Методическая разработка открытого урока на тему: «Строение, свойсва предельных одноатомных спиртов»
Министерство науки и образования
Республики Казахстан
Мичуринский аграрно-технический колледж
Выполнил преподаватель: Егурцева Н.В.
Агрогородок 2013 г.
Урок усвоения нового материала.
1.Организационный этап
2. Этап подготовки уч-ся к
активному сознательному
усвоению знаний.
3. Этап усвоения новых знаний.
4. Этап закрепления новых знаний.
5. Этап информации уч-ся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
Триединой целью такого урока является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний комбинированного урока, ибо в его структуре этот этап занимает доминирующее положение по времени и объему, являясь главной и решающей частью урока. Все же другие этапы сокращены во времени и объеме, иногда вообще отсутствуют. Задача остальных этапов заключается в том, чтобы «обслуживать» процесс усвоения новых знаний учащимися как главную часть учебного занятия. Основным назначением этого урока является формирование знаний учащихся. Центральным звеном такого урока будет самостоятельно усваивать знания под руководством педагога, хотя информационная деятельность последнего, объяснение нового материала полностью исключена быть не может.
ПРЕДМЕТ: «Химия с основами биологии».
Группа: ПР-11 Дата:28.02.2013 г
Время: 12:05 Аудитория: 74
СабаKтыS таKырыбы: Шектелген біратомдыK спирттардыS Kaрамы ж‰не олардыS физикалыK Kаслеттері.
Тема урока: «Строение, свойства (физические) предельных одноатомных спиртов ».
СабаKтыS маKсаттары:
ДидактикалыK : оKушыларда он функционалдыK тобы кіретін к™мірсутектерініS шыCарындысы сияKты спирттердіS т_сінігінKaрастыру; изомерия т_рлері туралы т_сініктерін кеSейту; сутекті байланыс т_сінігінігімен таныстыру; спирттар _лгілері бойынша KaрылымдыK ж‰не электрондыK формулалар Kaростыруын дамыту.
Т‰рбиелік: мамандыKKа деген KызыCушылыCын т‰рбиелеу. Адам ™міріндегі спирттер Kасиетіне назар аудару.
Дамыту: оKушыл™рда спирттердіS физикалыK Kасиеттері туралы т_сінігін дамыту; шектелген біратомдыK спирттердіS жалпы формуласын жаза білу; спирттердіS химиялыK Kaрамын білу; оKу сабаCы кезінде ™з білімдерін Kолдана білу.
Цели урока:
Дидактическая: Сформировать у учащихся понятие спиртов как производных углеводородов, в состав которых входит функциональная группа – ОН; расширить представления о видах изомерии за счет изомерии положения функциональной группы; познакомить с понятием «водородная связь» на примере спиртов, совершенствовать умение составлять структурные и электронные формулы.
Воспитательная: Воспитание интереса к профессии. Акцентировать внимание на важное значение спиртов в жизни человека.
Развивающая: Развить представление у уч-ся о физических свойствах спиртов;
Умение записывать общую формулу предельных одноатомных спиртов;
Знать химическое строение спиртов;
Уметь использовать свои знания в ходе учебного занятия.
СабаKтыS типі: Жана білім сабаCы.
Тип урока: Урок новых знаний.
СабаKтыS: ЖаSа білімдер хабарлау ж‰не меSгеру сабаCы.
Вид урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний.
ОKытудыS ‰дістері: Материалды проблемалыK мазмaндау элементтерімен т_сіндіру.
Методы обучения: Объяснение с элементами проблемного изложения материала.
Оборудование урока: На демонстрационном столе: модели молекул метанола, этанола. Таблица: ряд предельных одноатомных спиртов. На столе учащихся: наборы моделей.. Пробирки с 1 – 2 мл этанола, бутанола (и другие спирты); опорные конспекты тема «Спирты».
Межпредметные связи: «биология»;
«неорганическая химия»;
«органическая химия»;
«каз.язык»;
«медицина».
«физика»;
«Анатомия, физиология, гигиена человека».
