РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для самостоятельной работы по дисциплине СТАТИСТИКА Специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

ОГАПОУ «Новооскольский колледж»







РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для самостоятельной работы
по дисциплине
СТАТИСТИКА
Специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Студента курс _ группа_
_________________________________
Фамилия, имя
















Новый Оскол













Составитель(и): Холмовая И.П. – преподаватель ОГАПОУ «Новооскольский колледж»


Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине Статистика предназначена для внеаудиторных занятий студентов среднего профессионального образования.
Рабочая тетрадь содержит набор практических заданий по всем темам, предусмотренным календарно- тематическим планом и рабочей программой дисциплины.













Содержание

Пояснительная записка
1. Таблица 1. Перечень тем и заданий для самостоятельной работы студентов
2. Задания для самостоятельной работы
3. Критерии оценок к самостоятельной работе.
Список используемой литературы и интернет источников



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Основная цель самостоятельной работы студентов: формирование профессиональных и общих компетенций.
Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
Задачами СРС являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:
изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет";
изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
подготовку сообщений, докладов и рефератов, презентаций, решение задач;
выполнение исследовательских работ, участие в работе студенческих конференций.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить профессиональные и общие компетенции:
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Принимать участие в разработке стратегических и оперативных логистических планов на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом. Организовывать работу элементов логистической системы.
ПК 1.3. Осуществлять выбор поставщиков, перевозчиков, определять тип посредников и каналы распределения.
ПК 1.5. Владеть основами оперативного планирования и организации материальных потоков на производстве.
ПК 3.2. Составлять программу и осуществлять мониторинг показателей работы на уровне подразделения (участка) логистической системы (поставщиков, посредников, перевозчиков и эффективность работы складского хозяйства и каналов распределения).
ПК 3.3. Рассчитывать и анализировать логистические издержки.
ПК 4.2. Организовывать прием и проверку товаров (гарантия получения заказа, проверка качества, подтверждение получения заказанного количества, оформление на получение и регистрацию сырья); контролировать оплату поставок.

Общие компетенции:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК5.Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-собирать и регистрировать статистическую информацию;
-проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической науки;
- принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учета;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
-основные формы и виды действующей статистической отчетности;
-технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
В соответствии с учебным планом по дисциплине «Статистика» предусмотрено 26 часов самостоятельной работы студентов и 4 часа консультации.


Таблица 1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТАТИСТИКА»

Темы
Вид задания
Информационное обеспечение
Количество часов
Формы и методы контроля

1
Доклад по теме: «История развития российской статистики»
Подготовка докладов
ОИ-2, гл.2
1
доклады

2
Написание реферата по теме: « Пути совершенствования методов статистического наблюдения», доклады
Подготовка рефератов
ОИ-2, гл.2
ДИ-1,2,3
1
Реферат, доклады

3
Доклад по теме: Статистическое наблюдение: понятие, виды и методы
Подготовка докладов
ОИ-1, гл.2
1
доклады

1
КОНСУЛЬТАЦИЯ Графическое изображение рядов распределения
решение задач
ОИ-2 стр.78-89
1
Оформленное, выполненное задание

4
Понятие и виды группировок. Техника группировки. Группировочный признак. Формула Стерджесса.
Доклад, сообщение
ОИ 1 гл.3
1
Доклад, сообщение

5
Решение задач. Группировка статистических данных
решение задач
ОИ- 1 гл.3
1
Оформленное, выполненное задание

6
Выполнение презентации на тему «Статистическая информация и её распространение»..
выполнение презентации
ОИ- 3 гл.4
1
презентация

7
Выполнение презентации на тему «Статистические графики».
выполнение презентации
ОИ- 2 гл.3
1
презентация

8
Построение статистических таблиц и графиков
решение задач
ОИ- 2 гл.3
1
Оформленное, выполненное задание

9
Значение обобщающих статистических показателей в изучении коммерческой деятельности
Подготовка сообщений
ОИ-2, гл.4
1
сообщения

