* Скажите, а в реакциях ионного обмена при взаимодействии со сложными веществами, на что распадаются кислоты?
Мы рассмотрим сегодня с вами, химические свойства кислот с точки зрения ТЭД.
Какие цели стоят перед нами?
А какие мы знаем классы неорганических веществ? Учащиеся дают приблизительные ответы:
* на ионы;

* изучить химические свойства кислот с точки зрения ТЭД при взаимодействии со сложными веществами
* оксиды, основания, соли, кислоты
4. Изучение новой темы
Прием «Карусель». Учитель: у вас на партах лежат флипчарты, у каждой группы они разные. Это проблемные вопросы открытого типа, на которые вы должны ответить, не повторяясь. Принцип работы такой: по моему сигналу листы передаются по часовой стрелке.
1 группа – взаимодействие кислот с металлами
2 группа – взаимодействие сильных кислот с оксидами металлов
3 группа – взаимодействие с основаниями
4 группа – взаимодействие с солями (СЛАЙД 4 )Стратегия «Галерея». После «Карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ.
* Глядя на ваши работы, какой вывод можно сделать по данной теме? Групповая работа. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
Каждый ученик отдает свою звезду (голос) за наиболее точный ответ на каждый вопрос.
Кислоты при взаимодействии с различными веществами распадаются на катионы Н, газы, кислотные остатки образуют осадок с некоторыми металлами.
5. Физминутка под музыку Класс делает физминутку «Қызылөрік»
6. Закрепление новой темы Индивидуальное задание – установить соответствие. Необходимо найти верный ответ на задание. После выполнения задания, на доске указано верное решение, учащиеся по часовой стрелке меняются листочками и делают взаимопроверку (СЛАЙД 5)
Учащиеся выполняют задание.
7. Домашнее задание Страница 45-46
Записывают задание в дневник
8. Оценивание А) Взаимооценивание
Б) Самооценивание
100 % - отметка «5»
80 % - отметка «4»
50 % - отметка «3» Учащиеся каждой группы оценивают друг друга (отметки 5,4,3)
Учащиеся на стикерах пишут свое имя и приклеивают на тот процент, на который себя оценили.
9. Рефлексия «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно – красные яблоки, если нет – зеленые яблоки
Fe+ H+ Na+ Al+ OH- Cl- Br- HClH2SO4 HBrCaSO4 ZnCl2 NaOHCa(OH)2
На деление на группы. Клеится на разные стикеры.