Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы с ЗПР


Конспект организованной образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте у детей с ЗПР
(по программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» / под общей редакцией С.Г. Шевченко, II подготовительная группа, 6-7 лет).
Дата проведения:
Тема: Звуки [Г], [Г’] и буква Г.
Цель занятия: познакомить со звуками [Г], [Г’] и буквой Г.
Задачи:
Образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Г], [Г’], умение выделять их из слов; учить дифференцировать звуки [Г], [Г’] на слух; закреплять умение выполнять звуковой анализ слов; закреплять умение делить слова на слоги; познакомить с образом буквы Г.
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику; развивать общую моторику и моторику мелких мышц пальцев рук; развивать мимические мышцы лица; развивать речевое дыхание; развивать фонематический слух; совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза; обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать дружеские отношения между детьми, желание помогать друг другу.
Оборудование: демонстрационный печатный алфавит, предметные картинки, кассы букв, цветные карандаши, фишки, таблица, звуковые домики, символы звуков, графическое изображение буквы “Г”, индивидуальные зеркала, тетради, счетные палочки. Ход занятия
1. Организационный момент.
Игровое упражнение «Назови свое имя ласково»
2.Сообщение темы занятия.
Игра «Скажи наоборот»
Логопед по очереди бросает мяч детям и называет слова. Дети перебрасывают мяч обратно и произносят слово с противоположным значением. (Слова: тихо (громко), веселый (грустный), сытый (голодный), мелкий (глубокий), редкие (густые), чистый (грязный) и т.д.).- С какого звука начинаются эти слова? (со звука Г)
- Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [Г] и [Г’], а так же с буквой “Г”, которая обозначает эти звуки.
3. Характеристика звуков [Г], [Г’]
- Возьмите зеркала, произнесите звук [Г]. При произнесении звука [Г] струя воздуха проходит свободно? (нет, она встречает преграду).
- Значит звук [Г] какой? (Согласный)
- При произнесении звука [Г] голос “спит” или “просыпается”? (Просыпается).
- Значит звук [Г] какой? (Согласный, звонкий).
- Звук [Г] – твердый или мягкий? Фишкой какого цвета мы будем его обозначать? (звук [Г] – твердый, обозначается фишкой синего цвета).
Дети с помощью логопеда дают полную характеристику звука [Г].
- Возьмите зеркала, произнесите звук [Г’]. При произнесении звука [Г’] струя воздуха проходит свободно? (нет, она встречает преграду).
- Значит звук [Г’] какой? (Согласный).
- Звук [Г’] твердый или мягкий? (мягкий, мы будем обозначать его фишкой зеленого цвета).
Дети с помощью логопеда дают полную характеристику звука [Г’].
- Давайте поселим звуки [Г] и [Г’] в звуковые домики. В домике какого цвета будет жить звук [Г]? (синего). А звук [Г’]? (зеленого).
4. Знакомство с буквой “Г”.
- Звуки [Г] и [Г’] обозначаются буквой “Г”. Посмотрите, на что похожа буква “Г”. (Варианты ответов детей).
- Давайте вместе попробуем составить букву “Г” из счетных палочек. (Выкладывание буквы “Г” из счётных палочек).
- Найдите букву “Г” в кассах букв.
5. Физкультминутка.
Текст Движения
А, ну-ка, веселее ударим молотком, Руки на поясе, прыжок влево
Покрепче, посильнее мы гвоздики вобьем! Два наклона вперед, присесть
Тук-тук, ток-ток, бей покрепче, молоток! Наклоныт влево-вправо.
6. Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [Г], [Г’].
Игра “Слушай внимательно”
– Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [Г], поднимите синюю фишку, если [Г’] – зеленую. (Слова: газета, гусь, гроза, гиря, геркулес,грач, рог и т.д.).
7. Анализ и синтез слогов со звуками [Г], [Г’].
- Посмотрите, на доске написаны слоги со звуками [Г], [Г’]. Назовите эти слоги. (га, гу, го, ги, ге).
- Из каких звуков состоит слог «га»? (из звуков [Г] и [А]).
- Звук [Г] какой? Фишкой какого цветы мы его обозначим? (звук [Г] согласный, твердый, мы его обозначим синей фишкой).
- Звук [А] какой? Фишкой какого цветы мы его обозначим? (звук [А] гласный, мы его обозначим красной фишкой).
Далее дети составляют звуковые схемы слогов гу, ги.
8. Подбор слов с заданным слогом. Деление слов на слоги.
Игра «Слоговое лото».
- Сейчас давайте придумаем слова со слогом «га». (дети называют слова).
- Посчитайте, пожалуйста, сколько слогов в слове «газета». (три слога)
Далее дети придумывают слова со слогами го, гу, ги, ге и составляют слоговые схемы слов гуси, гиря.
9. Звуковой анализ слов голова, гитара.
Дети при помощи логопеда проводят звуковой анализ слов и составляют звуковые схемы из фишек.
10. Работа в тетради.
Написание буквы Г.
11. Итог занятия.
- С какими звуками мы познакомились?
- Какой буквой они обозначаются?
- Что еще мы делали на занятии?