10
Решение задач. Исчисление относительных показателей.
Решение задач
ОИ 1 гл.5
1
Оформленное, выполненное задание

11
Выполнение презентации по теме « Средние величины в статистике».
выполнение презентации
ОИ 1 гл.6
1
презентация

12
Решение задач. Исчисление различных видов средних величин
Решение задач
ОИ 1 гл.6
1
Оформленное, выполненное задание

13
Решение задач. Исчисление различных видов средних величин
Решение задач
ОИ 1 гл.6
1
Оформленное, выполненное задание

14
Методика определения моды и медианы.
выполнение сообщения
ОИ 1 гл.6
1
сообщение

15
Решение задач. Исчисление структурных средних величин
Конспект, решение задач
ОИ 2 гл.6, стр. 112-115
1
Оформленное, выполненное задание

16
Решение задач. Исчисление структурных средних величин
Конспект, решение задач
ОИ 2 гл.6, стр. 112-115
1
Оформленное, выполненное задание

17
Понятие вариации и область её применения. Показатели вариации и методика их расчёта.
конспект, решение задач
ОИ 2 гл.6, стр. 116-119
1
конспект, оформленное, выполненное задание

2
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Решение задач. Исчисление показателей вариации
Написание конспекта, решение задач
ОИ 2 гл.6, стр. 116-119
1
конспект, оформленное, выполненное задание

18
Выполнение презентации по теме «Ряды динамики»
Подготовка презентации
ОИ 2 гл.10
1
Презентация

19
Решение задач. Исчисление показателей динамики
Решение задач
ОИ 2 гл.10
1
оформленное, выполненное задание

20
Решение задач. Сглаживание динамического ряда, аналитическое выравнивание по прямой
Решение задач
ОИ 2 гл.10
1
оформленное, выполненное задание

21
Выполнение презентации по теме «Индексы сезонных колебаний потребительских цен».
Выполнение презентации
ОИ-2, гл.10
1
презентация

22
Выполнение презентации по теме «Статистические индексы и их роль в изучении коммерческой деятельности».
Выполнение презентации
ОИ-3, гл.9
1
презентация

3
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Решение задач. Исчисление индексов различных видов
Решение задач
ОИ 1 гл.7
1
Оформленное, выполненное задание

23
Выполнение реферата по теме «Организация проведения переписи населения».
Подготовка реферата
ДИ -1,2
1
реферат

24
Решение задач. Определение ошибки выборки. Определение необходимой численности выборки
Решение задач
ОИ 1 гл.9
1
Оформленное, выполненное задание

25
Выполнение презентации по теме «Взаимосвязи показателей коммерческой деятельности и задачи статистики по изучению связи».
Подготовка презентации
ОИ 2 гл.9
1
Презентации

4
КОНСУЛЬТАЦИЯ Решение задач. Проведение корреляционно-регрессионного анализа
Решение задач
ОИ 2 гл.9
1
Оформленное, выполненное задание

26
Проведение корреляционно-регрессионного анализа
Решение задач
ОИ 2 гл.9
1
Оформленное, выполненное задание


ИТОГО:


30



2. Задания для самостоятельной работы
Тема: Сводка и группировка статистических данных.
Известны следующие данные о посевах зерновых и валовом сборе зерна в хозяйствах района.
№ п/п
Посевная площадь
Зерновых, га
Валовой сбор, ц.
Урожайность,
ц/га

1
945
134ХХ


2
121Х
22329


3
957
19Х59


4
1146
24897


5
955
14ХХ2


6
16Х8
28131


7
83Х
11785


8
1923
27ХХ8


9
28Х2
2815Х


10
9Х3
1405Х


всего





1. Определите урожайность по каждому хозяйству.
2. Сгруппируйте хозяйства по урожайности, создав следующие группы:
до 15, 15,1 – 20,0, свыше 20. Определите по группам посевную площадь, валовой сбор и урожайность. Расчёты оформите в виде таблицы.
Таблица 2. Группировка хозяйств по урожайности
Группы хозяйств по поголовью коров на 100 га, гол.
Число хозяйств в группе
Площадь с/х угодий, га
Валовой сбор, ц
урожайность, ц/га







