Час духовного воспитания в 4 классе Роль личности в становлении и возрождении Серпухова. Преподобный Варлаам Серпуховский


Час духовного воспитания в 4 классе.
25.10.2015г.
Учитель Тарамбаева О.С.
Тема. Роль личности в становлении и возрождении Серпухова.
Преподобный Варлаам серпуховский.
Цели: 1) познакомить учащихся с житием преподобного Варлаама серпуховского;
определить роль преподобного Варлаама в основании Введенского Владычного
монастыря, становлении г. Серпухова;
2) развивать интерес к духовной истории родного края;
3) воспитывать бережное, уважительное отношение к святыням, историческим
корням родного города.
Оборудование: компьютер, проектор, видеоматериал, презентации, иллюстрации по теме
классного часа.

Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Работа над темой классного часа.
1) Вводная беседа (с опорой на демонстрацию слайдов презентации)
Серпухов...Нара...Ока...Память темна, глубока...сколько хранит та река...знают лишь только века...Храмы, Соборы, крестыздесь неземной красоты…
Наш любимый город – город с богатой историей.
- Серпухов называют городом храмов и монастырей.
В преддверии 650-летия мы посетили с вами удивительное место в нашем городе, Введенский Владычный женский монастырь, один из двух монастырей России,
которые созданы по велению и указанию самой Божьей Матери.
- Что вам запомнилось более всего?
- О чем вы рассказали дома?
- Мы с вами посетили удивительное место.
- Кому установлен памятник на площади перед монастырём?
- Кем был Варлаам?
- Надгробие преподобного Варлаама было предметом почитания для верующих на протяжении шести столетий.
- Как вы думаете, почему же серпуховичи чтут память о нём?
Учитель:
Уходя в лучший мир, наши святые остаются с нами здесь на земле. Они оставляют нам свою чистую душу, беззлобное сердце. Они оставляют нам помощь в наших делах, молениях и скорбях. И сколько было их, просящих, которым помог преподобный Варлаам на протяжении шести столетий?!
История донесла до нас весьма скудные сведения о преподобном Варлааме. Откуда был родом Варлаам и кто его родители — неизвестно, повесть о жизни Варлаама начинается с 1360 года. Не сохранилось сведений, когда и где принял Варлаам иноческий постриг. Очевидно, что Варлаам был одним из тех людей, кто уединённо жил в дремучих лесах и безлюдных пустынях по примеру преподобного Сергия Радонежского.
Но Промыслом Божиим преподобный Варлаам оказался рядом со святителем Алексием, а значит, и вблизи главных и весьма непростых событий в церковной и политической жизни того времени. Келейник Варлаам постоянно сопровождал митрополита в его поездках как по епархии, так и, возможно, в Орду в 1357 году и был свидетелем его подвигов и трудов, которым старался по мере сил подражать. 
- Так как же связано имя преподобного Варлаама с историей нашего древнего города?
2) Рассказ учащихся (с опорой на демонстрацию презентации)
1. «Однажды в 1360 году во время молитвы святитель Алексий увидел, как его келью озарил необыкновенный свет и услышал от иконы Пресвятой Богородицы голос: „Алексий, подобает тебе монастырь поставить имени моему, купно же и себе в память“. Святитель размышляя об этом событии, не зная, что делать, ушел во внутреннюю свою келью и начал там вновь молиться пред иконой Пресвятой Богородицы, прося объяснить ему это чудесное явление. И вновь он услышал голос:
„Алексие, Алексие, построй монастырь во имя Мое“.
Он же сказал: „Владычице! Где же будет монастырь во имя Твое? Я не знаю где его построить?“
И опять слышан был голос: „В пределах града Серпухова; тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим“.
2. Святитель, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, посылает преподобного Варлаама осмотреть и подобратьместо для монастыря. Варлаам, найдя такое место, остался переночевать там. Ночью он услышал необыкновенный звон и гремение сосудов железных и медных. Это заставило его подумать, что именно здесь угодно Богу иметь монастырь. Варлаам с радостью возвратился и рассказал об этом святителю Алексию. Рад был этому и святитель. Чрез несколько дней он снова послал Варлаама приготовить все нужное для постройки.
3. Пред уходом Варлаама в дорогу святитель совершал молитву. Едва он закончил, как Варлаам упал и испустил дух. При виде этого святитель Алексий воскликнул:
„О Владычице! Зачем угодно Тебе взять от меня строителя дома Твоего?»
И был к нему голос:
„Алексие, возьми Варлаама за руку и возстави, он послушает тя“.
Тот взял его за руку и Варлаам встал весь в слезах. Святитель стал допытываться о причине его плача. Но Варлаам ответил, что сможет поведать об этом лишь перед смертью. После этого он был отправлен в путь.
4. Немного спустя и сам Алексий пришел в Серпухов, осмотрел многие места в окрестности и остался недоволен выбором Варлаама. Но опять ночью на том же месте слышал тоже, что и Варлаам, а еще слышен был голос:
„Здесь монастырь постави!“
Святитель повиновался, велел заложить деревянную церковь, а Варлаама назвал строителем. В 1362 году была построена и каменная церковь в честь Введения Богородицы во храм, которую освятил святитель Алексий.
Варлаам был строителем в монастыре 15 лет и потом ослеп. Потеряв зрение, он прожил еще два года, и когда приблизилось время его кончины, он послал к святителю Алексию и просил сказать ему: „Сам ты соорудил монастырь, и церкви сам освятил, и меня погреби своими руками“.
5. Святитель Алексий скоро пришел в Серпухов. Найдя Варлаама слепым и болезненным, он вспомнил обещание преподобного поведать о причине его плача.
„Не могу словом поведати, — отвечал Варлаам, — а написать не могу — не вижу“. Алексий велел принести перо, чернил и сотворил вместе со всеми молитву. Как повествует летопись: «Тотчас Варлаам прозрел и начал писать:– Видел я ангелов, держащих обитель, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням поднималась Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм».5 мая 1377 года Варлаам, простившись с братией, умер. Варлаам завещал:
«Погребите меня так, чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы».
3) Просмотр фильма о преподобном Варлааме.
4) Со святым Варлаамом связано создание двух икон Пресвятой Богородицы:

