Урок технологии на тему: Основные закономерности развития искусственных систем

Технология
11 класс
Дата
Тема: Основные закономерности развития искусственных систем
Цель: актуализировать знания учащихся о живой и неживой природе; сформировать понятия «система», научить различать особенности естественных и искусственных систем, приводить примеры естественных и искусственных систем; развивать умение вести наблюдение за окружающей средой; воспитывать интерес к изучению темы, самостоятельность мышления.
Основные понятия: система, естественная система, искусственная система.
Тип урока: изучения и первичного усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент 
II. Актуализация опорных знаний и умений
Какие объекты относятся к живой и неживой природы?
Какие природные явления вы знаете? Для чего людям нужно изучать природу и явления, которые в ней происходят?
III. Изучение нового материала
1. Понятие системы
А что на ваш взгляд, означает понятие «система»? (Прием «Мозговой штурм»)
Система - это совокупность тел (или частей), которые связаны между собой. Слово система греческого происхождения и означает «целое, состоящее из частей». При этом составные части системы не являются случайными, произвольно взятыми. Каждый компонент системы выполняет свою функцию и должен быть на своем месте, чтобы система работала. Между ними обязательно устанавливаются определенные связи, и каждая часть влияет на другие и сама зависит от них.
Задача 1. Посмотрите вокруг себя в классе или за окно и назовите примеры систем.
Задание 2. Назовите главные признаки систем (системы состоят из компонентов, причем система выполняет функции, которые не могут выполнять отдельные компоненты; каждый из компонентов выполняет определенную функцию).
2. Естественные и искусственные системы
Задача 3. Приводя примеры систем, вы называли цветок, игрушку, часы, телефон, компьютер, собаку, человека и т.д. Чем они отличаются? (Естественные и искусственные)
 Существуют естественные системы, или природные, т. е. созданные природой, и искусственные системы созданные человеком. Естественные системы: космические системы галактики, системы звезд и планет, такие, как наша Солнечная система; системы животных и растений; молекулярные и атомные системы.   Искусственные системы создают люди. Если хорошо подумать, то можно вспомнить множество таких систем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, это система городского транспорта, система телефонной связи, система торговли, система образования, система здравоохранения, система водоснабжения, система обороны страны, банковская система, государственная энергетическая система и т. д. Само человеческое общество это тоже система взаимосвязанных личностей, которые образуют разнообразные подсистемы: семьи, трудовые коллективы, партии, нации, расы и пр.
Системы:
1.Природные (цветок, собака, Земля, поле)
2.Искусственные (компьютер, час
·ы, телефон, игрушка)
Следовательно, природные системы существуют в природе и состоят из компонентов живой и / или неживой природы. Некоторые природные системы создал человек (аквариум, сад), а некоторые, например Вселенная, Земля, Галактика, образовались самостоятельно (естественно). Искусственные системы - это творения человека.
 Каждая система обладает следующими свойствами
функция (цель, назначение) системы;
взаимодействие системы с окружающей средой;
состав системы;
структура системы;
системный эффект.
Приложение 1. Самые важные открытия человечества
В процессе эволюции цивилизации создавался и развивался некоторый «кокон» из искусственных систем, охватывающий каждого человека, группы людей а также все человечество в целом. При этом постоянно менялись и развивались отношения между людьми и этим «коконом» а также между разными частями и составляющими кокона. Искусственные системы, начав свою эволюцию в основном как «защитные приспособления» все глубже вторгались в другие области деятельности, становились посредниками между средой и человеком, между человеком и другими людьми, заменяли в тех или иных областях человека или его органы начинают использоваться вместо человека или его органов, выполняли роль различных регуляторов, помощников, посредников, и т.п.
Охватывающий человечество кокон искусственного окружения – сложная нелинейная кластерная система с сетевыми связями, находящаяся в режиме непрерывной самоорганизации и эволюции и постоянно самыми разными образами взаимодействующая с человечеством в целом и каждым отдельным человеком. Эта система включает:
1. Оружие против хищников и других людей, и т.п., повышающие возможности выживания
2. Средства для производства, хранения, распределения и приготовления пищи (сельское хозяйство, переработка продуктов, консервирование, сети ресторанов и т.п.)
3. Средства защиты от среды (одежда, дома, города), повышающие возможность выживания и качество жизни
4. Системы организации жизни, культура и законы, разные социальные системы (монархии, республики и т.п.), органы управления бюрократия и т.п.
5. Системы и методы защиты жизни, начиная примитивной медицины и кончая современными методами профилактики болезней, аварий, катастроф
6. Системы транспорта людей и продуктов
7. Системы и орудия для производства других систем и орудий
IV. Закрепление изученного материала
Вопрос
Что такое система? Какие главные признаки характеризуют систему?
Какие системы вы изучали в прошлом году?
С какими системами мы познакомились на этом уроке?
  
V. Домашнее задание
Описать одну из искусственных систем, которая, на ваш взгляд, является наиболее полезной для людей.













Нђ Заголовок 115