Конспект урока на тему Проведение ТО-2 колесных и гусеничных тракторов



Тема занятия: ПРОВЕДЕНИЕ ТО-2 КОЛЕСНЫХ И ГУСЕНИЧНЫХ ТРАКТОРОВ (6 часов)

Цель занятия: Закрепить умение учащихся в проведении ЕТО и усвоить операции по проведению ТО-2, соблюдая технические требования и правила безопасности.

Подготовка к проведению занятия. При подготовке к занятию мастер знакомится с содержанием задания по программе, определяет структуру урока и время на каждый его элемент. Мастер подробно изучает все операции ТО колесных и гусеничных тракторов, знакомится со справочной и технической литературой. Затем составляет график чередования звеньев по рабочим местам и разрабатывает инструкционные карты.

Материал и оборудование: Колесный и гусеничный тракторы, инструмент и приспособления для проведения ТО, топливосмазочные и обтирочные материалы, учебные плакаты, плакаты по технике безопасности, медицинская аптечка.

Порядок проведения занятия. Изучение данной темы мастер проводит в виде беседы, рассказа-объяснения, демонстрации оборудования и приемов выполнения операций по ТО, сопровождая их демонстрацией отдельных приемов регулировочных работ. Для обеспечения прохождения учащимися всех рабочих мест мастер составляет график чередования звеньев.

График чередования звеньев
Номер раб. места
Наименование работ
Число учащихся
Чередование звеньев




1 зв
2 зв

1
Проведение ТО-2 колесного трактора
3
1
2

2
Проведение ТО-2 гусеничного трактора
3
2
1




Ход урока

Организационная часть – 1-2 мин
Мастер проверяет по журналу присутствующих на уроке, их внешний вид.

Вводный инструктаж – 100 мин
Сообщение темы и цели предстоящего урока
Мастер проверяет знания учащихся по выполнению ежесменного ТО колесных и гусеничных тракторов.
Используя метод беседы, изучаются операции периодического обслуживания №1 и №2.
Делается обобщение, разбираются непонятные вопросы и материал, недостаточно хорошо усвоенный учащимися.
Ознакомление учащихся с предстоящими заданиями, порядком и последовательностью их выполнения
Мастер напоминает об основных правилах техники безопасности и противопожарных мерах при проведении технического обслуживания
Мастер знакомит учащихся с содержанием инструкционных карт и графиком чередования звеньев по рабочим местам
Выдается инструмент, оборудование, учебно-техническая документация, учащиеся расставляются по рабочим местам.

Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж – 600 мин
Подготовить оборудование и материалы для проведения ТО колесного и гусеничного тракторов.
Выполнить операции ТО системы питания, смазки, газораспределительным и декомпрессионным механизмами, муфтой сцепления, механизмами управления тормозами, гидравлической системой и электрооборудованием.
Заменить камеры колес, отрегулировать их подшипники.



Запустить двигатели тракторов, проверить работу их систем и механизмов, контрольных приборов, освещения и сигнализации.
Поставить трактор на место стоянки
Во время выполнения задания мастер совершает целевые обходы рабочих мест, вникает в работу каждого учащегося, предупреждает ошибки и неправильные действия.
Мастер следит за правильностью пользования инструментом и приспособлениями, организацией и содержанием рабочих мест, оказывает помощь в выполнении сложных регулировочных работ.
Мастер контролирует соблюдение учащимися правил техники безопасности и противопожарных мероприятий.
Мастер своевременно чередует учащихся по рабочим местам и накапливает материал для заключительного инструктажа.

Заключительный инструктаж – 20-25 мин
Мастер отмечает положительные стороны урока и лучших учащихся.
Анализирует ошибки и нарушения, допущенные учащимися на уроке, намечает меры к их предупреждению.
При необходимости мастер дает дополнительные разъяснения по выполнению сложных регулировочных работ и отвечает на вопросы учащихся.
Мастер объявляет оценки за выполненную работу, обосновывает их, сообщает тему следующего занятия, дает задание на дом.











Методические указания для проведения урока
В начале урока после краткой организационной части мастер сообщает учащимся тему и цели предстоящего урока. Затем путем опроса восстанавливает в памяти учащихся знания по техническому обслуживанию тракторов , учитывая, что операции ежесменного технического обслуживания тракторов все учащиеся выполняли на предыдущих занятиях, мастер особое внимание уделяет операциям периодического технического обслуживания.
При изучении новых операций он, опираясь на знания и умения учащихся, использует метод беседы. При подведении итогов беседы, мастер подробно останавливается на сложных регулировочных операциях, убеждая учащихся в том, что своевременное и высококачественное проведение технического обслуживания обеспечивает значительный рост производительности агрегатов, увеличивает срок службы трактора, сокращает его простои и уменьшает расход эксплуатационных материалов.
Мастер предупреждает учащихся чтобы они не допускали проведения технического обслуживания в полном объеме, на низком техническом уровне, без использования современных приспособлений и надлежащего оборудования. Если мастер убедился, что учащиеся усвоили весь теоретический материал, он знакомит учащихся с последовательностью выполнения задания, рабочими местами, инструкционными картами и графиком чередования звеньев.
Особое внимание надо уделить соблюдению правил техники безопасности и противопожарных мероприятий при проведении технического обслуживания. После указания по организации безопасной работы мастер выдает учащимся необходимую учебно-техническую документацию, оборудование, инструменты и материалы и расставляет по рабочим местам. Учащиеся изучают содержание инструкционных карт и приступают к выполнению задания. Вначале самостоятельной работы мастер обходит рабочие места и проверяет, все ли учащиеся приступили к выполнению задания, правильно ли у них организована работа, оказывает помощь отстающим.


