эссе на тему «Традиции и инновации в моем колледже»
эссе на тему «Традиции и инновации в моем колледже»
Комментарий эссе – (сочинение-размышление) – от лат. слова опыт, очерк; взвешивание – жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы. для написания эссе рекомендуется подумать над вопросами:
Как происходят изменения в вашей организации – они случайны или имеют какую-то логическую структуру?
Как Ваши коллеги реагируют на изменения?
Какое обучение необходимо, чтобы принять изменения и успешно их адаптировать?
Не происходит ли в Вашей организации слишком много изменений за слишком короткое время?
Выживает не самый сильный, и не самый умный,
а тот, кто лучше всех откликается на изменение.
Чарльз Дарвин
Федеральные государственные стандарты СПО нового поколения ставят в качестве основополагающей цели компетентностный подход в профессионально-образовательном пространстве, нацеливают педагогические коллективы на поиск и апробацию новых технологий профессионального образования, ориентированных на формирование и развитие у будущих специалистов общих и профессиональных компетенций, формирование которых напрямую зависит от того, какие инновационные технологии используются в практике работы образовательной организации, какие традиции необходимо сохранить и совершенствовать.
Опираясь на 140 летний опыт подготовки педагогических кадров, коллектив педагогического отделения ГБПОУ БМПК пришел к выводу, что поступательное развитие становится возможным благодаря глубинному переосмыслению миссии колледжа в условиях внедрения и реализации ФГОС, в условиях конкурентного функционирования. В этом случае развивающим систему фактором становится инновационная деятельность каждого педагогического работника и в целом педагогического коллектива. Эта деятельность может придать импульс развитию колледжа, особенно, если большая часть педагогического коллектива уже имеет опыт участия в инновационном процессе. Конечно, никто не отрицает, что на этапе подготовки стратегического планирования развития колледжа необходимо опираться на образовательную философию нашей образовательной организации, социальный состав обучающихся, традиции и прошлый опыт, а также способность изменяться. Инновационная деятельность, рассчитанная не на год, а на продолжительный период, как «свежий ветер» способна поддерживать систему в ее движении.
Что же такое «инновация»? Понятие «инновация» трактуется как нововведение, а «нововведение» определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного качественного состояния в другое.
«Новый» – впервые созданный или сделанный, вновь открытый, появившийся ли возникший недавно, взамен прежнего, являющийся новым для среды, общества, человека.
Колледж – это открытая социально – педагогическая система призванная выполнять социально – значимые функции в рамках профессионального образования молодежи. Коллектив колледжа подошел не случайно, а вполне логически, осмысливая прошлое и прогнозируя будущее к необходимости дальнейшего развития колледжа через освоение новых идей, особенно в условиях объединения в одну организацию нескольких профессиональных учреждений разного уровней. При такой ситуации необходим инновационный процесс.
Установка на личностное развитие, на создание профессионально образовательной среды для формирования ценностно – ориентированной личности специалиста, гармонично сочетающей в себе личностные ценности с региональными, общенациональными и общечеловеческими, способной к профессиональной самореализации в условиях регионального рынка труда и поликультурного пространства предполагает выделение в качестве основных критериев инновационной образовательной системы колледжа следующие приоритеты:
- свободный доступ к информации, к профессии, к культуре, к творчеству;
- сохранение физического, психического и нравственного здоровья обучающихся;
-включение программ дополнительного образования, направленных на социальную защиту и дальнейшее трудоустройство;
- способность адаптироваться к запросам обучающихся и потребностям рынка труда;
- педагогическое сотрудничество обучающихся и педагогов;
- способность обеспечить сформированность профессиональных и общих компетенций, профессионально-значимых качеств, уровень воспитанности, отвечающий требованиям ФГОС по специальностям и общечеловеческой нравственности молодежи.
Инновационная деятельность в нашем колледже направлена на создание усовершенствованного процесса образования, открытие новых направлений деятельности, создание и внедрение технологий, направленных на обретение нового качества результатов деятельности – востребованный конкурентоспособный специалист.
Определены основные направления инноваций в профессионально-образовательной, воспитательной системе колледжа (тематические модули и программы):
« Я - гражданин Республики Башкортостан», «Альтернатива» (волонтерское движение), «Айбар» (фольклорно-хореографический коллектив), интеграционная модель воспитательной системы «адаптация-самореализация-самосовершенствование», внутриколледжная спартакиада и др. В рамках непрерывного образованиязаключены договора сотрудничества с вузами, с целью закрепления умений и практического опыта по видам деятельности, обозначенным в ФГОС по специальностям также заключены договора с образовательными организациями (школы, дошкольные и внешкольные образовательные организации и социальные учреждения). Открыта экспериментальная площадка по подготовке кадров для организации детского досуга, в том числе оздоровительного отдыха детей в условиях детских оздоровительных лагерей. Для обеспечения социальных гарантий в трудоустройстве и универсальности специалистов реализуется программа дополнительного образования.
Понимая ценность прошлого опыта и традиций в подготовке педагогических кадров на базе педагогического отделения работают локальные целевые проекты (программы) - «Традиции», «Здоровье», «Преемственность поколений», «Память» и др. Такие интеграционные модели – это совокупность составляющих целостного профессионально-образовательного процесса, которая может быть выражена содержанием общего (1 курс) и профессионального образования, ценностями и идеалами современной гражданской культуры, традициями десятков поколений, получивших педагогическое образование в стенах старейшего учебного заведения республики (в 2016г. будет 140 лет. непрерывной подготовки специалистов образования).
Изменения в структуре и содержании профессионального образования, диктуемые современными требованиями к компетенциям специалистов, задачами оптимизации образования, требованиями кадровому потенциалу системы СПО, безусловно, накладывают дополнительные обязанности преподавателям. В основном педагоги к вводимым изменениям подходят с пониманием, с интересом, т.к. именно нововведения позволяют раскрыть скрытый профессиональный потенциал, способствуют профессиональному и личностному росту, повышению квалификации и мастерства.
Личность учителя в глобальном образовании - это личность носителя культуры и ее творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Эти слова из теоретической части модуля вполне соответствуют нашим преподавателям. Потому нововведения (изменения) достаточно корректно и гармонично вписываются в традиционную, стабильную деятельность организации. На мой взгляд, деятельности нашего коллектива в условиях перехода от традиций к инновациям вполне подходят слова Ч.Дарвина «Выживает тот, кто лучше всех откликается на изменение».
Заголовок 1Заголовок 215