Презентация исследовательского проекта по русскому языку на тему:Роль фразеологизмов в нашей речи


Исследовательский проектПо русскому языку Автор проекта: учащийся 5 класса,Лёвкин Дмитрий.Руководитель проекта:Лискина Елена Александровна,учитель русского языка и литературы. Актуальность проекта Я выбрал именно эту тему потому, что изучение фразеологии языка -это неотъемлемая часть в изучении языка в целом. Нельзя хорошо знать язык, не зная фразеологии. Основополагающий вопрос проекта:Зачем нужны фразеологизмы в языке?Гипотеза- фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой.

Задачи проекта:произвести поиск необходимой языковой информации фразеологизмах;выяснить источники происхожденияфразеологизмов;познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;сделать выводы, какова роль фразеологизмов в нашей речи. Этапы подготовки и реализации проекта:Разработка проектного заданияПоиск необходимой информацииОсуществление результатовОценка результатов



Объекты исследования:-речь взрослых и школьников;-художественные произведения;-фразеологические словари;-научно-методическая литература. Методы исследования:-метод сплошной выборки;-метод контекстуального анализа;-метод социометрического опроса;-метод статистической обработки.
Происхождение фразеологизмов:1) исконно- русские (топорная работа, зелёная улица);2)старославянские (ищите и обрящете);3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту);4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку).


Мы узнали, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. На краю света (земли) – далеко; намылить шею – проучить, наказать;зарубить на носу – запомнить.


Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.», т е. делать несложное, нетрудное дело.r

Фразеологизмы, пришедшие из мифов.Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.Ахиллесова пята – уязвимое место.Дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность.Двуликий Янус – двуличный человек.
ppt_y


Фразеологизмы, пришедшие из Библии:Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, остающиеся без ответа.Допотопные времена – доисторические времена.Зарыть талант в землю – о человеке, не развивающем свои природные способности. Манна небесная – неожиданная удача. 



Употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы? Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них мы нашли 11 фразеологизмов:


В рассказах Николая Носова был найден 21 фразеологизм.



Знакомясь со сказками М.Е.Салтыкова-Щедрина и русскими народными сказками, мы нашли фразеологизмы: 21 и 13 соответственно.Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ФразеологизмЛексическое значение фразеологизмаНазвание сказкидержать камень за пазухойтаить злобу«Дикий помещик»ни пяди не уступитьнисколько не отдать«Дикий помещик»стоять на своёмдобиваться выполнения своих требований«Дикий помещик»моя изба с краюнежелание принимать участие в каких-либо делах«Вяленая вобла»на бобах разводитьгадать«Вяленая вобла»некуда носу высунутьнекуда выйти«Премудрый пескарь» ума палатаиметь много ума«Премудрый пескарь» гляди в обабудь бдителен«Премудрый пескарь»

{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}к одному знаменателю приводитьприводить к единому решению«Медведь на воеводстве»сон в рукувещий сон«Премудрый пескарь»с сумой по миру пущусделать нищим«Недреманое око»дурак на дураке сидит, дураком погоняетобщество, где все глупы«Недреманое око»ступай за семь вёрст киселя хлебатьотправляться далеко за чем-либо«Премудрый пескарь»хлещет через крайиметь слишком много чего-либо, что не умещается в объёме«Либерал»стать в тупиквстретить такое затруднение, из-за которого нельзя выйти«Ворон-челобитчик»на всё наплеватьвсё безразлично«Путём-дорогою»нам ко дворук месту«Карась-идеалист»с Макаром телят не гоняющим познакомитьсяотдалённое место, где никто не бывал«Вяленая вобла» не на шутку рассердитьсявсерьёз рассердиться«Медведь на воеводстве»Г глазами хлопатьбессмысленно, тупо смотреть«Орёл-меценат» держи карман ширенадеяться на что-либо, чего не может быть«Карась-идеалист»
Из народных сказок пришли фразеологизмы:и я там был, мёд-пиво пил, избушка на курьих ножкахКащей бессмертный,Лиса Патрикеевна,ни в сказке сказать, ни пером описатьподи туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что;скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.при царе Горохе , сказано – сделано,сказка – ложь, да в ней намёксказка про белого бычка, три дня и три ночи.это всё присказка, сказка будет впереди.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение.

ppt_y
ppt_y
style.rotation
ppt_y
style.rotation Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы.Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию.Пустить петуха – это поджечь что-то. Ума палата -семи пядей во лбу Голова на плечах - светлая голова. Два сапога пара – одного поля ягоды.Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны.Хоть пруд пруди - кот наплакал. Засучив рукава – спустя рукава.Заварить кашу – расхлёбывать кашу.Тяжёл на подъём - лёгок на подъём
ppt_y
ppt_y

Анкета. 1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?3. Приведите примеры фразеологизмов.4. Ваш любимый фразеологизм.5. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?6. Откуда пришли к нам фразеологизмы? Знание и употребление в речи фразеологизмов взрослыми и детьми. Любимый фразеологизм У учителей – ни свет ни заря.У учеников – как с гуся вода. У родителей – зарубить на носу.
style.rotation
ppt_y
style.rotation
style.rotation Определили роль фразеологизмов в нашей речисоздали презентацию о фразеологизмахсоставили словарь фразеологизмов и продолжаем над ним работатьПознакомились с источниками фразеологизмов русского языка.Пришли к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных. Результаты проекта.


Поистине, велик и могуч наш русский язык!Самое главное – мы узнали много фразеологизмов, о которых раньше и не слышали.
Источники изображенийhttp://content.foto.mail.ru/bk/u1177/_blogs/i-1108.jpg http://cle.pickens.k12.sc.us/images/announcement/142542-2081126-857.gif