Тема урока: Хакасские единоборства (7 класс)
Конспект урока по физической культуре
МК ОУ Белоярская коррекционная школа – интернат VIII вида
7 класс
Тема урока: Хакасские единоборства
Учитель физической культуры:
Торбастаев Алексей Олегович
с. Белый яр 2015 г
Пояснительная записка
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной проблемой современности. Рост социальных проблем, ухудшение экологического состояния окружающей среды, привели к тому, что за последние годы в стране отмечается стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья детей.
Особую категорию составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушение интеллекта.
Одним из приоритетных направлений работы коррекционной школы VIII вида является организация работы по формированию культуры здоровьесбережения учащихся
Как Вы знаете, ФГОС предусматривает реализацию этнокультурного компонента через содержание учебных предметов. Выделение данного компонента стандарта сделало актуальным идею регионализации образования.
В своей педагогической деятельности я столкнулся с проблемой недостаточной разработанности этнокультурного компонента в содержании образования физической культурой. Учебники не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется региональный материал, отражающий специфику нашего региона.
Наименее всего применительно к программе физического воспитания отработано такое нетрадиционное средство, как единоборство и борьба, в частности. Элементы единоборств стали включаться в уроки физической культуры и в секционную работу совсем недавно.
Рассматривая единоборства с точки зрения школьного учителя работающего с детьми с ОВЗ, нужно исходить из следующих позиций: чтобы это было не очень сложно для освоения; применимо в практических целях; не требовало повышенных волевых качеств, но воспитывало их; помогало развивать основные двигательные качества и было как можно менее травмоопасным.
Хакасские единоборства являются средством воспитания укрепления здоровья, помогает растить сильную, крепкую физически и духовно готовую к жизненным испытаниям молодежь
Актуальность этой темы заинтересовала меня, и этим я обосновываю выбор темы урока физкультуры.
Урок проходит на спортивной площадке школы. Урок разработан в соответствии с ФГОС. Состоит из трех содержательных частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть урока направлена на активизацию знаний учащихся, необходимых для завязки сюжета, и подготовку к состязаниям в основной части урока. Проведение разминки корректируется выразительность движений в танцевальных движениях используется музыкальное сопровождение.
Основная часть урока направлена на проведение хакасских единоборств . В состязании «Хуурнан тартызы» (Перетягивание поясом) «Аттар тартызы» (Состязание лошадей) способствуют развитию скоростно-силовых качеств, взрывной силе, быстроты реакции, ловкости, координации движений, выносливости, пространственной ориентации, развивать силу кисти и ног, «Хучалар сугiзi» учащиеся проявляют ловкость и быстроту, закаливают свой характер. .. В конце основной части урока учащиеся участвуют в самом интересном и полюбившим ими борьбе «Курес», вырабатываются такие качества как уважение к сопернику, преодоление внутренних страхов.
Заключительная часть урока направлена на подведение итогов и организованное завершение урока. Вручаются призы за победу в состязаниях. В конце урока осуществляется рефлексия «Поклонение Священной берёзе» , «произношение заклинание хором» приводится в спокойствие внутреннее состояния ребенка и вера в светлое будущее.
Тема урока: Хакасские единоборства
Цель урока: укрепление здоровья учащихся, создание условий для правильного физического развития через приобщение к обычаям и традициям хакасского народа
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
продолжать формировать у учащихся представления о культуре, традициях и обычаях хакасского народа.
познакомить учащихся с хакасскими видами единоборств;
Развивающие (метапредметные УУД):
способствовать развитию скоростно-силовых качеств, взрывной силе, быстроты реакции, ловкости, координации движений, выносливости, пространственной ориентации, развивать силу кисти, чувство ритма через танцевальные движения.
Воспитательные (личностные результаты):
формировать самооценку и умение личностно самоопределяться в состязательной деятельности.
формировать умение проявлять дисциплинированность, внимательность друг к другу(КУУД), упорство в достижении поставленных целей(личностные УУД).
способствовать воспитанию уважения к культуре хакасского народа.
Коррекционные:
корректировать нарушения в движениях (закрепощенность, неточность, несогласованность рук и ног), нарушения осанки, сутулость, (регулятивные УУД)
корректировать выразительность движений в танцевальных движениях (познавательные УУД, КУУД)
коррекция дифференцировки усилий, времени и пространства.
Тип урока: урок с образовательно-тренировочной направленностью
Класс: 7 класс
Метод проведения: фронтальный, поточный, индивидуальный, групповой, игровой.
Инвентарь: пояс, веревка, палка, магнитофон. маты
Словарь: Тун Пайрам, чалама, курес.
Место проведения: спортивная площадка.
Время проведения: 40 мин
Частные задачи
УУД
Содержание урока
Дозировка
Деятельность учащихся
I. Подготовительная часть урока (10 мин)
Организовать внимание учащихся постановкой проблемных вопросов
Подвести к самостоятельной формулировке темы урока (развитие логического мышления при составлении целого);
– Подготовить, разогреть мышцы тела;
Следить за правильной осанкой.
