Урок развития речи на тему Семья. Родители и дети. Работа родителей.


Урок развития речи.
Тема. Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между учителем и ребёнком;
Коррекционно-развивающие:
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.
Материал:  набор картинок по теме "Семья";
Ход занятия
Организационный момент.
 "Собрались все дети в круг.Я - твой друг и ты - мой друг.Крепко за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся ."
Работа с календарём.
-Отметьте в календаре день недели, название дня недели, месяц, год
-Отметьте погоду, температуру, осадки – выложите соответствующие карточки.
Объявление темы.
- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?Папа, мама и я,И сестренка моя-Вот и вся у нас семья:- Ну а как же бабушка?- Ну а как же дедушка?Что такое семья?Папа, мама и я,Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, ВасилийИ сестренка мояВот и вся у нас семья.
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).
- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Развитие лексико-грамматических категорий.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра "Подбери признаки"
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
Физминутка "Семейная зарядка".
Осенью, весноюЛетом и зимоюМы во двор выходим Дружною семьёй.Встанем в круг и по порядкуКаждый делает зарядку.Мама руки поднимает,Папа бодро приседаетПовороты вправо - влевоДелает мой братик Сева.Я сама бегу трусцойИ качаю головой.
Рассказы детей о членах семьи.
Мама.
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.Только мама есть одна, Всех дороже мне она,Кто она?Отвечу я: это мамочка моя.(В. Руссу)
(Рассказ 2-3 детей о своей маме, Папа.
Мой папа красивыйИ сильный, как слон.Любимый, внимательный, ласковый он.Я жду с нетерпением папу с работы.Всегда мне в портфеле приносит он что-то.Мой папа находчивый, умный и смелыйЕму по плечу даже сложное дело.Его обниму я и тихо шепну:- Мой папочка, я тебя крепко люблю!Ты самый заботливый, самый родной,Ты добрый, ты лучшийИ ты только мой!
(Рассказ 2-3 детей о папе, Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья.До чего хорошая бабушка моя!Сказок знает столько, что не перечесть,И всегда в запасе новенькое есть.А вот руки бабушки - это просто клад!Быть без дела бабушке руки не велят.Золотые, ловкие. Как люблю я их!Нет, других, наверное, не найти таких!(Л. Квитко)
(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, Дедушка.
Мой дедуля дорогой,Мы гордимся все тобой!И скажу я по секрету:Лучше нет на свете деда!Буду я всегда старатьсяНа тебя во всём равняться!(А. Чурбанова)
(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке,).Младший брат.
Есть у меня братишкаСмешной такой мальчишка!Мне во всём он подражаетИ ни в чём не уступает.Если мы играем в мячик,Я скачу, он тоже скачет,Я сижу - и брат сидит,Я бегу - и брат бежит.Такой смешной мальчишкаМладший мой братишка.(И. Лопухина)
(Рассказ ребенка о своем младшем брате, Пальчиковая гимнастика.
Игровое упражнение "Кто пришёл?"
Кто пришёл?Мы - мы - мы,Папа, папа, это ты?Да - да - да, Мама, мама, это ты?Да - да - да,Братец, братец, это ты?Да -да - да,Ах, сестрица, это ты?Да - да - да,Все мы вместе?Да - да - да.
Работа в тетради.
Запись всех членов семьи с именами, фамилиями.
"Школа - моя вторая семья".
- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (школа).
Итог занятия.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.