СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТАРКТИДЫ. КРУГОСВЕТНАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ЧФ В 1983Г. ПО МАРШРУТУ ЭКСПЕДИЦИИ Ф.Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕНА И М.П. ЛАЗАРЕВА. ИМЯ М.П. ЛАЗАРЕВА НА КАРТЕ МИРА
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТАРКТИДЫ. КРУГОСВЕТНАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ЧФ В 1983Г. ПО МАРШРУТУ ЭКСПЕДИЦИИ Ф.Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕНА И М.П. ЛАЗАРЕВА. ИМЯ М.П. ЛАЗАРЕВА НА КАРТЕ МИРА
Введение
Полтора столетия отделяют нас от исторического похода русских шлюпов. Советской экспедицией гидрографов черноморского флота повторен маршрут первооткрывателей ледяного континента. На двух океанографических исследовательских суднах «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» участниками антарктического кругосветного похода пройдено 36 тысяч миль.
Именно в Антарктике в XIX веке русские первооткрыватели принесли славу не только российской, но и мировой науке. Это был «Золотой век» великих географических открытий и исследований. Экспедиции Русского географического общества сыграли большую роль в освоении полярных широт, рассвет которых пришелся на тридцатые годы прошлого века. Были организованы крупнейшие в мире ледокольные экспедиции и созданы первые, в мире дрейфующие на льдинах полярные станции. Создана сеть антарктических научно-исследовательских станций.
По сей день, Россия является ведущей державой, осуществляющая научные исследования Южного полюса, обеспечивающая таким образом постоянное свое присутствие в этой части Света, и тем самым формируя геополитическое равновесие в мире [1, c. 76 – 93].
Тема участия севастопольцев в полярных исследованиях слабо изучена и не распространена в современной молодежной среде. В восстановленных старинных путевых или корабельных журналах участие наших земляков кратко упомянуто в сухих фактах и цифрах, архивные сведения слабо изучены или со временем утрачены, поэтому изучения данной темы является актуальным.
Цель работы - проанализировать и изучить важность для России географических исследований Антарктиды и их вклад в мировую и отечественную науку.
Задачи исследования:
проанализировать значимость экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева 1819 - 1821 гг.;
рассмотреть итоги научных исследований Антарктической гидрографической экспедиции ЧФ в 1982-1983 гг. по маршруту экспедиции М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена;
изучить современные исследования Антарктиды;
оценить вклад М.П. Лазарева в мировую географическую науку и его имя на карте мира.
ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ
1.1. В поисках шестого материка
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели... Такова Антарктида материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны». Так написал в 1947 г. американский исследователь Антарктиды Ричард Бэрд [2, с.77]. В то время ученые только приступили к систематическому изучению шестого материка – самой загадочной и суровой области земного шара.
Много лет исследователи разных стран приносили в жертву Антарктиде свои силы и даже жизни. На одном из антарктических островов, откуда начал свой трагический путь к Южному полюсу Роберт Скотт, в память о нем и его погибших друзьях был поставлен памятник – простой деревянный крест. На почерневшем от времени дереве до сих пор отчетливо видны слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Вся история изучения и освоения высоких широт прошла именно под этим девизом. Слухи о наличии таинственного шестого континента на протяжении столетий будоражили умы мореплавателей. Доказательством существования Антарктиды служила знаменитая карта Пири Рейса [2, с.76].
У участников экспедиции, осуществленной Португалией в 1501-1502 годах, возникли первые догадки. Америго Веспуччи принял участие в этом плавании. Этот флорентийский путешественник, благодаря весьма причудливому стечению различных обстоятельств, дал свое имя названию двух огромных материков. Однако вышеупомянутой экспедиции не удалось продвинуться дальше о. Южная Георгия, который находится довольно далеко от Антарктиды. Веспуччи свидетельствовал о том, что холод был настолько силен, что путешественники не могли его переносить [3].