Опережающие задания:
Выполнение индивидуального домашнего задания.
Подбор познавательной информации по теме «Предельные одноатомные спирты».
Литература: Темирбулатов А.Е «Сборник задач и упражнений по химии»;
Артеменко А.И «Органическая химия»;
Нурахметов Н.Н «Рабочая тетрадь по химии»;
Цветоков «Органическая химия 10-11 класс».
План урока.
Организационный момент: (2 мин)
-проверка готовности аудитории к занятию;
-проверка отсутствующих на занятие.
Сообщение темы, цели урока.
3. Изложение нового материала:
3.1 Вступительное слово преподавателя (1 мин).
3.2 Работа по опережающему д/з (2 мин).
3.3 Изложение нового учебного материала (55 мин).
Классификация и строение спиртов. Гомологический ряд
предельных одноатомных спиртов;
Номенклатура, изомерия;
Физические свойства.
4.Обобщение и закрепление знаний учащихся (17 мин).
5. Заключительная часть урока (3 мин).
5.1 Подведение итогов
5.2 Ответы на вопросы
5.3 Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент: (2 мин)
-проверка готовности аудитории к занятию;
-проверка отсутствующих на занятие.
2.Сообщение темы, цели урока.
3.Основная часть:
3.1 Вступительное слово преподавателя - 1 мин
3.2 Работа по опережающему д/з: 2 мин
Опережающие задания:
1 уч-ся: Метиловый, или древесный, спирт СН3ОН- бесцветная жидкость с запахом. В промышленности получают из синтез-газа. Широко используется в органическом синтезе для получения высокооктанового топлива для двигателей внутреннего сгорания.
Метиловый спирт-сильный ЯД! Несколько граммов его, попав в организм, вызывает слепоту, а большее количество приводит к смерти. Поэтому используется для технических нужд.
Впервые синтезирован французским химиком М.Бертло в 1858г.
2 уч-ся: Этиловый спирт С2Н5ОН - бесцветная жидкость с характерным запахом. Этот спирт называют –пищевым. Используется во многих отраслях промышленности, особенно в химической. Из него получают синтетический каучук, уксусную кислоту, эссенции. Является прекрасным растворителем.
Этиловый спирт – сильный наркотик и яд. Попадая в организм, он быстро всасывается в кровь и приводит его в возбужденное состояние, при котором человеку трудно контролировать свои поступки. Он вызывает тяжелые заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы, а также желудочно-кишечного тракта.
Строение этанола было установленно в 1833г. Й. Берцелиусом.
Изложение нового учебного материала. (55 мин)
Метод: Обучение с элементом проблемного изложения материала;
Модулирование.
Классификация и строение спиртов. Гомологический ряд
предельных одноатомных спиртов.;
Номенклатура, изомерия;
Физические свойства.
Классификация и строение спиртов. Гомологический ряд
В начале урока преподавателем излагается общее определение спиртов. Уч-ся впервые знакомятся с новой функциональной группой входящей в состав молекулы спирта – гидроксильной группой «-ОН».
Затем на уч. доске работа со схемой №1, где показывается атомность спиртов. (Письменная работа).
Атомность зависит от числа гидроксильных групп, входящих в состав молекулы спирта. Приводятся конкретные примеры:
Спирты
Одноатомные Двухатомные Трехатомные Четырехатомные
СН3 – СН2ОН ОНСН2 – СН2ОН ОНСН2-СНОН-СН2ОН ОНСН2-(СНОН)4-СН2ОН
этиловый этиленгликоль глицерин гексит
спирт
Следующая работа заключается в том, что необходимо выяснить существует ли взаимосвязь между углеводородами (предельными, непредельными, диеновыми) и спиртами.
Также как и углеводороды, спирты делят на предельные (насыщенные) и непредельные (ненасыщенные).
Уч-ся задается вопрос:
Чем по составу сходны и отличаются спирты от углеводородов?
Ответ уч-ся.