В процессе работы учащихся мастер контролирует, чтобы все операции технического обслуживания выполнялись правильно и безопасно, в соответствии с заводскими руководствами и инструкционными картами. Учитывая, что учащиеся уже хорошо освоили операции ежесменного технического обслуживания, особое внимание необходимо уделить проведению периодических технических обслуживаний, с которыми учащиеся не знакомы. Учащиеся должны знать, что неправильно отрегулированные зазоры нарушают герметичность прилегания клапанов в гнездах головки цилиндров, вызывают потери мощности и повышенный расход топлива.
При проверке и очистке воздухоочистителя мастер подчеркивает, что срок службы тракторного двигателя определяется главным образом интенсивностью изнашивания цилиндро-поршневой группы, которая в значительной мере зависит от качества очистки, поступающего в цилиндры воздуха. Мастер также напоминает, что для обеспечения надлежащей очистки воздуха от пыли необходимо своевременно и качественно выполнять все операции ухода за воздухоочистителем, предусмотренные правилами технического обслуживания тракторов.
Перед проведением технического обслуживания системы питания мастер должен сказать о высокой точности изготовления приборов и деталей, требующих особого внимания к эксплуатации, регулировке и ухода за ними. После выполнения всех операций технического обслуживания учащиеся запускают двигатель, проверяют работу контрольных приборов, приборов освещения и сигнализации на средних и малых оборотах. Прогрев двигателя, контролирует, нет ли ненормальных стуков, убеждаются в отсутствии подтекания топлива, масла, воды, дымности выхлопа. Затем запускают трактор, проверяют действия рычагов и педали управления, муфты сцепления, коробки передач, тормозов, рулевого управления, работу гидросистемы. В конце самостоятельной работы учащиеся ставят трактор на место и останавливают двигатель.
В заключительном инструктаже мастер отмечает положительные стороны урока и лучших учащихся. Подробно останавливается на ошибках, допущенных учащимися на уроке в процессе выполнения задания, показывает им причины и способы их устранения. По сложным регулировочным работам, также по операциям, плохо усвоенными учащимися, мастер делает дополнительные разъяснения и отвечает на вопросы учащихся.
После сообщения оценок за выполнения задания он выдает задание на дом по техническому облуживанию зернового комбайна.
Характерные ошибки:
Неправильное выполнение регулировочных операций
Неточности в регулировке зазоров между торцами клапанов и бойками коромысла
Затруднение в демонтаже и монтаже
Степень усвоения задания определяется умением правильно и безошибочно выполнять операции периодического технического обслуживания колесных и гусеничных тракторов, соблюдая требования заводских инструкций и правила техники безопасности.


















ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
проведения ТО-2 тракторов и комбайнов

Последовательность
выполнения задания
Технические условия и указания к выполнению задания

1
Осмотреть и обмыть трактор
Обратить внимание на чистоту промывки ребер и межреберного пространства цилиндров и головок двигателя. Проверить и подтянуть крепления деталей и узлов трактора

2














Проверить и при необходимости отрегулировать:
Натяжение ремня привода вентилятора




При нажатии большим пальцем руки с усилием
30-50 Н (3-5 кгс) ремень должен прогибаться на 10-15 мм. Ремень вентилятора натягивают при изменении положения генератора.



Зазоры между торцами клапанов и коромыслами
Зазор регулируют сняв колпак крышки головки блока цилиндров . Проверить затяжку гаек крепления валика коромысел. Установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее концу такта сжатия. Отпустить контргайку регулировочного винта на коромысле клапана и, ввертывая винт, установить при помощи щупа требуемый зазор. Надежно затянуть контргайку и снова проверить щупом зазор. Зазоры рекомендуется регулировать в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров дизеля (1-3-4-2). По окончании регулировки клапанов первого цилиндра повернуть коленчатый вал в направлении часовой стрелки на половину оборота и приступить к установке зазора в клапанах третьего цилиндра. Следующая половина оборота дает возможность регулировать зазоры клапанов четвертого и наконец , последний поворот – зазоры клапанов второго цилиндра.


Люфт рулевого колеса
Свободный ход рулевого колеса при повороте направляющих колес стоящего на твердом грунте тракторе с работающим двигателем, должен быть не более 300 . В случае превышения указанного значения, следует проверить и при необходимости отрегулировать шарнирные соединения рулевых тяг, подтянуть до отказа гайки сошников и поворотных рычагов.