Первое судно, пересёкшее Южный полярный круг, принадлежало голландцам; им командовал Дирк Герритц, плававший в эскадре Якова Магю. В 1599 году в Магеллановом проливе судно Герритца после шторма потеряло из виду эскадру и пошло на юг. Когда оно спустилось до 64° ю. ш., там была обнаружена высокая земля.
В 1675 году Ла Роше
· открыл Южную Георгию; в 1739 году был открыт остров Буве; в 1772 году в Индийском океане Ив-Жозеф Керглен, французский морской офицер, открыл остров, названный его именем.
Почти одновременно с плаванием Керглена из Англии отправился в первое своё путешествие в Южное полушарие Джеймс Кук, и уже в январе 1773 года его суда «Adventure» и «Resolution» пересекли Южный полярный круг на меридиане 37°33 в. д. После тяжёлой борьбы со льдами он достиг 67°15 ю. ш., где был вынужден повернуть к северу. В декабре 1773 Кук снова отправился в южный океан, 8 декабря пересёк его и на параллели 67°5 ю. ш. был затёрт льдами. Высвободившись, Кук пошёл далее на юг и в конце января 1774 года достиг 71°15 ю. ш., к ЮЗ от Огненной Земли. Здесь непроницаемая стена льдов помешала ему идти далее [4].
Рисунок 1.1 Составленная Джеймсом Куком карта Южного полушария (1776) с пометками о непроходимых полях и горах льда на месте Антарктиды [4]
В ходе своего второго кругосветного плавания Джеймс Кук, исследуя воды Южного полярного круга, достиг самой южной точки – 71° 10' ю.ш. Путь дальше перекрывали сплошные паковые льды. Кук сделал вывод, что Антарктиды как материка либо вообще не существует, либо достичь её невозможно, что послужило причиной отказа от дальнейших попыток мореплавателей открыть шестой континент. Подводя итоги своей экспедиции, Кук писал: «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания» [5, с.23].
Кук одним из первых достиг южнополярных морей и, встретив в нескольких местах сплошной лёд, объявил, что далее его проникнуть нельзя. Ему поверили и в течение 45 лет полярных экспедиций не предпринимали.
Однако честь открыть шестой континент выпала русским мореплавателям. Два имени навсегда вписаны в историю географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.
1.2. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева 1819 - 1821 гг.
31 марта 1819 года Крузенштерн направил письмо морскому министру де Траверсе о необходимости исследования полярных вод. В письме Крузенштерн предложил подготовить две экспедиции – к Северному и к Южному полюсу. В каждую экспедицию планировалось включить по два судна. Особое внимание он уделяет экспедиции к Южному полюсу, о которой он пишет: «Сия экспедиция, кроме главной её цели – изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить все неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла, признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море».
Крузенштерн предложил назначить начальником отправляемой в Антарктику экспедиции капитана второго ранга Головнина, который, однако, на тот момент совершал собственное кругосветное путешествие. Вместо него была предложена кандидатура капитана второго ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, который на тот момент командовал одним из фрегатов на Чёрном море. Однако министерство назначило начальником первой экспедиции капитана-командора Ратманова. Незадолго до назначения при возвращении из Испании Ратманов терпит кораблекрушение у мыса Скагена и остается в Копенгагене на лечение. Таким образом, начальником антарктической экспедиции становится Беллинсгаузен.
Для экспедиции снаряжалось два корабля – шлюп Мирный и шлюп Восток. «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым для предстоящей экспедиции, показал свои блестящие качества.
Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Корпус «Востока» оказался слабым для плавания в полярных льдах, и его приходилось неоднократно укреплять и ремонтировать в ходе экспедиции. К концу экспедиции состояние шлюпа оказалось настолько плачевным, что побудило Беллинсгаузена прекратить экспедицию на месяц раньше и принять решение о возвращении.
