Презентация к выступлению на педагогическом совете Педагогический ключ успешного обучения
(изменение функций современного учителя)Гроздева Ирина Владимировна, МАОУ лицей № 64 город Краснодар Успех умственного действия зависит от: мотивации ученья;условий ученической деятельности;состояния субъекта познавательного труда;психологического климата учебной группы;богатства и разнообразия средств деятельности;природных возможностей мозга ребенка;индивидуальных особенностей каждого ученика;профессионализма учителя. «Школа никак не хочет учитывать, что мозг созревает не сразу и не равномерно, что человеческие качества закладываются не сразу и не вдруг, и процессу этому путем насилия нельзя ни поспособствовать, ни ускорить его». В.М. Лизинский 3 способа формирования учебной деятельности Первый – исходный: подражание действиям учителя путем воспроизведения увиденного, услышанного, сделанного. Второй – инструкция, сообщение простых, четких правил исполнения: как легче и проще выполнить, чтобы непременно достигнуть результата. Третий способ- организация обучающего упражнения (тренинга) на материале простом, интересном и игровом. Базовые (общедидактические) умения УМЕНИЕ «СЛЫШАТЬ»УМЕНИЕ «ВИДЕТЬ»УМЕНИЕ «ГОВОРИТЬ»УМЕНИЕ ЧИТАТЬ ТЕКСТУМЕНИЕ ДУМАТЬУМЕНИЕ «ВОЗРАЖАТЬ»УМЕНИЕ «ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ»УМЕНИЕ ЗАПОМИНАТЬУМЕНИЕ БЛАГОДАРИТЬ Операции, создающие умение «слышать» мысленно повторяй за говорящим его слова (а слушая музыку, пропевай про себя мелодию);выделяй опорные слова как главные в сообщении (в речи педагога обычно выделяются интонационно эти опорные слова);прослеживай связь этих опорных слов в речи говорящего (что за чем следует, что от чего зависит, какие действия совершались);теперь в сжатом виде воспроизведи услышанное - либо мысленно («Он сказал, что...»), либо в звуковой речи («Если я правильно вас понял, вы утверждаете...»);обрати внимание на интонацию - методику речи, ибо она сообщает о мере значимости сказанного. Основные правила для развития умения «видеть» Определить ракурс (позицию, точку зрения) рассмотрения;Выделить в предмете, событии, явлении центральный, особоважный элемент, отражающий суть предмета;Очертить структуру объекта как совокупность элементов, из которых состоит объект;Отметить связи предмета с другими объектами;Задуматься о значимости объекта для жизни, оценить воспринимаемый объект. Выстраивать речевое суждение по формуле: «тезис - аргумент -иллюстрация». Ставить логические акценты на словах, значимых для высказываемой мысли.Воображать, видеть внутренним зрением картинку явления или предмета, о котором говоришь. Соблюдать четкую артикуляцию при произнесении слов, так чтобы звуковая стороны речи была абсолютно доступна каждому слушателю.Не произносить слов, значение которых не понято. И не воспроизводить входящих в моду обыденной жизни слов, значение которых неопределенно.Для развития речевого умения рекомендуется вовлекать учеников в свободный рассказ о происшедшем Основные правила обеспечения навыка чтения Прочитать абзац текста, остановиться и выделить мысль, идею или основное понятие данного абзаца. Не торопиться прочитывать текст, стараться вообразить картинку действительности, о которой говорит автор текста. Стараться выходить за пределы текста в реальную действительность и находить в ней подтверждение тому, что написано в учебнике. Главные операции умения думать Думать – это последовательно переходить от вопроса к вопросу и столь же последовательно отвечать на цепочку вопросов: что? почему? где? как? когда?Думать – это выявлять причинно-следственные связи между предметами (явлениями, событиями).Думать - это выявлять необходимое и достаточное В предмете.Думать - это постоянно обнаруживать две противоположные стороны в объекте осмысления и не давать однолинейных решений и оценок.Думать - это выходить на новые связи предмета и выявлять новый вопрос, на который у тебя пока нет ответа. Думать - это крайне лаконично, ясно и красиво оформить понятое тобой явление, а значит, подбирать слова, наиболее точно и исчерпывающе обозначающие мысль. Правила овладения детьми умением «возражать» Первое и главное, что выработано культурой диалога, - не спешить сообщать о своем возражении.Предварительно следует воспроизвести сказанное другим человеком и постараться сделать это четко и ясно.Возражение должно быть этически оформлено, чтобы не обидеть партнера, а также, чтобы дать возможность отказаться от собственного возражения, если обнаружится его несостоятельность. Только после того, как партнер (учитель, товарищ, лектор, докладчик) согласится выслушать сомнения и несогласие, можно излагать суть возражения. Если с возражениями партнер (или вся группа учеников) не согласен, надо развернуть дискуссию. Классификация видов памяти Для зрительной памяти хорошо создать картинку предъявляемой информации.Слуховая память требует, чтобы голос проговаривал текст информации вслух, четко и выразительно, ставя логические и интонационные акценты для опорных слов - держателей информации. Осязательная память требует манипуляции с предметом, так чтобы материал прямо воздействовал на органы чувств. Для двигательной памяти важно многократное повторение запоминаемого материала. Обонятельная и вкусовая память обеспечивается агентами ощущений - запахом и вкусом. Основания умения благодарить Первое - педагогическая инструментовка совместной деятельности как общего единого дела.Второе - проявленная забота об успехе каждого, проявляющаяся в дисциплине, порядке, доброжелательности, взаимной помощи. «Разве можно быть спокойным, если в учении, которое должно приносить радость бытия и радость познания, ребенку становится неуютно и жутко? У меня в школе есть правило: до тех пор, пока ребенок не научился удовлетворительно выполнять ту или иную работу, ему вообще не ставятся отметки... Ты еще поработай, - говорят ему, -ты ведь можешь».В.А. Сухомлинский Продукт нашей профессиональной деятельности –ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕЧТА школьник, слышащий человека, музыку, пение птиц, дождь, море…;школьник, видящий человека, животных, небо, звезды, цветы, горы;школьник, мыслящий об истине, человечестве, жизни, добре, красоте и т.д.;школьник, говорящий с человеком, обществом, зверьем, миром, собою;школьник, читающий и понимающий язык человечества, познающий;школьник, ведущий диалог с другим и в диалоге познающий себя;школьник, благодарный человечеству за свое духовное развитие.