Водные ресурсы и их рациональное использование.

Водные ресурсы. Пути сохранения их качества и объема.

Главная цель урока

Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем, и главное, в будущем.

Задачи Урока

Образовательные: Сформировать у учащихся представление о значении воды в природе и жизни человека. Систематизировать информацию о запасах, распространении воды в природе и её хозяйственном использовании. Оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве. Раскрыть проблему загрязнения воды в процессе хозяйственной деятельности человека. Составить систему мер по очистке воды и сохранению её от загрязнения.
Воспитательные: Воспитание любви к родному краю. Прививать чувство бережного отношения к природе. Продолжить экологическое и краеведческое воспитание школьников, обсуждение плана мероприятий по оздоровлению экологической водной среды Ленинского района.
Развивающие: совершенствовать умение анализировать, сложившуюся критическую экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, путем применения проблемного изложения материала и соревновательной формы проведения урока.







ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть.
Учитель входит в класс. У него в руках – черный ящик. Спрашивает: «Как вы, ребята, думаете, что у меня в ящике?» Для подсказки:
А) здесь то, о чем замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Это самое большое богатство в мире».

Б)
В кружево будто одеты деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою, а в сущности просто вода
Бережная ширь океана и тихая заводь пруда, –
Каскад водопада и брызги фонтана, а всё это только вода.
В бирюзовой дали исчезая, лебедями плывут облака
Вот туча идет грозовая, а в сущности только вода.
Высокие гребни вздымая, бушует морская вода
И топит, как будто играя, большие морские суда.
Как пухом, зимой одевает снег белый родные поля,
Но время придет все растает и будет простая вода.

Итак, это вода.

Еще в 7-6 веке до нашей эры древнегреческий философ Фалес Милетский утверждал, что (учитель вывешивает на доску слова философа о воде).
С нею непосредственно связана и тема сегодняшнего нашего урока.
2. Сообщение темы урока (записать на доске или открыть заранее написанную, но скрытую):
Водные ресурсы. Пути сохранения их качества и объема.
Вода – столь насущный ресурс, что было бы бессмысленно пытаться установить её денежную стоимость; она является самым ценным из всех наших ресурсов.
Как известно, под водными ресурсами понимают не все виды вод на планете, которые могут быть использованы человеком, но прежде всего ресурсы пресных природных вод.
Это:
подземные воды;
полярные ледники и горные ледники;
подземные льды;
озера;
реки и т. д.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. (Русская пословица.)
Наше тело почти на 70% (по массе) состоит из воды. Потеря 10-12% воды может привести к остановке сердца.
Чтобы выжить, человеку требуется, по крайней мере, 1,4 литра воды в день.
Общее количество воды на Земле – 1386 млн. км2, т. е. на каждого жителя – ок. 300 млн. м3, но из них только ок. 2,5% - пресная вода и 2/3 из неё – в ледниках. И только 0, 0002% от общих запасов воды – это воды, используемые человеком для самых различных нужд.
На бытовые нужды 1 человеку в день требуется: горожанину – 300 -600 литров, жителю сельской местности – более 10 десятков литров.
Для производства 1 тонны требуется воды
Сахарной свеклы 130 – 160 м3
Пшеницы . 800 – 1200 м3
Хлопка-сырца .. 4000 – 5000 м3
Риса .. 5000 -10000 м3
Удобрений .. 300 - 600 м3
Стали ........... 250 м3
Синтетических волокон 2500 – 5000 м3
Еще в XVIII веке автор «Экономической энциклопедии» Крюнц писал о том, что «почти все реки Европы одновременно являются всеобщей клоакой для нечистот. Самые вонючие и тошнотворные вещи, дохлые животные, нечистоты тайных покоев, короче говоря, все, от чего хотят отделаться, бросают в реки. И тут же, в этих реках, моют сосуды, из этих же рек берут воду для приготовления пищи, для варки пива и спиртных напитков. И все это самые чистоплотные люди отправляют в свой чистый и нежный рот и желудок не испытывая при этом ни малейшего отвращения».
Ежегодно реки выносят в Мировой океан:
Железа --- 320 млн. тонн
Свинца --- 2,3 млн. тонн
Фосфора --- 6,5 млн. тонн
Сегодня наиболее совершенные сооружения обеспечивают очистку сточных вод от органических загрязнений только на 85%.
При Петре l в России, по его приказу, солдат, осмеливавшихся сбрасывать в Неву мусор, наказывали батогами.
В России орошается 20,2 млн. га земель. При эксплуатации оросительных систем потери составляют 20-35, а иногда и 40%. Причины – утечка воды из каналов, испарение с поверхности каналов и т. д.
По данным ООН за последние 100 лет ежегодно от загрязнения вод умирает 18 млн. человек и еще около 500 млн.страдают различными заболеваниями.
Кувейт (государство на берегу Персидского залива) начисто лишен пресной воды. Воду здесь добывают на опреснительных заводах, которые полностью обеспечивают водой это государство.
В 60-х годах нашего столетия был разработан проект, согласно которому предполагалось отбуксировать айсберг толщиной 250 м и длинной 3 км от Антарктиды к берегу Австралии. Стоимость такой транспортировки – 1 млн. долларов и айсберг должен был быть упакован в пластиковый мешок.
Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.
Наполняя ванну лишь на половину, вы расходуете 150 литров воды.
Каждая стирка белья в стиральной машине – 100 литров воды.
Оставленный открытым кран «выливает» за час около 500 литров воды (50 ведер).
Утечка через смывной бачок (тонкая струя толщиной в спичку) уносит 400 – 500 литров в сутки.
Эффективный способ очистки воды от бытовых и промышленных стоков разработали сотрудники Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева. Основан этот способ на активном использовании высших водных растений (макрофитов), к числу которых относятся, например, тростник и камыш. Прошедшая ряд стадий предварительной очистки вода поступает в пруды, в которых произрастают высшие водные растения. Покрывающая их слизь (перифитон) способствует осаждению на дно взвешенных в воде
частиц – органических и минеральных. Кроме того, макрофиты обогащают воду кислородом. Учитывая их способности накапливать в
себе разного рода микроэлементы, причем в достаточной мере избирательно, и, зная состав промышленных стоков, скомбинировав соответствующий набор растений, можно добиться высокой степени очистки воды.
Высшие водные растения могут освобождать воду и от самых разнообразных токсических веществ, в том числе от пестицидов, которые поглощаются растениями в процессе обмена веществ, а затем удаляются вместе с их наземной частью из водоемов.
Макрофиты способны аккумулировать радиоактивные элементы: радий, торий, уран, стронций, церий.