Рисунок 1.2 Шлюпы «Восток» и «Мирный», на которых русские мореплаватели впервые в истории подошли к бере гам открытого ими ледяного континента – Антарктиды [1, с.82]
Выйдя 4 июля (по старому стилю) 1819 из Кронштадта, экспедиция прибыла 2 ноября в Рио-де-Жанейро. Оттуда Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг, обогнув юго-западный берег острова Южная Георгия, открытого Куком. От острова Южная Георгия экспедиция пошла на восток к так называемой Земле Сандвича. Обошли её с восточной стороны и установили, что это архипелаг, поэтому решили переименовать «землю» в Южные Сандвичевы острова. В группе этих островов были открыты остров Лескова, названный в честь участника экспедиции лейтенанта Лескова, остров Завадовского, названный в честь капитан-лейтенанта Завадовского и остров Торсона (высотой около 900 м). Группа из трёх вновь открытых островов была названа в честь тогдашнего морского министра островами Маркиза де Траверсе. Затем суда повернули на восток.
16 (27) января 1820 г. экспедиция открыла Антарктиду, приблизившись к ней в точке 69° 21' 28" ю. ш. и 2° 14' 50" з. д. (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена у Берега Принцессы Марты). 21 января (2 февраля) участники вторично видели берег, а 5 и 6 (17 и 18) февраля экспедиция подошла почти вплотную к береговым обрывам ледового материка. Затем, на время антарктической зимы, когда ледовая обстановка осложнилась, суда отправились в плавание по Тихому океану, где было открыто несколько новых островов.
С наступлением антарктического лета экспедиция вернулась в полярные широты. В январе 1821 г. обходя антарктический материк со стороны западного полушария, сделали еще ряд географических открытий. Был открыт остров Петра I, названный в честь основателя российского военного флота, но подойти к нему близко мешали льды, поэтому высадка на остров не состоялась. Экспедиция увидела протяженный гористый берег, частично не покрытый льдом. Он получил название Земля Александра I. Затем достигли Южных Шетландских островов (открытых незадолго до этого капитаном английского судна Уильямом Смитом) и нанесли их на карту. Продвигаясь к северо-востоку, открыли три островка, названные острова Три Брата (ныне Эспланд и О’Бриен), остров Рожнова (Гиббс), остров Михайлова (Корнуэлс), остров Мордвинова (Элефант), остров Шишкова (Кларенс).
От Южных Шетландских островов взяли курс на Рио-де-Жанейро, а оттуда – через Атлантический океан в Европу. «Восток» и «Мирный» вернулись в Кронштадт 24 июля 1821 года, пробыв в плавании 751 день. Для торжественной встречи экспедиции в Кронштадт прибыл император Александр I. Участники плавания были отмечены орденами, повышениями в званиях и иными поощрениями.
Результаты экспедиции
Открыт шестой материк Антарктида и 29 островов. Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева совершила одно из самых значительных географических открытий. За время плавания судна обошли вокруг всего антарктического материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, которые хранятся в Казанском университете. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.
Описание путешествия (два тома с атласом карт и видов) было опубликовано под заглавием «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный» под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа «Восток». Шлюпом «Мирный» начальствовал лейтенант Лазарев» [6, с.175].
ГЛАВА 2. ПО СЛЕДАМ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ – ВО СЛАВУ СЕВАСТОПОЛЯ
2.1. Антарктическая гидрографическая экспедиция ЧФ в 1982-1983 гг. по маршруту экспедиции М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена
В 1982 году командованием ВМФ СССР было поручено гидрографической службе Черноморского флота подготовить и осуществить кругосветную Антарктическую экспедицию на океанографических исследовательских судах (ОИС) «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» по маршруту первой русской Антарктической экспедиции. Если в 1819 году поход к Южному полюсу организовал и проводил Балтийский флот, а корабли выходили из Кронштадта, то в декабре 1982 года это почетное и ответственное плавание готовил Черноморский флот, а корабли провожали и встречали в городе-герое Севастополе в канун его двухсотлетия. Поход посвящался этому юбилею.