Умение согласовывать движения с музыкой.
Воспитание ритма движений, пластичной выразительности.
– Корректировать двигательную закрепощенность.
Воспитывать выразительность движений.
Коррекция точности движений.
Развивать пластичность рук, мышечное ощущение.
Умение согласовывать движения с музыкой.
Развивать умение имитировать ощущение усталости, радости, гордости.
Коммуникативные УУД (высказывать и аргументировать своё мнение)
Познавательные УУД (искать, получать и
использовать информацию, логически выполнять действия)
Регулятивные УУД (понимать словесные указания, выполнять инструкции и команды учителя
Регулятивные УУД (способность быстро переключаться от выполнения одних движений на другие)
Личностные УУД (способность выполнять движения в выбранном ритме)
Регулятивные УУД (понимать словесные указания, выполнять инструкции и команды учителя
Регулятивные УУД (способность быстро переключаться от выполнения одних движений на другие)
Личностные УУД (способность выполнять движения в выбранном ритме)
Приветствие.
1 мин
Ученики стоят “врассыпную”. Приветствуют учителя.
Постановка проблемных вопросов
-Что вам даёт занятия физкультурой? (мы становимся сильными, ловкими, быстрыми).
-Зачем вы приходите в зал? (за здоровьем)
Формулирование темы урока
-А тему урока вы узнаете, прослушав отрывок из стихотворения В. Данилюка.
Утром раним на заре
Тун Пайрам спешит ко мне.
Песни пой и не скучай,
Праздник с радостью встречай.
Тун Пайрам, Тун Пайрам
На коне вновь едет к нам
Через горы и равнины
И прекрасные долины.
- О каком хакасском празднике идёт речь? Чему посвящён этот праздник?
Тун Пайрам – это праздник первого молока.
Празднуют его в степи под открытым небом в начале лета, поэтому и наше занятие сегодня проводится не в спортзале. Представим себе, что мы на этом празднике.
В последние годы этот праздник стал всенародным . в нём участвуют разные творческие коллективы, народные умельцы, спортсмены, борцы, наездники. Молодые парни показывают свою ловкость, силу и выносливость, участвуя в разных единоборствах.
- Какие состязания называются единоборствами?
- По словарю Ожегова, единоборства – это борьба двух соперников в разных состязаниях.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Хакасские единоборства.
5 мин
Участвуют в обсуждении, высказывают своё мнение и аргументируют его
Знакомятся с новой информацией.
Совместно с учителем формулируют тему урока.
Разминка (мальчики)
- Самым зрелищным и долгожданным моментом на празднике были конные скачки.
- Сейчас мальчики попробуют изобразить движения коней.
3 мин
Разминка в движении по кругу под музыкальное сопровождение (Тун Пайрам - Г.Танбаев)
– ходьба на носках, руки вверх;– ходьба на пятках, руки за голову;– высокий шаг, руки в стороны– ходьба “пятки в центр”, руки за спину;– ходьба “носки в центр”, руки на поясе;– 3 приставных шага в беге правым боком вперёд;– 3 приставных шага в беге левым боком вперёд;– бег с захлёстыванием голени;– бег ножницы вперёд (носок сокращённый);– ходьба с восстановлением дыхания.
Разминка (девочки)
- На празднике хакасские красавицы танцевали и при этом демонстрировали своё умение и мастерство, показывая зрителям, какие они хозяюшки. Чаще всего хакасские народные танцы представляли собой движения какого- либо женского занятия.
- Сейчас девочки покажут этот танец.
1 “Стирка белья”
- Движения выполнять четко. Корпус держать прямо.
3 мин
Знакомятся с новой информацией.
И.п. – ноги врозь.В: 1-2 освободить правую ногу, перенести тяжесть тела на левую. Качнуть дважды бедром правой ноги, одновременно провести вдоль туловища сверху – вниз сжатыми кулачками.3-4 то же с левой стороны.
2. “Полоскание белья”
-Кисти расслаблены. “Поласкаем в реке”
И.п. – широкая стойка ноги врозь.В: 1 – мах двумя руками слева – направо, опускаясь сверху – вниз2 – мах двумя руками справа – налево, опускаясь сверху – вниз.
3. “Отжимание белья”
И.п. – о. сВ: 1-2 качнуть дважды бедром правой ноги, одновременно “отжимать белье” сильными движениями кистей рук справа от туловища.3-4– тоже с левой стороны.
4.“Развешивание белья”
И. п – о. сВ: 1 – присесть, “взять белье” повесить над головой2 – присесть, “взять белье” повесить вправо3 – присесть, “взять белье” повесить влево
5 “Устали, Радуемся, Шагаем”
Улыбаемся, гордимся своей работой
И.п. – ноги врозь, руки на поясе.