Гонконг получает питьевую воду из Китая по водопроводу. На привозной воде существует целое государство – Алжир. По сообщениям печати, Германия, Голландия, Дания планируют закупку чистой воды в Швеции. Предполагается, что вода будет поступать по трубопроводу. Разрабатывается проект переброски питьевой воды из Аляски в Канаду, США, Мексику.
В Каире в результате запущенного состояния системы водоснабжения потери воды составляют 47% от 2,5 млн. м3 воды, производимой за сутки на водоочистительных станциях.
В нашей стране в среднем в самой водопроводной сети и арматуре теряется за счет утечек 20% воды, а во внешней сети - 7%, т. е. в целом потери немного не достигают трети питьевой воды.
В Швеции разработана система удаления отходов в туалете с помощью сжатого воздуха и небольшого количества воды.
В мире имеются разработки кранов в умывальниках, которые автоматически отключают воду, когда человек выносит руки из-под крана.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно в мире от употребления загрязненной воды умирает 25 тыс. человек.
Воду заменить ничем нельзя, и необходимо бережно к ней относиться, как к драгоценному дару природы.

3.Вопрос: А как используется вода в нашей стране?

Наша страна относится к числу государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами и занимает
2 место в мире после Бразилии. Водные ресурсы неравномерно распределены по территории, поэтому в ряде регионов России наблюдается дефицит водных ресурсов.
Вода загрязняется в процессе использования и возвращается в водоёмы с разной степенью загрязнения. Выращивание рыбы может привести к загрязнению водоёмов. При использовании в сельском хозяйстве для орошения часть воды испаряется с полей, другая часть возвращается в водоёмы, насыщенная разными веществами, вымываемыми из почвы, например, минеральными удобрениями. Электростанции используют воду в качестве охладителя, поэтому такая вода содержит мало кислорода.