Рисунок 2.1 ОИС «Адмирал Владимирский» [1, с.86]
Рисунок 2.2 ОИС «Фаддей Беллинсгаузен» [1, с.86]
Главной задачей экспедиции было проведение комплексных океанографических, геофизических и других исследований в малоизученных районах Антарктики в интересах обеспечения безопасности мореплавания [7, с.6].
Экспедиция планировалась не просто, как мемориальный поход по следам первооткрывателей Антарктиды, а в первую очередь с научными целями, охватывающими комплекс океанографических, гравиметрических и магнитных исследований, в т.ч. с изучением рельефа дна, грунтов и течений, свойств морской воды, определением местонахождения Южного магнитного полюса и др. Кроме сугубо научных, целью похода было подтверждение приоритета мореплавателей нашего Отечества в открытии Антарктиды. Экспедицию возглавил вице-адмирал Владимир Ильич Акимов - первый заместитель начальника ГУНИО СССР. Заместителем по науке был контр-адмирал Лев Иванович Митин - начальник гидрографии ЧФ. Заместителем по политическим вопросам - капитан 2-го ранга Николай Ефимович Антонюк.
В состав экспедиции входили 280 человек, в т.ч. 95 военнослужащих, 185 гражданских моряков-гидрографов и ученых ряда научно-исследовательских институтов СССР. За походом внимательно следила не только вся страна, но и международная общественность, зарубежные СМИ. Публикации в газетах, репортажи по радио и сообщения по телевидению сопровождали экспедицию на всем пути следования. На кораблях находилась пресс-группа, в которую входили известный писатель и наш земляк Геннадий Черкашин в качестве корреспондента газет «Правда» и «Комсомольская правда», редактор журнала «Морской сборник» Борис Радионов представлял, кроме того, газету «Красная Звезда», Валерий Мясников - корреспондент газеты «Флаг Родины», Борис Золотайкин - нештатный корреспондент «Славы Севастополя», а также художник-маринист Центрального музея ВМФ Владимир Яркий и кинооператор Виктор Родинка.
2 декабря 1982 года отряд вышел из Севастополя, суда благополучно прошли Босфор, Дарданеллы, Средиземное море и 11 декабря западнее Гибралтарского пролива вышли на маршрут шлюпов «Мирный» и «Восток», взяв курс к островам Зеленого Мыса. Началось многомесячное плавание.
Рисунок 2.3 Карта-схема советской антарктической кругосветной экспедиции гидрографов Черноморского флота [1, с.86]
Интересным событием для экипажей и экспедиции стало пересечение 20 декабря нулевой параллели с нулевым меридианом, когда моряки находились сразу в четырех полушариях Земли. Называется это место «Золотой точкой планеты». Не каждому моряку удается здесь побывать, и потому это является предметом особой гордости, позволяет носить почетный "нештатный" титул «морского волка».
24 декабря суда зашли в порт Луанда (Ангола) для пополнения запасов и отдыха личного состава. А встретив новый 1983 год (в Атлантическом океане, в 340 милях от Намибии и ЮАР) пути двух кораблей временно разошлись. «Фаддей Беллинсгаузен» остался выполнять гидрологические исследования в сороковых «ревущих» и пятидесятых «неистовых» широтах в условиях девятибалльного шторма. «Адмирал Владимирский» направился в точку открытия Антарктиды нашими соотечественниками. По пути гидрографами С. Дорогокупцом и Ю. Тюриным был обнаружен ряд подводных гор. Наиболее высокой из них, более чем двухкилометровой, дали название Севастопольской.
