Конспект урока по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам(1 класс)
Ф.И.О. учителя: Першина Екатерина Степановна.
Класс: 1
Предмет: окружающий мир.
Тема урока: «Как зимой помочь птицам».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания.
Цели урока:
образовательные: познакомить с условиями жизни зимующих птиц; раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам; закрепить и расширить знания детей о зимующих птицах;
развивающие: развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам; умение помочь им в зимнее время.
УУД:
познавательные:
- Различать зимующих птиц;
- Изготавливать кормушки и подбирать подходящий для птиц корм;
- Знать правило подкормки птиц
регулятивные:
- Формулировать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать свои достижения на уроке;
- Распределить обязанности в группах
личностные:
- Проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор;
- Бережно относиться к ценностям природы.
Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник; с. 74, 75; Рабочая тетрадь, с. 52-54; интерактивная доска; ноутбук; разрезной материал.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Ребята, сегодня у нас урок получения новых знаний. Я очень хочу, чтобы у нас получился интересный, познавательный урок, чтобы вы узнали много нового.
Девиз урока: «Тот, кто делает добро другому, делает добро себе»
- Как вы понимаете это высказывание? (Добро нужно совершать, не ждя от этого награды. Сделав добро кому-то, самому становится приятно и радостно на душе.)
- Посмотрите на доску, что обозначает это условное обозначение? Будем работать в парах.
За старательное выполнение заданий и правильные ответы каждая пара получает в свою коробочку конфету.
2. Сообщение темы, цели урока (3 мин)
- Когда я шла домой, я увидела на снегу следы, их было необычайно много. Мне показалось это странным. Присмотревшись, я увидела, что они что-то обозначают. Оказалось это надпись. Вы и сами можете посмотреть.
Слайд 1.
- Что же это значит? Кто просит о помощи?
- Как вы думаете, почему им нужна помощь?
- Значит, о чем мы с вами сегодня с вами поговорим?
- Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?
3. Изучение нового материала (27 мин)
Игра в группах (7 мин)- А сейчас давайте узнаем какие птицы в Удмуртской республике нуждаются в помощи.
- У вас в конверте мозаика. Вам необходимо собрать и обсудить в паре какая птица, рассказать о ее отличительной особенности. (воробей, поползень, сорока, свиристель, снегирь, синица, ворона)- А сейчас познакомимся ещё с одной птицей…
- Дрозд – это певчая птица. Живёт в лесах, садах и парках. Дроздов существует несколько видов. Например, певчий дрозд и дрозд-рябинник. Как вы думаете: за что птица получила такое название?
- Своё имя эта дрозд-рябинник получил за особую любовь к ягодам рябины. Другие дрозды тоже едят ягоды рябины, но меньше. Кроме ягод дрозды поедают огромное количество насекомых.
У. - Что необходимо для жизни птиц?
- В какое время года птицам особенно тяжело? Почему?
(Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)
- С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают.
Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод.
4. Физкультминуткa (2 мин)
Скачет шустрая синица,Ей на месте не сидится,Прыг-скок, прыг-скок,Завертелась, как волчок.Вот присела на минутку,Почесала клювом грудку,И с дорожки — на плетень,Тири-тири, тень-тень-тень.
5. Работа по учебнику. (5мин)
Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить холода и голода?
(Сделать кормушки и подкармливать птиц).
У. Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки на рисунке в учебнике с.74 и на слайдах презентации (слайды). Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Ответы детей).
6. Работа с презентацией.
-Мало знать, как и из чего можно выполнить кормушку. Важно знать, какой корм можно положить в кормушку. Чем же можно подкармливать птиц? (ответы детей)
- Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.
-Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки.
- Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.
- А что нельзя класть в кормушку?
7. Рефлексия.
-У вас на столах 3 звездочки, выберите ту звездочку, которая вам подходит. Красная – урок был интересным, я все задания выполняли с большим интересом и всё понял.
Зеленая – урок был интересным, задания некоторые для меня были не интересными и не всё понял, о чём говорили на уроке.
Синяя – урок был скучным, все задания были не интересными, я ничего не понял.
8. Подведение итогов(3 мин)
Какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Вспомните, что вы узнали и чему научились на уроке?
- Какой корм будем подсыпать в кормушки?
- А что нельзя класть в кормушку?
- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в -нашей местности.
- Сколько заработали конфет?
- А кто из вас готов все ваши заработанные конфеты обменять на корм для птиц, которые сегодня нуждаются в вашей помощи?
- Молодцы! Я не сомневалась, что вы добрые ребята, готовые прийти на помощь маленьким птичкам. Поэтому, конфеты остаются вам за вашу доброту.
Скорей на помощь, дети!
Ведь в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас! Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошки на снегу, а то и манной кашки…
И оживут бедняжки.
По небу весело скользя, взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
- Нам не унять метели, не растопить снега,но чтобы птицы пели – это в наших руках.