Схема №2
Спирты
Предельные Непредельные
СН3-СН2-СН2-ОН Н2С=СН-СН2ОН
пропиловый спирт аллиловый спирт
В зависимости от количества углеродных атомов, входящих в состав радикала, спирты делят:
Схема №3
Спирты
низшие высшие
(до С10) (свыше С10)
Вопрос уч-ся:
Какие спирты называются низшими, высшие?
Можно ли состав спиртов выразить общей формулой?
ОБЩАЯ ФОРМУЛА ПРЕДЕЛЬНЫХ ОДНОАТОМНЫХ СПИРТОВ.
Работа у доски;
Уч-ся необходимо привести по два примера, расчитав их по общей формуле.
В зависимости от характера углеродного атома (первичный, вторичный или третичный), с которыми связана гидроксильная группа, спирты делят на первичные, вторичные, третичные:
Схема№4.
СН3-СН2-СН2ОН Н3С-СН-СН3 СН3
! !
ОН Н3С- С – ОН
!
СН3
Пропиловый спирт изопропиловый спирт трет-бутиловый спирт
С целью закрепления знаний об электронном и структурном строении молекул органических веществ учащимся демонстрируется модель молекулы метанола.
Строение самого простого предельного одноатомного спирта – метилового - можно представить структурной (а) и электронной (б) формулами:
А) Н б) Н
! ** **
Н – С – ОН или СН3ОН Н: С: О :Н
! ** **
Н Н
Вывод: из электронной формулы видно, что атом кислорода в молекуле спирта содержит две не поделенные электронные пары.
1.Работа на демонстрирующем столе (3 уч-ся)
2.Письменная работа уч-ся в раб. тетрадях (вся группа)
Уч-ся необходимо собрать шаростержневую модель молекулы некоторых спиртов:
Вариант I
Метиловый спирт.
Вариант II
Этиловый спирт.
Вариант III
Пропиловый спирт.
Анализ модели, иллюстрирующей пространственное расположение атомов в молекуле спирта, покажет, что один из атомов водорода связан с атомом углерода через атом кислорода, тогда как остальные атомы водорода связаны с углеродом непосредственно ковалентными связями. Это даст возможность при рассмотрении химических свойств спиртов объяснять их наличием гидроксильных групп –ОН.
2.Номенклатура, изомерия.
Названия спиртов чаще связывают с названиями радикалов, с которыми соединена гидроксильная группа (студентам показываются примеры):
А) метиловый спирт СН3-ОН;
Б) этиловый спирт С2Н5-ОН;
В) пропиловый спирт С3Н7-ОН.
Студенты по таблице «Гомологический ряд алканов» разъясняется, что при добавление к радикалу (–ОН) образуется предельный одноатомный спирт.
Работа у уч. доски.
Названия спиртов производят по систематической номенклатуре от названий соответствующих алканов с добавлением суффикса -ол (метан-метанол, этан-этанол). Главную цепь нумеруют с того конца, к которому ближе расположена гидроксильная группа. После суффикса –ол ставится цифра которая указывает положение гидроксильной группы в углеродной цепи.
СН3-СН2-СН2-СН2ОН Бутанол-1
СН3-СН-СН2-СН-СН3 4- метилпентанол-2
! !
СН3 ОН
Работа уч-ся у доски:
Составить структурные формулы следующих углеводородов:
А) 2-этилгексанол-1;
Б) 3-4-6 триметилгептанол-1;
В) 1-метил 5-этилпентанол-3;
Г) этанол-1.
Изомерия.
Изомерия спиртов зависит от строения углеродной цепи и расположения в ней гидроксильной группы:
А) бутиловый спирт, или бутанол-1;
Б) изобутиловый спирт, или 2 –метилпропанол-1.
3. Физические свойства:
Для того чтобы студенты смогли увидеть и закрепить полученные результаты о физических свойствах спиртов на рабочем столе проводится опыт:
На рабочем столе стоят пробирки №1 №2 и т.д. В каждой из пробирок добавлен водный раствор, студентам демонстрируются несколько видов спиртов.