10 января 1983 года «Адмирал Владимирский» подошел к кромке дрейфующего льда и после вертолетной разведки вышел к большому ледяному барьеру шельфового ледника Беллинсгаузена, то есть фактически к Антарктиде. Участники нашей экспедиции не архивными поисками, а своими исследовательскими материалами, показаниями приборов доказали, что 28 (16) января 1820 года Беллинсгаузен и Лазарев, безусловно, открыли ледовый материк. Выход к Антарктиде в точке ее открытия нашими соотечественниками был встречен мощным «Ура!» всех участников экспедиции. Сверкала ярко-синяя вода. Искрясь, сверкал даже сам воздух
Проведя здесь комплексные океанографические наблюдения и преодолев плотное ледяное поле, «Адмирал Владимирский» начал двигаться на восток вокруг Антарктиды. Пройдя 65-мильную полосу дрейфующего льда, он отдал якорь на рейде станции «Мирный». Из всех пройденных миль это были самые тяжелые. «Адмирал Владимирский», пробиваясь сквозь крупнобитый лед, колол и давил глыбы полутораметровой толщины, огибая огромные айсберги. При этом большое мастерство, мужественную решительность и даже смелость проявил командир корабля капитан 2-го ранга Роман Панченко.
Рисунок 2.4 Неизвестные острова [1, с.83]
С первых дней плавания в высоких южных широтах у нас установились хорошие деловые, ставшие дружескими связи с руководителями и учеными 27 и 28-й ОАЭ (Советских антарктических экспедиций). В ходе посещения антарктических полярных станций «Мирный», «Молодежная», «Ленинградская», «Беллинсгаузен» и на острове Петра I нами были установлены мемориальные памятные знаки первооткрывателям Антарктиды и в честь 200-летия Севастополя.
С 29 января по 3 февраля участники экспедиции на «Фаддее Беллинсгаузене» проводили комплексные работы по определению Южного магнитного полюса. В результате уникальных магнитных исследований с использованием космических навигационных систем впервые в истории науки с моря с большой точностью были определены его местонахождение, скорость и направление дрейфа (дрейфовал в северо-западном направлении со скоростью 12 км в год). В проводимых исследованиях проявили высокий профессионализм гидрографы Л. Рудь, Г. Михальчук, А. Парахин, А. Саркисов.
17 февраля отряд прибыл в порт Веллингтон, столицу Новой Зеландии, с целью пополнения запасов и отдыха, а 22 февраля снялись с якорей, отдали швартовы и взяли курс к уже ставшей милой сердцу Антарктиде. Начался второй этап исследований.
9 марта участниками был посещен остров Смоленский для проведения интересного эксперимента. 16 лет до этого, в 1967 году, нашими моряками-гидрографами здесь были заложены на сохранение продукты. Стояла задача: их изъять для последующей доставки и проведения анализа в Севастополе и заложить партию свежих. Нашли место, где закладывалось продовольствие. Увы, консервы превратились в труху, а хлеб - в лепешки.
После проведения комплексных исследований в районе Южных Шетлендских островов «Адмирал Владимирский» отправился с официальным визитом в столицу Аргентины Буэнос-Айрес, а «Фаддей Беллинсгаузен» совершил деловой заход в Рио-де-Жанейро - крупнейший город Бразилии. Визит в южноамериканскую страну, по тем временам даже не редкий, скорее, исключительный, в буквальном смысле произвел политический фурор. Наши военные корабли ранее сюда не заходили, тем более это произошло после Фолклендского (Мальвинского) кризиса, в котором СССР занял сторону Аргентины. Судно посетили около 20 тысяч иностранных граждан, в том числе из США, Чили, Франции, Уругвая, Боливии, Перу, Колумбии. На борту побывали послы в то время братских стран – Болгарии, Польши, ГДР, ЧССР, Венгрии, военные атташе 13 стран, в том числе Китая, Франции, Италии, Мексики, ФРГ и др.
Тем временем ОИС «Фаддей Беллинсгаузен» зашел в порт Рио-де-Жанейро. Там также очень тепло встречали участников экспедиции. Многие тысячи бразильцев и представителей других государств посетили советское судно.
29 марта корабли взяли курс на Конакри – столицу Гвинеи и 9 апреля достигли цели. Пополнив запасы, 11 апреля снялись с якорей, взяли курс к родным берегам, к Севастополю. 27 апреля 1983 года корабли черноморских гидрографов пришвартовались к Минной стенке Севастополя. Экспедиция открыла новые страницы в загадочной летописи ледяного континента [8, с.31].
