Конспект урока на тему Русское чиновничество в изображении Н.В.Гоголя
Тема урока: «Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя»
Эпиграфы урока:
«Ревизор» – это целое море страха».
Ю.Манн
Хлестакову принадлежит главная роль в действии.
Около него вращаются все прочие лица,
как планеты около солнца.
Ю. Манн.
Цели:
Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.
Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.
Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, презентация, анализ рисунков художников к пьесе, литературный диктант.
Оборудование: презентация “Ревизор”, рисунки к комедии, табличка с характеристикой Хлестакова.
Ход урока:
Оргмомент.
Учитель:
- Творчество какого автора мы с вами изучаем?
- Какое его произведение мы изучаем?
- Прочтите 1-й эпиграф к уроку. слайд
- Как вы понимаете слова современного литературоведа Юрия Манн? (море страха – это боязнь наказания, потеря должности)
- Прочтите 2-й эпиграф к уроку. Кто же эти планеты? (чиновники) Значение этого эпиграфа в ходе урока мы будем разбирать, будем обращаться к этим высказываниям и не только к этим. (Отсюда наша тема урока: запишите ее и эпиграфы)
1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест. Слайд. Демонстрация презентации с вопросами:
- определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».
(драма, потому что герои характеризуются только речью);
- сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики: слайд
1. Городничий
2. Жена Городничего
3. Хлестаков
4. Осип
5. Ляпкин – Тяпкин
6. Земляника
7. Почтмейстер
1. «неглупый по-своему человек»
2. «умнее своего барина»
3. «очень услужлив и суетлив»
4. «молодой человек, несколько приглуповат»
5. «простодушный до наивности»
6. «провинциальная кокетка»
7. «прочитавший 5-6 книг»
Ответы: слайд1. 1
2. 6
3. 4
4. 2
5. 7
6. 3
7. 5Литературный диктант: слайд
1. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». (Городничий, Антон Антонович)
2. «есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул» (Осип)
3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего». (Хлестаков)
4. «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет лучше я надену цветное». (Дочь городничего, Марья Антоновна)
5. (входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)
6. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаютсяСудья тожев присутственных местах держит собак и поведениясамого предосудительного». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений)
7. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе мошенников над мошенниками обманывал Трех губернаторов обманул!...» (Городничий)
8. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит Нашли важную птицу!» (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ)
9. «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.»(Жандарм)
- проверьте себя. Слайд.
2. Анализ 4 действия комедии: (Обращение ко 2-му эпиграфу)
«Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него вращаются все прочие лица, как планеты около солнца».
Ю. Манн.
- Что же представляют собой планеты, которые вращаются вокруг солнца? (планеты – это чиновники, которые вращаются около солнца-Хлестакова, Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)
Посмотрим на имена героев:их фамилии говорят сами за себя.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий.
С чем ассоциируется первая часть фамилии «Сквозник»? В Толковом словаре русского языка Ожегова «Сквозняк- струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга». Это говорит о том, что городничему свойственна беззаконность, развязность, полная безнаказанность.
Лука Лукич Хлопов
Смотритель училищ. Автор использует интересный момент - говорящие фамилии, двойная фамилия говорит о двойственности человека. Фамилия образована от слова «хлопотать» - вечно испуганный, робкий.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
Судья. В фамилии раскрыт принцип его отношения к служебным делам «тяп-ляп» и дело готово, а также его душевная неуклюжесть, несообразность, неповоротливость, косноязычность речи.
Артемий Филиппович Земляника
Попечитель богоугодных заведений. Человек осторожный, хитрый.
Иван Кузьмич Шпекин
Почтмейстер. Фамилия образована от слова «шпик» - постоянно шпионит, читая чужие письма, бесцеремонный в своем простодушии.
Петр Иванович БобчинскийПетр Иванович Добчинский
Городские. Заменена лишь одна буква в фамилии, во всем похожи, любопытны, болтливы.
Иван Алексеевич Хлестаков
«Хлест», «ухлестывать», бить, ударять чем-нибудь, гибкий прут»
Христиан Иванович Гибнер
Уездный лекарь. Фамилия ассоциируется со словом «гибнуть».
Степан Ильич Уховертов
Частный пристав. Фамилия образована путем сложения двух основ «ухо вертеть».
СвистуновПуговицынДержиморда
Полицейские. Сами фамилии говорят о действиях этих стражах порядка.
- Обратимся теперь к Хлестакову, которого Манн сравнивает с солнцем: (Явление V стр.47, 2ое действие) Как этот монолог х-ет Хлестакова?
- Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме городничего. (Стр.162 учебника) Слайд
- С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)
Словарная работа. слайд
- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.
(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)
- Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово “взятка”, а заменил его на просторечие “подсунуть”, так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? (сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе.) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением»
- Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?
(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся)
- Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?
(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)
Явление 3.стр. 163 учебник (чтение и анализ)
- Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”, «Ну, все кончено – пропал!пропал!»)
- Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх)
- Как он даёт взятку?
Кто еще дает взятки? (все)
- Как они делают? (входят и обращаются к Хлестакову торжественно, волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету)
- Это придает комедии пафос
Словарная работа. Слайд.
- Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.
ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм)
- Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.
- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет)
- Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них – Добчинский - имеет дело к Хлестакову)
- Давайте вновь обратимся ко 2 эпиграфу.
- Теперь вам понятнее стало как планеты – чиновники вращаются вокруг Хлестакова. Что можете сказать о чиновниках?
Запишем вывод в тетрадь (слайд) : «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».
Явление 12-14.Стр. 168-171 учебник
- Есть ли в комедии любовный сюжет? (Нет). Почему вы так думаете? (потому что главные слабости Хлестакова - деньги, женщины и вранье. Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность).
- Любовь – это высокое чувство, а здесь этого нет. ОН влюбился к кого-то? (нет. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно._
В комедии нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги.
Слайд. Тетрадь: «В комедии нет любовного сюжета, а есть пародия на любовную интригу.)
- Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор? Стр. 177 учебник
- Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем)
Вывод по образу Хлестакова:
- Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)
3. Рисунки к “Ревизору” и их анализ: Слайд.
-Дайте коротко характеристику и анализ тому, что изображено.
(При наличии времени: какой эпизод вам понравился? Почему? (Значение немой сцены и чтение по ролям эпизодов по выбору детей)
4. Подведение итогов
Посмотрите на эпиграфы к уроку. Выражение «море страха» - это по-вашему..(боязнь наказания, потеря должности).
«как планеты вокруг солнца» (Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)
- А чем по-вашему будет для них «новый» ревизор? У вас есть уверенность, что приехал честный ревизор? И что будет потом? (Возможно то, что и было, и придется снова давать взятки. Или, он не возьмет их и тогда они лишатся своих мест). И то и другое для чиновников страшно.
- Комедия устарела?
- Вопросы, которые волновали Гоголя 200 лет назад, актуальны?
- Чем опасно взяточничество? (Взяточничество считается одним из самых опасных и в то же время одним из самых распространенных проявлений коррупции. Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции – опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления)
5. Оценки за работу на уроке:
(назвать всем оценки, отметить работу каждого)
6. Задание на дом: Слайд. 1. Определите, в чем заключается мастерство Н.В.Гоголя-комедиографа.
2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.
На следующем уроке мы с вами будем говорить о беспринципности, лживости, авантюризме, равнодушном отношении к службе чиновников. Будем выразительно читать комедию. И обсуждать, как влияют на положении дел в государстве подобные чиновники.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15