Воспитательная работа в классе в системе воспитательной работы школы.
«Воспитательная работа в классе в системе воспитательной работы школы»
Воспитательная работа – одно из самых важных направлений в школе, если не сказать, что самое главное. Ведь учителя призваны не только качественно и доступно передавать знания, но и положительно влиять на формирование личности ученика, способствуя его всестороннему развитию, укреплению здоровья, нравственности.
Серьёзные изменения происходят во всех сферах социальной жизни, меняется время, становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается и как бы ни сложна была его работа - она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:
- организует разнообразную деятельность в классе;
- заботится о развитии и здоровье ребёнка;
- помогает учащимся в решении возникших проблем.
«Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности».
Под результатами воспитательного процесса понимаю те изменения, которые происходят с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Взрослый обязательно должен руководить детским коллективом, чтобы у подростков была возможность усвоить истинные человеческие ценности.
Воспитательная система класса — это педагогическая работа, которая направлена на организацию жизнедеятельности учеников класса и их воспитания, построенная на целостной и упорядоченной совокупности компонентов для развития каждой личности ученика и класса в целом. Педагоги выделяют следующие противоречия, которые могут появиться в любом классе: нетерпимость учеников друг к другу ,эгоизм, сложности в межличностном общении между учениками ,нежелание и неумение делать что-то полезное на общее благо, агрессия и нервозность детей. Исходя из этого, педагог должен организовать воспитательную деятельность в классе так, чтобы: создать пространство, в котором каждый ученик мог ощущать себя как личность, беспрепятственно общаясь и успешно получая знания каждый ребёнок мог бы максимально раскрыть свои задатки и способности, улучшить и приобрести новые положительные качества характера. Школа должна быть местом, где можно раскрыть свои способности .Целью социального воспитания и дополнительного образования, исходя из требований ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, является:
«Становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»
Основные задачи:
Воспитание сознательного отношения к учёбе
Воспитание культуры поведения учащихся
Развитие познавательных интересов
Формирование навыков ЗОЖ
Воспитание чувства долга и ответственности
Исходя из поставленных задач функции классного руководителя 7го класса определяю как:
1. Организационно-координирующие:
обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся;
проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
взаимодействие с педагогическими работниками;
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организация классного самоуправления;
защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья подростков;
организация изучения учащимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в населённом пункте, поведения в быту;
ведение документации (классного журнала, личных дел учащихся, плана работы классного руководителя, осуществление проверок дневников, разработка методических материалов мероприятий);
еженедельное проведение классных часов; проведение родительских собраний раз в четверть;
организация дежурства по классу, школе, организация субботников и ремонта классного кабинета;
забота о внешнем виде учащихся;
оперативное извещение администрации школы о каждом несчастном случае, принятие мер по оказанию доврачебной помощи;
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.
2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств; помощи в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями.
3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
составление психолого-педагогических карт учащихся;
направление самовоспитания и саморазвития личности обучающихся;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса;
ведение мониторинга учебной и социальной активности учащихся.
4. Контролирующие:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Целью воспитательной системы в своём классе считаю формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка, формирование и развитие ключевых компетентностей, а именно их воспитательных характеристик: умение сотрудничать, участвовать в работе команды, самостоятельно искать, создавать, анализировать и отбирать информацию, уметь обмениваться ею, преобразовывать и сохранять. Чтобы реализовать данную цель, необходимо решать следующие задачи:
- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся; согласовать цели воспитания, поставленные мною, с собственными целями учащихся;
- воспитать в детях уважение к себе и другим;
- сплотить детей и сформировать коллектив, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
- воспитать бережное отношение к природе;
- создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (мы решили, провели, сделали).(Флешмоб к Новому году, конкурс чтецов, подготовка к конкурсу «Театральные подмостки»)
Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений воспитательной системы является соуправление.
Соуправление.
Учащиеся очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года провожу классные собрания, которые были посвящены: выбору актива класса ,созданию законов класса;
распределению поручений .Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сама делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений.
Родители моих учеников получают оперативную информацию о посещении учащимися школы, о поведении ученика на уроке, об успеваемости ребенка, в случае проблемных ситуаций родители связываются с учителем лично.
Использование ИКТ в деятельности классного руководителя даёт детям возможность для размышления и участия в создании элементов мероприятия, что способствует развитию интереса школьников к жизни класса, школы. Традиционные мероприятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
И во всей работе использую- стимулирование человеческой деятельности: поощрение, которое закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создаёт приятный настрой, повышает ответственность. Я применяю в своей практике одобрение, ободрение, похвалу, благодарность.
Использую следующие формы воспитательной работы: тематические и организационные классные часы, экскурсии, тематические родительские собрания, индивидуальные консультации родителей и учащихся, посещение семей, посещение уроков в классе, интеллектуальные игры и конкурсы, участие в общешкольных мероприятиях, благотворительные и экологические акции, выполнение социально значимых проектов, инструктажи по технике безопасности.
Направление воспитательной работы в 7 классе «В»:
«Экологическое воспитание»
Цель: формирование экологических знаний учащихся
Задачи:
Воспитание любви к природе, Родине, самому себе
Развитие наблюдательности, внимания
Формы реализации:
Беседы
Экскурсии
Субботники
Проекты.
Реализованные проекты «Чистый берег», «Покормите птиц зимой», «Скворушка»
Сейчас мы в 7 классе. Наши дети приобрели такие качества как общительность; терпимость; доброжелательность; принципиальность; увлеченность; настойчивость; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; самостоятельность; активность; самообладание; рефлексию, склонность к размышлениям о будущем Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получили дети вследствие участия в той или иной деятельности.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение детьми социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ребенка со своими педагогам как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение детьми опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с социальными субъектами за пределами учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации социального воспитания и дополнительного образования детей.
Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов социального воспитания и дополнительного образования детей– формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.