2.2. Итоги научных исследований экспедиции
В ходе плавания участники экспедиции полностью выполнили научную программу исследований, и в этом прежде всего была заслуга научного руководителя экспедиции контр-адмирала Л. Митина.
За 148 суток похода в трех океанах и 19 морях было:
пройдено 35 369 миль, из них 13 518 - во льдах и среди айсбергов, четыре раза пересечен Южный полярный круг;
выполнено более 100 тыс. км промеров, гидрофизических съемок;
нанесено на карты 178 ранее неизвестных подводных гор, уточнено положение 13 островов;
проведены многочисленные радиозондовые, актинометрические, грунтовые и метеонаблюдения;
впервые в истории ВМФ были выполнены непрерывные измерения электрического поля в разных широтах от Черного моря до Антарктиды, что позволило определить общий фон электрического поля океана;
проведены радиофизические исследования, которые также дали уникальные результаты наблюдений, не имевшие аналогов в практике отечественной науки. Они могли бы широко использоваться при разработке перспективных радиотехнических средств обнаружения.
взяты пробы грунта в районе Антарктиды, которые дали образцы железомарганцевых конкреций, а океанский ил показал высокое содержание кормового белка.
была разработана единая схема циркуляции водных масс и их взаимодействия с атмосферой;
изучено влияние мощного Антарктического циркумполярного течения на циркуляцию вод Мирового океана, а также на термический режим и атмосферные процессы планеты.
Примечательно: не будучи ледоколом, "Адмирал Владимирский" четырежды проходил тяжелые ледовые перемычки, являвшиеся предельными для судов такого класса.
Участники экспедиции, кроме высоких профессиональных качеств, продемонстрировали способность переносить большие физические и психологические перегрузки. Штормовое море, быстрая смена климатических условий, часовых поясов, дефицит свободного времени, безусловно, создавали дополнительные нагрузки для человеческого организма, и нужно сказать, что большинство членов экспедиции с трудностями справились на "отлично", решив нелегкие задачи. В результате 24 участника похода были награждены орденами и медалями [8, с.38].
Нет уже многих участников экспедиции. Нет в составе флота и судов - участников похода. Но осталась память. Остались и результаты уникальных исследований, которые по-прежнему востребованы.
2.3. Из первых уст: «Загадочный ледяной материк»
На одном участнике экспедиции хочется остановиться отдельно - Кравин Вадим Иосифович. Он большую часть своей жизни жил и работал в Севастополе. А точнее сказать не работал, а служил Отечеству. Вадим Иосифович родился 11 сентября 1928 г. город Термез Сурхандарьинской области Республика Узбекистан. В 1948 году закончил среднюю общеобразовательную школу и в этом же году поступил в Высшее Военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде. После окончания училища с 1952 и по 31 октября 1977году служил в городе Севастополе в ВМФ. С 1952 также являлся преподавателем ВВМУ им. П.С. Нахимова. Закончил службу в звании капитана II ранга, старшим преподавателем кафедры кораблестроения. За годы службы Вадим Иосифович подготовил и обучил большое количество офицеров ВМФ, которые служили на всех флотах нашей Родины.
Рисунок 2.5 Кравин В.И. [9]
После окончания службы в ВМФ в 1977 г. был зачислен на гражданскую службу в войсковую часть 90742 инженером отряда.
В 19821983 годах Вадим Иосифович стал участником кругосветной антарктической экспедиции гидрографии ЧФ. В должности инженера. Во время этой экспедиции вся команда – стала цельным дружным коллективом. Именно тогда Вадим Иосифович судьба свела с Г. Черкашиным и Л. М. Рудь. И эту дружбу ни пронесли через всю свою жизнь.
Вадим Иосифович был участником еще нескольких морских научно-исследовательских экспедиций. Умер Кравин Вадим Иосифович в море 30 января 1989 году.