Современное состояние водных объектов, их режим, качество вод с каждым годом вселяют все большую и большую тревогу за существование биосферы и будущее человечества.
С одной стороны, мы – люди – не можем существовать без воды, а с другой – довели по своему недомыслию этот бесценный ресурс до такого состояния, которое стало угрожать нашему здоровью и даже жизни. Поэтому, возникает проблема.
4. Сообщение проблемы: Что нужно делать сегодня, чтобы сохранить качество и объем водных ресурсов до завтра?
Экономно расходовать воду. Во многих странах мира на предприятиях и в квартирах стоять счётчики воды..сейчас это нововведение распространяется и у нас.
На всех предприятиях необходимо строить эффективные очистные сооружения.
3. Запретить мойку автомашин в пределах рек.
4. Пропагандировать культуру поведения во время отдыха на берегу водоемов среди населения.
5. Учащимся школ следить за чистотой прибрежной зоны в Ленинском районе (экологическая бригада)
6. Создавать безотходные производства с замкнутым циклом, исключающим сброс грязной воды в водоёмы. Даже одно это уже даст хороший результат, наши реки и озёра станут чище, а население России здоровее.
5. Сколько каждому из нужно воды за 1 день?
Дети часто говорят, что им достаточно 2,5 или 10 литров воды в день. Ребятам необходимо провести исследование и посчитать, сколько на самом деле они тратят воды за один день. Для этого необходимо заполнить таблицу, которую они получили. Для этого нужно выбрать один день и начиная с утра записывать все расходы воды в таблицу. Если дети пользуются в быту водой не из водопровода, а, из колодца. То можно провести расчёт иначе - посчитать, сколько ведер воды было потрачено за один день.

Получив результат, ответьте на вопросы много ли воды потратили, всегда ли рационально расходовали воду, как можно сократить расход воды дома, сформируйте список идей.



Сколько воды ты тратишь?
Твоё имя ___________________________________________________
Дата_______________________________________________________


Твои дела
Количество раз
Время,
в мин
Как ты использовал воду
Слив в
туалете
1 слив в туалете=

Сколько воды ты потратил




Слабый
Расход 1л
в мин
Средний
Расход 7л
В мин
Сильный
Расход 15л
В мин



Пример:
Мыл руки
5
2

+


70л

Чистил зубы








Мыл посуду








Принимал душ








Смывал в туалете












































Итог









Ответь на вопросы:
Как можно сократить расход воды дома? Укажите список идей.
Рационально ли использовали воду.







6 .Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 2-х литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи и так далее.

В последние годы экологи всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного отношения человека к водным ресурсам в жизни на Земле происходят большие изменения вредные для здоровья человека, приводящие к гибели животных и растений.

Наше государство старается охранять водные ресурсы. Действуют законы, которые предписывают гражданам нашей страны правила обращения с водными ресурсами и использования воды в технических целях, чтобы сохранить её в чистом виде для будущих поколений людей, для растений и животных.
Но встречаются нарушители законов, которые не думают не только о других людях, даже и о собственном здоровье. Необходимо каждому из нас – людей – изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции. Ведь даже мы – школьники – можем участвовать в этом важном деле: принимать участие в субботниках по уборке, благоустройству берегов, пляжей, мест отдыха, бережно и экономно расходовать воду.

Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Заключение.

С 1993 года 22 марта официально на всей планете стали праздновать Всемирный день воды. В этот день организация по защите окружающей среды обращается ко всем существующим на планете государствам с призывом уделять больше внимания защите водных ресурсов планеты и проводить конкретные действия на национальном уровне.



С 1999 года регулярно проходит научно-промышленный форум «Великие реки», проводимый в Нижнем Новгороде. Загрязнение окружающей среды в бассейне Волги в 3-5 раз выше, чем в среднем по стране. Сегодня не надо гадать, чей стон раздаётся над великой русской рекой, то стонет сама Волга. Изрытая вдоль и поперёк, с загрязненной различными бытовыми и промышленными стоками водой, перетянутая плотинами гидростанций.
Любовь к русской красавице сегодня требует активных действий, мы все в ответе за каждую каплю волжской воды.
«Давайте беречь даже каплю воды-
Она ведь начало НОВОЙ ВОЛНЫ!»


Дополнение.
можно заранее провести:
конкурс научных работ “Значение воды в нашей жизни”,
конкурс выставку фоторабот “Мы за чистую воду”,
конкурс сочинений “Что я могу сделать для воды?” ,
в заключительной части вручить призы победителям. Выставка фоторабот украсит урок.



Список литературы:
Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобр. учрежд. – М. : Дрофа, 2010.
Куражковский Ю. Н. Основы всеобщей экологии. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2002г.
Кучер Т. В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000 г.
Лозановская И. Н. , Михура В. М., Озеранский С. Л. и др.. Голубое богатство. М.: Агропромиздат, 1991 г.
Лосев К. С. Вода. – Л.: Гидрометеоиздат, 1991 г.










13PAGE 15


13PAGE 141015




15