Вопрос, что происходит за реакция в каждой из пробирок? В завершении проделываемых опытов студенты делают свои выводы и записывают в рабочую тетрадь.
Вывод: В гомологическом ряду спиртов (в отличие от алканов, алкенов) при нормальных условиях отсутствуют газообразные вещества.
Предельные одноатомные спирты С1-С12 – жидкости. С12 и выше – мазеобразные или твердые вещества. Метиловый, этиловый, пропиловый спирты хорошо растворимы в воде. С повышением молекулярной массы их растворимость уменьшается, что очень хорошо было видно при проведении опытов.
Низшие спирты воспламеняются и горят бесцветным пламенем. Спирты с большей молекулярной массой горят с копотью.
4.Обобщение и закрепление знаний учащихся. 14 мин.
Метод: индивидуальная работа уч-ся:
письменная работа в раб. тетрадях, на уч. доске;
обратная рефлексия.
Задание №1 - 2 мин.
Физические свойства спиртов
1газообразные 2 жидкие 3 огнеопасные 4 ядовитые 5 не растворимые в воде 6 растворимые в воде
7 без запаха
Работа на уч. доске: (2 уч-ся)
В данном задании необходимо убрать те физические свойства, которые не относятся к спиртам.
Задание №2 - 2 мин
1 пропанол-1 6 этанол
2 гексанол-1 7 октанол-1
3 нонанол-1 8 деканол-1
4 метанол 9 пентанол-1
5 бутанол-1 10 гептанол-1
Работа на уч. доске: (2 уч-ся)
Уч-ся составляют гомологический ряд в правильном порядке от 1 до 10.
Задание №3 -7 мин
Обратная рефлексия. В течение 3трех минут все уч-ся работают в раб. тетрадях, составляют вопросы по пройденному материалу. Затем идет соревнование кто больше даст правильных ответов на заданные группой вопросы.
Задание №4 -6 мин
Составить структурные формулы следующих спиртов, определив их атомность:
А) пентанол-1 одноатомные;
Б) 2-метилбутанол-1 одноатомные;
В) 4-5 диэтилгептанол-2 одноатомные;
Г) бутадиол-1;3 двухатомные.
5. Заключительная часть урока -3 мин
5.1 Подведение итогов.
5.2 Ответы на вопросы; выставление оценок уч-ся.
5.3 Домашнее задание: О-1 стр
Рецензия
Рассматриваемая методическая разработка урока
«Предельные одноатомные спирты» подготовлена в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта образования и программы предмета: «Химия с основами биологии». Содержание разработки соответствует указанным в ней целям. Обоснование выбранного для изучения данной темы типа урока вполне убедительно.
Методическая разработка содержит развернутый конспект урока с акцентированием межпредметных связей каждой порции нового материала. Основные элементы плана урока даны на русском и казахском языках.
К числу положительных сторон методической разработки следует отнести:
-тщательную разработку каждого элемента урока;
-активное использование в ходе урока различных видов наглядности (плакаты, карточки, модели и т.д);
-сочетание традиционных и инновационных методов и приемов в обучении; широкое применение интерактивных форм при изложении нового материала;
-практическая направленность заданий для закрепления новых знаний; разнообразные приемы активизации всех учащихся группы, как при сообщении новых знаний, так и при их закреплении.
Данная методическая разработка может быть рекомендована к использованию при подготовке и проведению занятия по предмету «Химия с основами биологии», а также, в качестве примера, по другим общеобразовательным дисциплинам.
Рецензент Нагирный В. Н. _______________________
СnН2n+1 ОН
ТРЕТИЧНЫЙ
ПЕРВИЧНЫЕ
СПИРТЫ
ВТОРИЧНЫЕ
Н
Н
С
Н
О
Н
этанол
нонанол
октанол
гептанол
гексанол
пентанол
бутанол
пропанол
метанол
деканол
жидкие
газообразные
огнеопасны
ядовиты
Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов
Растворимые в воде
Без запаха
Не растворимые в воде
Физические свойства спиртов
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815