В: 1-2-3 ладонью правой, затем левой руки широким движением ведут вертикальную линию по лбу слева – направо “вытирают пот со лба” 4 – движением ладони вниз, как бы стряхивая “пот”, произнести “УХ”.1-2-3-4 махи руками к лицу, сгибая в локтях, обдувая “ветром”.5-6-7-8 ходьба на месте вокруг себя
II. Основная часть урока.25 мин
Развитие ловкости, координации движений.
. Развитие толчковой силы рук
.
Улучшение координации и подвижности ног.
.
Развитие ловкости рук и ног
Укрепление мышц шеи, брюшного пресса
Развитие мышц рук и плечевого пояса
Развитие силовых качеств, выносливости и сноровки.
Развитие толчковой силы рук и ног
Регулятивные (определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя)
Регулятивные УУД (действовать по правилам)
Регулятивные УУД (способность переключаться от выполнения одних движений на другие)
Личностные:умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные УУД (действовать по правилам)
Регулятивные УУД (способность переключаться от выполнения одних движений на другие)
Личностные:умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Проблемный вопрос.
- Какие хакасские единоборства вы знаете? (ответы детей)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с хакасскими единоборствами, будем развивать силовые качества, выносливость и сноровку, а значит, укреплять ваше здоровье.
«Хуурнан тартызы» (Перетягивание поясом)
Хучалар сугiзi (Бодание баранов).
·Аттар тартызы
(Состязание лошадей)
Хакасская национальная борьба – «Курес» (борьба на поясах)
1 мин
5 мин
5 мин
5 мин
9 мин
Постановка цели урока.
Соперники становятся на четвереньки друг против друга на равном расстоянии от линии. Пояс надевается на головы обоих. Каждый участник, отступая назад, старается перетянуть соперника за черту. Победителем считается участник, сумевший перетянуть соперника за линию.
Соперники встают на четвереньки внутри круга, упёршись головами, и стараются вытеснить друг друга за линию круга. Нельзя вставать с колен и отрывать руки от поверхности площадки. Победитель должен остаться внутри круга.
Два участника надевают верёвку на шею, пропускают под мышками и становятся по обе стороны линии на равном расстоянии. По сигналу они, упершись в пол руками, начинают тянуть соперника в свою сторону. Победителем считается участник, перетянувший другого за зачётную линию.
Перед началом схватки борцы становятся на противоположных сторонах ковра. Участники обвязывают себя поясами. Борцы берутся за пояса в обоюдный захват, причём правая рука проходит под левой рукой соперника. По сигналу судьи начинается схватка. Исходом схватки бывает победа на туше.
III. Заключительная часть урока. Рефлексия. 5 мин
Способствовать развитию воображения и самовыражения, Способствовать преодолению детских страхов перед скоплением людей. Развивать творческий потенциал, убирать внутренние комплексы
Привести организм в спокойное состояние
Познавательные:умение сформулировать алгоритм действия;
Регулятивные: выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.
Рефлексия, подведение итогов:
Кто сегодня был самым сильным, выносливым, кого из ребят можно выделить? (Поощрение победителей соревнований)
– За что себя можешь похвалить?– Над чем еще надо поработать?– Какие единоборства вам понравились?– Какие оказались трудными?
Поклонение Священной берёзе.
Закончим наш урок ритуалом, который дошел до нас из глубины веков. Дерево у хакасского народа это святое понятие и этому посвящён обряд Благодарения Березе. Хакасы просят у богов благополучия, здоровья и привязывают к березе разноцветные лоскутки.
Я вам предлагаю поучаствовать в ритуале, загадать желание и повязать ленточки (“чалама”) на священную березу. Для того чтобы все ваши желания исполнились, необходимо произнести заклинание хором. Повторяйте все вместе:
О, владыки стихии:
Небо, Солнце, Природа!
Дайте нам счастья, здоровья и удачи!
(3 раза).
- Посмотрите, ребята, какое красивое получилось у нас дерево. Яркие цвета говорят о том, что ваши желания были добрые, позитивные. И нужно верить и ваши мечты и желания обязательно сбудутся!
Урок окончен. Будьте здоровы!
2 мин
3 мин
Построение в круг.
Подводят итоги.
Высказывают свои впечатления от урока.
Детям выдаются заранее приготовленные ленточки разных цветов и они их повязывают на веточки дерева. Звучит музыка.
Используемые источники:
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под. ред. Воронковой В.В. Просвещение, 1999 г
Бутанаев В.Я. , Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. Абакан – 1995,
Мозговой В.М. Уроки физической культуры. Поурочное планирование.
Кышпанакова О.Н. Хакасские народные игры. – Абакан, 1993.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Игры и развлечения на воздухе. М.: «Просвещение».
Рабочая программа по физической культуре 7 класс.
Методика физкультурных занятий [Текст]: учебное пособие/ М. А. Шуть.- М.: АРКТИ «Право». – 2006.
Хакасские народные игры и состязания. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]:
//nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/01/19/rabochaya-programma-po-fizicheskoy-kulture-fgos-vtorogo
http://misterymagic.mybb.ru/viewtopic.php?id=259
15