Открытый урок в 1 классе окружающий мир УМК Школа России Как зимой помочь птицам?


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Семёновка Кинель-Черкасского района Самарской области
Открытый урок в 1 классе
Дата проведения 18 декабря 2014 года
Тема урока: « Как зимой помочь птицам» (УМК «Школа России», авт. А.А. Плешаков)
Цель урока: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
- формировать интерес к изучению родной природы;- понимать важность заботы о зимующих птицах;- повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;2) Правильно подбирать корм для птиц;3) Уметь изготовить простейшую кормушку;4) Знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;- наблюдать и делать выводы;- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;- проговаривать в логической последовательности свои действия;- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах.
Необходимое оборудование:
1) ПК, презентация “Как зимой помочь птицам?”. 
2) Проектор 3) Учебник. ФГОС , А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.  4) Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. .
5) Атлас-определитель А.А. Плешаков 6) Пустые коробки из-под молока. 7) Ножницы, нитки, карандаш.
8) Ободки с изображением птиц для инсценирования.
9) Корм для показа.
конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1. Организационный момент
– Дорогие ребята. Мы начинаем наш урок. Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.
Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.
Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума.
– Как вы понимаете это? (Высказывания детей)
Слушают учителя
- Не выкрикивать, поднимать руку для ответа. Регулятивные УУД:
- организация своего рабочего места
Личностные УУД:
- формировать интерес к изучению родной природы;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы
- Читает стихотворение ребенок:
Морозы жесткие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку - в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
- О чем стихотворение?
- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой?
-Кому трудно зимой в стихотворении? Слушание и осмысление стихотворения
- О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.
Зима холодная, морозная.
Бывают вьюги и метели.
Зиму трудно пережить птицам и зверям. Познавательные УУД: -общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы,
- логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта).
3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала
- Отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего урока.
Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет?
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку...
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут...
 Любо-дорого взглянуть,
Птичка - красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее?
- Где вы видели этих птиц?
- Как вы думайте, а легко этим птицам зимой?
- Ребята, о чем пойдет речь на уроке?
- Откройте учебник на стр.74. и прочитайте тему нашего урока.
- А как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
- Для того чтобы помочь птицам, мы должны потрудится и выполнить для них кормушки. - Воробей.
Слайд 2
- Синица.
Слайд 3
Клестом.
Слайд 4
- Снегирь.
Слайд 5
- Около дома.
- На остановке.
- В парке.
- Птицам трудно. Им холодно и голодно
- О птицах зимой.
Ответы детей.
Слайд 6
- Будем учиться помогать птицам. Личностные УУД:
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные УУД:
- проявление интереса к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
4.Изучение нового материала.
- Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в наших краях?
- А где остальные птицы?
- Рассмотрите изображение птиц в учебнике на стр. 74.
- Каких птиц вы видите?
- Давайте попробуем узнать об этих птицах в «Атласе-определителе»
стр. 177. Найдите, что рассказывается о воробье.
Стр. 181 Прочитайте о клестах, поползне.
В зимний день среди ветвейСтол накрыт для гостей.Дощечка новая,Для птиц столовая,Зовет обедать,Крошек отведать.
Что это?
- Ребята, скажите, пожалуйста, а зачем нам нужно кормить птичек зимой? Ведь они сами умеют находить себе корм.
- Верно. В народе говорят: «Птица не от холода, а от голода погибает». Поэтому птичек человек зимой подкармливает. Ответы детей.
-Улетели в теплые края.
- Это снегирь, свиристель, синичка, воробей и поползень.
Текст читают хорошо читающие дети.
- Это кормушка для птиц.
Слайд 7 -8
- Зимой все заметает снегом и птицам трудно становится найти для себя корм.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- дополнение и расширение имеющихся знаний;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
5. Физкульминутка
Скачет шустрая синица
Ей на месте не сидится
Прыг-скок, Прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень:
Тири- тири, тень-тень-тень. Повторяют движения за учителем.
Дети прыгают на месте
Дети кружатся на месте
Приседают
Чешут носик
Дети садятся за столы Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.
6. Практическая работа -Трудно приходится зимой птицам, поэтому нам нужно им помочь, а как это сделать?
-А из чего можно сделать кормушки?
- Каждый из вас сегодня принес коробочку, из которой мы и сделаем наши кормушки. Откройте рабочую тетрадь стр.53.
- С чего мы начнем изготовление кормушки?
- Далее аккуратно нужно его вырезать.
Во время работы учитель оказывает помощь детям.
- Проденем веревочку через отверстие, которое я вам сделала, и наша кормушка готова.
- Покажите, что у вас получилось.
Учитель читает стихотворение.
Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв-
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел гонец весенний-
Путешественник- скворец…
Вот и зимушке конец. -Выполнить кормушки.
- Определение учащимися материалов, из которых выполнены кормушки.
- Карандашом наметим «окошечко».
Выполняют работу по схеме в тетради.
Дети выставляют свои кормушки на столик. Познавательные УУД:
- чтение и слушание;
- умение извлекать нужную информацию;
- дополнение и расширение имеющихся знаний
4. Продолжение изучение нового материала.
- Наши кормушки готовы. А чем же мы будем кормить птичек?
- А вот давай-ка послушаем.
Сценка.
Сорока: Тра-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут. Привередничают и капризничают!
Щегол: Семечки в столовой не давленые. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера не раскопаю! Хоть бы навес сделали, что ли!
Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить не соленое, у нас от соленного животы болят.
Ворона: Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушки без бортиков у того ветер у него в голове!
Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки?
-Успокойтесь птицы! Все будет в порядке.
-Как видите ребята, мало сделать кормушку нужно в неё еще правильно насыпать корм.
-Прочитайте на стр. 75, чем можно кормить птиц.
Ответы детей.
Выходят в «шапочках»
птиц для инсценировки.
Ответы детей.
Слайд 9
Читают текст.
Познавательные УУД:
- отбирать информацию.
Коммуникативные УУД:
-аргументировать свою позицию;
- участвовать в диалоге на уроке
Предметные:
- получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения.
Личностные УУД:
- осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.
9. Обобщение полученных знаний. - А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Да - нет», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.
Я читаю вопрос, а вы поднимаете карточку. Если согласны « +», если нет «-«
1. Зимой в наших краях можно встретить воробья, синицу, дятла, снегиря, поползня и клеста. Так ли это? (+)
2. Ласточка, соловей и скворец – могут прилететь к нашей кормушке? (-)
3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
4. Вы согласны, что синичка любит не солёное сало? (+)
5. Верно ли, что птицы зимой погибают от холода? (-)
- Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием. Регулятивные УУД:
- применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений и выводов.
10. Рефлексия. - Вот и подошёл к концу наш урок.
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Поднимите смайлики. Оценивают свою работу.
Регулятивные УУД:
- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы.
11. Домашнее задание. - Вместе со взрослыми смастерите кормушки дома и повесите их. Не забывайте регулярно добавлять корм в кормушки. 12. Итог урока. - Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
- Что показалось вам наиболее интересным?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Поднимите свои карточки настроениия. (смайлики)
- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.
Спасибо за урок!
Слайд 10 Личностные УУД:
- понимают значение знаний для человека и принимают его.