Осевой зазор подшипников передних колес
Регулируют подшипники в следующей последовательности:
- поддомкратив колесо, снять колпак, расшплинтовать и отпустить на одну прорезь гайку.
- толкнув колесо, рукой проверить на сколько свободно оно вращается. В случае тугого вращения, нужно выявить и устранить неисправности( заедание манжет, поломки подшипников).
- затянуть гайку так, колесо проворачивалось с трудом. При затягивании гайки нажимать на ключ


плавно, без рывков. Одновременно с затяжкой гайки следует проворачивать колесо.
- отвернуть гайку так, ближайшая прорезь на ней совпадала с отверстием под шплинт в полуоси.
- повернуть колесо сильным толчком руки – оно должно свободно вращаться. Если колесо проворачивается туго, отпустить гайку еще на одну прорезь.


Муфту сцепления
Свободный ход педали (35-45 мм) регулируют для обеспечения максимальной силы сжатия дисков под действием нажимных пружин. Правильная регулировка свободного хода педали должна обеспечивать зазор между рабочим торцом выжимной муфты и внутренними концами отжимных рычагов от 2 до 4 мм


Тормоза
Работа тормозов характеризуется полным ходом педали. Полный ход должен быть одинаков у каждой педали и равнятся 70-90 мм. В процессе эксплуатации из-за износа накладок допускается увеличение хода педалей до 110 мм. Ход педалей менее 70 мм приводит к усиленному износу накладок и перегреву тормозов.
Ход педалей регулируют в таком порядке: отворачивают контргайки болтов и разворачивают болты в регулировочные вилки настолько, чтобы ход педалей соответствовал рекомендуемым нормам. Затем затягивают конргайки.


Давление воздуха в шинах
Давление воздуха в шинах направляющих колес тракторов составляет 0,100,27 МПа, ведущих 0,080,20 МПа. Подкачать шину с пониженным давлением.

3
Провести обслуживание воздухоочистителя
Снять с дизеля воздухоочиститель. Разобрать, очистить и промыть составные части. Заменить масло в поддоне. В процессе сборки обеспечить герметичность всех соединений воздухоочистителя и воздушного такта двигателя.

4
Провести обслуживание центробежного масляного фильтра
Отвернуть гайку крепления колпака фильтра и снять его. Между крышкой ротора и чашкой корпуса фильтра вставить отвертку, застопорить ротор и, вращая вручную специальную гайку стакана ротора, осторожно снять стакан. Удалить деревянным скребком слой отложений с внутренней стенки стакана ротора.

5
Провести обслуживание аккумуляторной батареи
Батарею осматривают, очищают от пыли и грязи. Пролитый на поверхность батареи электролит удаляют чистой ветошью. Проверяют исправность банок, плотность крепления и контактов. Очищают от окислов клеммы и штыри, прочищают вентиляционные отверстия в пробках. Проверяют уровень электролита (10-15 мм)(при необходимости долить дистилированую воду).проверить плотность электролита (1,25-1,17 г/см3). Смазать неконтактные части клемм и наконечников проводов техническим вазелином.


6

Заменить масло:
В картере двигателя



Масло из картера сливают, когда дизель прогрет. Чистое масло заливают, предварительно очистив ротор центробежного фильтра



В корпусе топливного насоса

В целях снижения трудоемкости технического обслуживания на последних образцах дизелей Д-240 и Д-240Л внедрена циркуляционная смазка топливного насоса от смазочной системы дизеля


7
Слить отстой из фильтра тонкой очистки топлива и топливных баков
Сливают отстой топлива из фильтра, для чего откручивают резьбовую пробку. Для удаления отстоя у топливных баков имеются сливные краны

8
Проверить уровень масла:
В корпусах трансмиссии (сцепления, коробки передач, заднего моста)


Уровень масла в корпусах трансмиссии должен совпадать с нижней кромкой отверстия под контрольную пробку, расположенную на правой стенке коробки передач.




Переднего ведущего моста (верхних и нижних пар колесных редукторов, промежуточной опоры карданной передачи)


Уровень масла заливаемого в корпус верхней конической пары и корпус редуктора, промежуточную опору должны находиться у кромки заливных отверстий , которые одновременно являются и контрольными.


Баке гидравлической системы



Проверку уровня и заливку масла проводить при полностью опущенных гидроцилиндрах, иначе масло, оставшееся в них, будет в процессе работы переполнять бак и выливаться через отверстия под масломер.


Редукторе пускового двигателя

Уровень масла в редукторе должен совпадать с отверстием под контрольную пробку.

9
Проверить натяжение гусениц
О правильности натяжения судят по прогибу гусеницы. Обе гусеницы должны иметь одинаковое натяжение, в противном случае нарушится прямолинейность движения трактора


10

Проверить крепление ступиц задних колес, лонжеронов к переднему брусу и корпусу сцепления, корпуса коробки передач, кронштейна промежуточной опоры карданной передачи, двигателя



Проверка креплений заключается в периодической проверке и подтягивании креплений узлов трактора.












































































15