Урок обобщения и систематизации на тему Киевская Русь 6 класс
Тема урока: Киевская Русь в IX-XII вв.»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока:
Образовательные: повторить и закрепить знания событий, имён, понятий, дат изучаемого периода;
Развивающие: развитие пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения; развитие умений работы с картой и другими источниками информации; развитие мыслительных операций.
Воспитательные: повышение интереса к изучаемому предмету, побуждение поиска новых, дополнительных знаний об изученном регионе.
Методы и формы обучения: поисково-исследовательский, практический, самостоятельной работы.
Ход урока:
Оргмомент.
Целеполагание. Мотивация.
Учитель задаёт вопрос:
«…Откуда есть и пошла земля Русская, и кто первым начати княжить… и как русская земля стала развиваться»
Мы закончили с вами изучение темы «Киевская Русь». Мы должны были ответить на три главных основных вопроса, которые заключены в нашем эпиграфе.
Кто автор слов?Как называется первый летописный источник по истории Древней Руси? Кто автор? В каком веке оно появилось?
Учащиеся отвечают: «Повесть временных лет», автор монах Нестор, появилось в XII веке.
К настенной карте вызывается один из учащихся, который показывает расселение восточных славян, а другие заполняют самостоятельно свои рабочие листы на мониторах.
Заполните таблицу «Расселение восточных славян»
Название племён Место расселения
После, как учащийся ответил учителю около карты, проверяется правильность заполнения одноклассниками таблицы и выставляются баллы в рабочих листах.
На экране вопрос: Как географическое положение восточных славян повлияло на их занятия?
Учащиеся работают на листах – записывают основные занятия,
После выполнения задания совместная проверка: ученик по просьбе учителя зачитывает, а другие проверяют свои записи.
По количеству приведённых занятий славян выставляется количество баллов.
Учитель говорит: «Эти племена были разрознены, но благодаря длительному процессу в конце IX в. складывается государство».
Выполните тест на знание понятия «Государство».
Учащиеся выполняют тест:
Выберите признаки государства:
А) наличие власти;
Б) наличие разных групп людей;
В) налоги;
Г) полиция;
Д) государственная граница;
Е) климат;
Ж) природные полезные ископаемые;
З) дружина, армия.
И) законы.
Учащиеся, определив основополагающие черты понятия «государство», устно объясняют: почему именно они являются основными признаками.
Вопрос дискуссии, заданный учителем: «Чем наше современное государство отличается от государства Киевской Руси в Древности?»
Учащиеся высказывают свои мнения: отношения были родственные, не было таких законов, не было милиции, территория была ещё небольшой, не было чиновников.
Учитель обращает внимание на экран, где находятся печатные буквы, кто больше назовёт понятий на эту букву.
Задание: «Толмачи» (назвать понятие – 1 балл, дать определение – 2 балла).
А – (археология, аркебуз)
Б – (быт, боярин)
В – (вервь, вотчина)
Г- (государство, господин)
Д- (династический брак, дань)
П- (погосты, полюдье, политика, посадник)
Релаксация в стихах.
Учитель вслух читает, делая остановки на именах, ученики хором должны вставить имя:
- Как ныне взбирается вещий ….( Олег)
Отмстить неразумным хазарам.
- За мужа мстила древлянам,
Первой на Руси Крещенье она приняла,
«Святая» так имя её означает,
Княгиней (Ольгой)….. в историю вошла.
- И как не хотел бы, учить историю ты
Ему принадлежит выражение: «Иду на ВЫ!»
О ком это речь…(Святослав)..
- Долго – 30 лет, он ждал правления своего.
Но до глубокой старости дожить ему не было суждено.
Судьбу его древляне, посоветовавшись, решили
И за сбор «полюдья» к жестокой смерти они приговорили.
С кем так поступили? (Игорь).
- Он Русь крестил, установил сигнальные огни,
«Красным Солнышком»- в народе так прозвали,
Он школы детям подарил, был патриотом, Родину любил,
Имя его (Владимир) в достойных он нам делах отразил!
- Храмы строил, границы охранял,
Законы для Руси принял,
При нём Русь ожила и расцвела,
О мудрости его молва слыла,
Таких как он, народ не забывает никогда.
(Ярославом Мудрым) гордится Русская Земля!
Слово учителя: Мы с вами назвали имена первых русских правителей в хаотичности, как же правильно их расположить по времени правления.
Задание: «Хроника имён». На рабочих листах вставьте порядковые цифры правления князей и княгинь.
Владимир Ольга Рюрик Олег Святослав Ярослав Игорь Ярослав
- «Личность в жизни ничего не значит, если она не богата своими делами» - говорит учитель. А с какими событиями вошли эти первые русские князья в историю. В этом Вам поможет разобраться задание «Соответствия»
Найдите соответствие между князьями (гинями) и их деятельностью:
1) Ярослав Мудрый А) введение уроков, погостов;
2) Ольга Б) расцвет Древнерусского государства;
3) Владимир В) совершил огромное количество походов;
4) Игорь Г) Крещение Руси;
5) Святослав Д) введение полюдья
Учитель говорит: «Становление Руси как государства, шло в трудных условиях. Необходимо было овладевать первым русским князьям смекалкой, сообразительностью. Поэтому нам эти черты тоже необходимы в выполнении следующего задания:
«Продолжи предложение и придумай для соседа своё» (5 баллов ставится, когда есть свои предложения):
Задание: «Продолжите предложение»:
В 988 году было принято ...
В Древнерусской литературе существовали такие жанры, как …
В художественном ремесле использовались такие техники украшения, как…
В XI – XII были построены храмы…
Князья и бояре жили в …
- Учитель говорит:
- время, оно неумолимо движется вперёд, поэтому ценим его и храним. В истории помни и знай точно даты и года, учащимся предлагается историческая математика.
Задание: найдите исторические ошибки с указанием дат неправильных событий.
1) Византийский император Юстиниан был огорчён вопросами династического брака Руси, решёнными русским князем Ярославом Мудрым.
2) Ольга долго мстила расселившимся во Франкии галлам вызвав правлением недовольство самого Карла Великого.
3) Борьба между римским папой и православным патриархом, проходившая в V веке, привела к тому, что арабы стали проповедовать христианство.
Учитель говорит: « Русь не могла развиваться изолированно, она взаимодействовала с разными странами. С одними она торговала, с другими вела войны. С кем и какие у неё сложились отношения, будет видно из схемы».
Задание.
Проведите линии в схеме «Отношения Древней Руси с соседями»
Территории с кем Русь вела деловые, торговые отношения
Территории, с кем Русь вела войны
Франция
Польша
Хазарский каганат
Византия
Волжская Булгария Венгрия
Итог урока:
а сейчас поработаем в группах, разделимся на две группы, и каждая выдвинет обобщающий тезис – вывод «Киевская Русь в древности!»
Работа учащихся в группе. Затем зачитывают свои выводы, ответы дополняются, корректируются.
Таким образом, Киевская Русь в IX –XII вв. имела свои самобытные черты……..
и для неё было характерно …………,
всё это способствовало…………..,
что несравненно представляло её с другими странами на ……………ступени развития.
7. Рефлексия