Конспект урока по окружающему миру на тему Как помочь птицам зимой


Тема: «Как  помочь птицам зимой»
 Вид урока: урок-путешествие
 Оборудование:  аудиозапись Мелодия зимы, презентация «Как  помочь птицам зимой»,  рабочая тетрадь по окружающему миру, карточки для самооценки (птицы снегирь и ворона), кормушки, корм для птиц (для практической работы в группах).
 Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.
 Цель урока: 
- содействовать обобщению  жизненного опыта учащихся по наблюдению за зимующими птицами;
-рассмотреть виды корма для зимующих птиц;
 -развивать внимание, память, мышление;
-воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам.

Ход урока
1. Организационный момент
А теперь проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки ?
-Ребята, сегодня мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.
МЕЛОДИЯ (зимняя) СКАЗКА:
       Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
Слайд- 1 «Зимняя поляна»
      Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители.
2. Актуализация знаний Слайд -2 "Следы птиц"
-Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц)
Чем отличаются птицы от других животных?
(Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями)
1 ученик
Многие птицы на юг улетают
Многие зиму у нас коротают
Галка, ворона, снегирь, воробей
Ну-ка ребята, их вспомни скорей.
-Птиц, которые остаются у нас зимовать, как можно назвать одним словом? (зимующие)
-Почему их так называют? (Не улетают в тёплые края)
- А каких новых птиц вы заметили с наступлением зимы? (снегирь (птица с красной грудкой), поползень, свиристель (птица с хохолком), клест)
 - Как называют таких птиц ?( зимующими).
-Почему вы не назвали ласточку, щегла, скворца?
(Перелётные, улетают в тёплые края)
-На какие группы вы разделили бы птиц? (Перелётные и зимующие)
-Рассмотрите птиц.
Слайд 3  "Зимующие и перелетные птицы" (прочитать названия )
 А теперь, ребята, давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Перелетные и зимующие птицы». 
-Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны похлопать в ладоши.
Руки вверх (перелётные) Похлопать (зимующие)
Ласточка ворона
цапля синица
утка сорока
лебедь воробей
скворец голубь
-Куда улетают зимовать птицы?
(Ласточки, стрижи, жаворонки -в Африку. Утки, цапли – в Египет. Скворцы -во Францию).
 3. Постановка учебной задачи
2 ученик
Покормите птиц зимой,  
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
 Слайд 4 "Кормушка (рассматривают)
-Сформулируйте тему урока.
 Дети:  Тема урока: «Как помочь птицам  зимой»
-Какие учебные задачи поставим перед собой?
- Прочитаем задачи по учебнику на с. 74.
Слайд 5  "Как помочь птицам зимой"      
  4. Открытие новых знаний
- Послушайте, ребята, на нашей поляне, кто-то ведёт очень интересную беседу.
  Сценка «Клёст и синица» (Захар, Ксюша ).
 — С: Ты, клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
 —К: Да нет, синица, это я радуюсь.
— С: Нашёл время радоваться.
 —К: Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, до чего милы, до чего хороши!
 — С: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!
 — К: Ещё как будут жить – поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло, и сытно.
 Беседа:
-Почему же радовался клёст? (появились птенчики)
— Чем питаются зимой клесты? (еловыми семенами)
5.Физкультминутка «Птенчики в гнезде»
       Ребята, прислушайтесь. Чьи это разговоры слышны?
Диалог Сороки и Снегиря ( Трынина Кристина, Вяльшин Матвей).на голове маски
Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?
Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью — на светлой опушке.
Снегирь: А теперь куда?
Сорока: В деревню, милок, в деревню.
Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?
 Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.
Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо?
 Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я — птица не гордая.
Вот какая сорока!
- А что вы знаете о снегире?.......
6.Работа в тетради
- Откройте Рабочие тетради на странице 29
Работа в парах (можете помочь соседу)
Вы должны отгадать загадку и найти рисунок этой птицы в тетради, написать первую букву.
Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Черненькая шапочкаИ полоска шарфика.
(Синица)  слайд.6
По дереву — вниз головой! —Бежит в одежде голубой…
(Поползень) слайд.7
Чернокрылый, красногрудый,Не боится он простуды —С первым снегомТут как тут!
(Снегирь) слайд 8
Мне едою служат крошки.Я хитер и шаловлив,Суетлив,Чив-чив!
(Воробей) слайд 9
-Молодцы, хорошо запомнили зимующих птиц.
7.Физминутка «Птицы так всегда летают»
-Отгадайте загадку!
-Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)
 Слайд -10
— Чем питаются птицы и что они любят? 
слайд-11
-Почему рябину, боярышник, калину называют "природной столовой"?
 8. Закрепление. Применение полученных знаний
Обед для птиц
- Практическая работа по группам.
 Каждой группе надо
Угадать птицу (сложить из пазлов)
Составить  обед для птицы.
Прочитать памятку
-Посмотрите на  птиц, которые у вас на парте, составьте для них меню и угостите.  
( Дети делятся на 3 группы по рядам. К 1 ряду прилетел снегирь. Ко второму ряду прилетел воробей. К третьему ряду прилетела синичка.
У каждой  группы раздаточный материал (в коробочке): семена подсолнуха, семена тыквы, молотые сухари, конфетки (мелкие), ягоды рябины, кусочки сала, пшено.
 1 ряд — снегирь ( семечки, тыквы)
 2 ряд — воробей (пшено, молотые белые сухарики)
3 ряд — синица (несоленое сало, белые сухарики)
 — Почему именно эти лакомства вы выбрали? (они им подходят)
 — Молодцы, вы все справились с заданием.
-Давайте посмотрим, какие кормушки бывают.
Слайд 12, 13, 14, 15. показать кормушки реальные
 Памятка "Как подкармливать птиц"
-Какие правила надо соблюдать при кормлении птиц в кормушке?1. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.2. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.3. Кормушки нужно держать в чистоте.4. Следите, чтобы в кормушке не было снега.Запомните! (Учебник с. 75)
Что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Теперь мы знаем какие бывают кормушки, из чего их можно изготовить своими руками, а самое главное узнали как следить правильно за "птичьей столовой".
  7. Рефлексия
Слайд 16
- Нам не унять метели, не растопить снега,
но чтобы птицы пели – это в наших руках.
- Как нужно помогать птицам?
-Прочитаем вывод от Мудрой Черепахи в учебнике на с. 75.
- Что бы произошло, если не было бы птиц?
(Птицы не только радуют своим пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых)
Слайд 17 Я узнал, я понял, мне захотелось.....
Если все было понятно, и вы довольны своей работой — поднимите смалик с улыбкой, если было трудно, что - то не понятно - поднимите смалик грустный!