Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»
Цель урока: знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.
Задачи:
Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста.
Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности.
Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво.
Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы.
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.
Оборудование: учебники, словари, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов, капельки росы, солнышки, тексты с описанием росы из энциклопедии, карточки с заданием для работы по группам.. Этапы урока Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов) Организационный момент (1-3 мин.)
Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
Учитель:
- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)
- Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
- Новый день оно начнет (руки вниз широко)
- С наступлением нового дня!
- Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.
- Сели девочки, сели мальчики.
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
2. Проверка домашнего задания (5 мин.).
А начнём урок с проверки домашнего задания. Сегодня вы работаете в группах. Задание каждой группе на парте.
Карточка.
1. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» (указать опрашиваемого ученика).
2. Ответить на вопросы:
- О чем рассказывает Л.Н.Толстой в рассказе «Лев и собачка»? Выбрать правильный ответ.
(о доброте, о жестокости, о надежде, о верности, о преданности, о взаимопонимании, о любви)
- Какие общечеловеческие ценности открылись вам при чтении рассказа «Лев и собачка»?
- Что будет с нами, если исчезнут доброта, красота, любовь?
- Домашним заданием было найти значение слова «доброта». Кто нашел значение этого слова?
Толковый словарь В.Даля и словарь Ожегова.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро другим.
- Оказывается, не только в отношениях людей встречается доброта, но и в отношениях животных, в чем мы убедились при чтении рассказа Л.Н.Толстого.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание. 3. Речевая разминка.
Прочитайте пословицу:
Никакое искусство не достигнет природы.
- по слогам
- с ускорением
- с вопросительной интонацией
- с утвердительной интонацией
Объясните смысл, как вы её понимаете.
ТООУ 4. Введение в тему. Новая тема (15-20 мин.)
- Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.
- Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Что объединяет все изображения?
( Капля воды или роса)
- Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает?
( Выслушиваются ответы детей)
- Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст из словаря)
Словарь:
1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.
2. Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)
Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ?
«Какая бывает роса на траве».
Постановка проблемы (работа в парах).
-Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст?
- Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.
- Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру . - Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?
5. Первичное чтение учителем по презентации
- Что вы представляли себе, когда читали этот текст?
(яркое солнечное утро.)
- С какой целью Толстой написал этот текст?
- Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.
- Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру
- Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?
- Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве? (как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый) Повторное чтение текста по «цепочке».
Словарная работа.
- С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами)
Алмазы (словарь в учебнике с.220) - прозрачные драгоценные камни.
- А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок?(С бархатом)
Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
- Какие еще сравнения вы нашли в тексте?
-Определите тип этого текста.
(описание)
Учитель на доске вывешивает таблицу:
« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»
- Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте.
(Алмазы блестят, переливаются разными цветами;
Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…- это метафоры)- Какие изобразительные средства использует автор?
( Сравнения, метафоры)
- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста. ( Да. Автор любуется росой, он восхищается ею, хочет поделиться своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого напитка кажется»)7. Чтение текста из энциклопедии о росе про себя. - Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.
- Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать.
( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)
- Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.
- Какие названия вы бы могли дать этим текстам - описаниям, к каким стилям они относятся? (ИД текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.)
Физкультминутка.
Самостоятельное чтение рассказа Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?» (10 мин.) - А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, прочитав ещё один рассказ Л. Н. Толстого.
- Росинка отправляет нас на с. 163. Как называется рассказ?
- Прочитайте рассказ самостоятельно.
Работа над содержанием текста. - В середине текста Л.Н.Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их.
(Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?)- О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)
Повторное чтение со «стопами»
- Как вода попадает в моря?
- Когда образовались моря?
- Почему туча у всех морей в долгу?
( с поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана делаются тучи)
- Чем расплатилась туча с морем?
(из туч вода падает на землю, с земли стекает в болота и ручьи, из ручьев течет в реки, из рек в моря)
- Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?
- Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)
- К какому типу. текста относится это произведение?
(Это текст-рассуждение)
- Вспомните признаки текста-рассуждения.
На доску вывешивается таблица:
«Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?».
- К какому стилю вы отнесли бы этот текст?
(Дети приводят доказательства, что это научный стиль)
(ИД – научный стиль)
- Какой ещё тип текста вы знаете?
(Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)
На доску вывешивается таблица:
«Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»
Обобщение (3-5 мин.) ИД
Существительное – роса
2 прилагательных – утренняя, алмазная
3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается
Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами
Рефлексия. Приклейте свою капельку росы под тем солнышком, которое соответствовало вашему настроению на уроке.
Домашнее задание (1-2 мин.). Стр. 162
«5» - наизусть ½ текста.
«4» - пересказ близко к тексту.
«3»- беглое чтение рассказа.