До 15





15, 1 -20,0





Свыше 20





Итого в среднем





Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Исчисление относительных показателей

ЗАДАЧА: Исчислите относительные величины: выполнения плана, динамики, структуры. Сделайте вывод по исчисленным показателям

Период времени
Фактический объем производства базисного периода, т
Отчетный период, т



план
факт

1 квартал
15Х2



2 квартал
154Х



3 квартал
15 Х9



4 квартал
156Х



итого




Расчеты оформите в таблице:


Период времени
Фактический объем производства базисного периода, т
темпы роста, %
Отчетный период, т
структура объема производства факт, %



базисные
цепные
план
факт
% выполнения


1 квартал
15Х2


158Х
162Х



2 квартал
154Х


160Х
159Х



3 квартал
15 Х9


16Х8
16Х6



4 квартал
156Х


159Х
161Х



итого








Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов
Задача 1. Известны данные по хозяйству о посевной площади и урожайности зерновых.
Наименование культур
Посевная площадь, га
Урожайность с 1 га, ц.

Озимая пшеница
4ХХ
23

Рожь
1Х0
36

Ячмень
12Х
22

Просо
80
19

Кукуруза на зерно
210


Вычислите среднюю урожайность зерновых
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2. Рабочие хозяйства по месячному заработку распределяют на следующие группы.
3/плата, руб.
155Х0
15550
15Х60
15570
15ХХ0
15Х90

Число рабочих
60
80
130
1Х0
70
Х0

Определите среднюю з/плату рабочих обычным способом и с использованием математических свойств средней арифметической.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Тема: Исчисление структурных средних величин и анализ полученных результатов.

Месячная заработная плата работников хозяйства за 5 месяцев составила:

январь
февраль
март
апрель
май

Месячная з/плата. руб.
26000-26200
26200-26400
26400-26600
26600-26800
26800-27000

Число рабочих
12

43

10

Определите среднюю заработную плату, моду и медиану заработной платы рабочих. Сделайте краткие выводы.
























Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Показатели вариации в статистике
Задача: Исчислите:
Среднюю з/плату работников.
Среднее линейное отклонение.
Средний квадрат отклонения(дисперсию).
Среднее квадратическое отклонение.
Коэффициент вариации.
Сделайте краткие выводы.
Исходные данные:
3/плата, руб.
25000-25200
25200-25400
25400-25600
25600-25800
25800-26000

Число рабочих

Х5

Х2
27
































Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Тема: Анализ динамики изучаемых явлений.

Анализ динамики производства продукции
Наименование показателя
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год

1.Объем производства продукции, т
18Х
19Х
1Х9
20Х
2Х0

2. Абсолютный прирост, ц базисный






3. Абсолютный прирост, ц, цепной






4. Темп роста,% базисный






5. Темп роста,% цепной






6. Темп прироста,% базисный






7. Темп прироста,% цепной






8. Абсолютное значение 1% прироста






При построении столбиковой диаграммы по оси X в прямоугольной системе координат отложите периоды времени, а по оси Y - величину показателя.

Исчислите по исходным данным:
абсолютный прирост производства продукции;
темпы роста и темпы прироста;
абсолютное значение одного процента прироста.
Средние темпы роста и прироста.
Сделайте выводы по исчисленным показателям.
Постройте столбиковую диаграмму динамики производства по данным, приведенным в таблице. Отчет о работе оформите в виде таблицы.














Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Тема: Выявление и анализ основной тенденции в рядах динамики.
Аналитическое выравнивание по прямой.
Как известно, уравнение прямой линии может быть выражено следующей формулой:
где yt значения уровней выравненного ряда, которые нужно вычислить;
а0 и а1 параметры прямой;
t показатели времени (дни, месяцы, годы и т. д.).
Следовательно, задача сводится к тому, чтобы фактические уровни ряда динамики У заменить теоретическими у