В 1377 году по распоряжению святителя Алексия для Серпуховского Владычнего монастыря написана была икона «Введение Богородицы во Святая Святых» по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона в продолжение многих веков была главной святыней монастыря и почиталась, как чудотворная (празднование 21 ноября).богато украшенный драгоценными камнями образ находился близ гробницы преподобного. 
С именем преподобного Варлаама связано и явление в 1878 году чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».Произошло это в 1878 г. Варлаам Серпуховский явился во сне некоему отставному солдату, страдавшему от недуга пьянства, повелел идти в серпуховской Владычный мон-рь, найти там икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и отслужить перед ней молебен. Исполнив повеление, солдат исцелился. В 1919 году икона былда перенесена в собор Николы Белого. А в 1928 году — после закрытия собора утеряны сведения о месторасположении явленной чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». В настоящее время кона Божией Матери «Неупиваемая Чаша находится в Георгиевском храме Серпуховского Владычнего женского монастыря. Икона написана и освящена в 1996 году
3. Итог.
С момента обретения иконы «Неупиваемая чаша» Серпухов стал главным местом в нашей церкви, где совершаются особенные молитвы о прекращении винопития. Этой иконе едут поклониться не только изо всех уголков нашей великой страны, но и из зарубежья. Следует отметить, что день иконы «Неупиваемая чаша» и день памяти Преподобного Варлаама Серпуховского отмечается православным миром 18 мая.
Просмотр видеозаписи проповеди патриарха Кирилла в день иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» от 18 мая 2015 г.