В 1953 г. у него родилась дочь, в 1958 г. – сын. По прошествию лет дочь окончила исторический факультет, и по счастливому стечению обстоятельств в настоящее время работает в нашей школе учителем севастополеведения. А экспедиция в которой принимал участие ее отец тесно переплетается с ее предметом. На своих уроках Елена Вадимовна всегда отводит время для рассказа о ней, ведь как говорил её отец: «Это загадочный ледяной материк» и в будущем, возможно именно нам, нам предстоят исследования столь далекого и загадочного шестого материка [9].
ГЛАВА 3. САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ КОНТИНЕНТ МИРА
3.1. Современные исследования Антарктиды
Антарктида – загадочный, малонаселенный и самый холодный континент на нашей планете. Хоть исследования южного континента начались ещё в середине 19 столетия, современные учёные не обходят стороной этот заповедник размером в целый материк.
В настоящее время:
территория южного континента является заповедной;
запрещено любое производство, разрешена только исследовательская деятельность;
Антарктида имеет безъядерный статус – даже ледокол-атомоход не может подойти близко к берегу.
Самые волнующие научные открытия были сделаны в 19 и 20 веке, но исследование континента продолжается и в наши дни, основные направления:
Гляциология – исследование состояния льда. Ледниковый панцирь формировался на протяжении нескольких тысяч лет. Благодаря послойному анализу можно выяснить климатические условия того или иного периода в истории Земли, состояние атмосферы, животного и растительного мира. Именно гляциологи – учёные изучающие лёд– смогли раскрыть, как менялся климат Земли со времён ледникового периода.
Изучение рельефа континента – по данным учёных ледяной щит в Южном полушарии сформировался намного раньше, чем ледяные поля в Северном.
Изучение пространств не занятых ледником – оазисов. На этих открытых участках располагаются научные станции. Температура оазиса выше, чем окружающих его льдов. Поэтому здесь уютно чувствуют себя мхи, лишайники, некоторые виды насекомых – например, бескрылые мухи, тюлени, чайки-поморники, ракообразные.
Геологические исследования. Антарктида это своеобразный «запас» человечества. Когда на прочих континентах истощатся полезные ископаемые, то можно будет разрабатывать новые месторождения на холодном континенте. Исследователи считают, что здесь сосредоточенные огромные запасы золота, урана и трансурановых элементов.
Наблюдение за состоянием озонового слоя. В прошлом столетии учёные обнаружили огромный участок атмосферы, где начал разрушаться защитный озоновый слой. В течение десятилетий за состоянием этой дыры проводятся наблюдение, замеры, изучается влияние деятельности человека на экосистему планеты. В настоящее время ширина озоновой дыры начала сокращаться.
Животный мир Антарктики это уникальное сообщество и биологи до сих пор обнаруживают новые виды микроорганизмов, животных и птиц.
Последнее открытие учёных система рек, которые протекают под толщей льда. Это необычное явление, потому что вода в жидком состоянии находится на глубине 700 м и остается текучей при температуре -20 градусов Цельсия. Исследователи считают, что в подлёдных реках могут обитать организмы, которые могут выдерживать повышенное давление и отсутствие кислорода. Даже известные уже подлёдные озера Антарктиды ставят учёных в тупик. Некоторые из них содержат пресную воду, другие минерализованную. Поиск истоков и источников питания этих водоёмов ещё одна проблема, волнующая современных учёных.
Влияние экстремальных природных условий на жизнь и здоровье человека. Учёные не приезжают на работу каждый день. Они живут на антарктических станциях по полгода. Врачи ежедневно замеряют их биологические параметры и выводят определенные закономерности [10].
Антарктида это материк-загадка. И современным, и будущим поколениям человечества ещё предстоит масса исследовательской работы.
3.2. Имя М.П. Лазарева на карте мира
В январе-феврале 1820 года, 196 лет назад, русские мореплаватели первыми в мире подошли к берегам Антарктиды. Это великое географическое открытие связано с именем замечательного русского флотоводца М.П. Лазарева. Он прославлен не только открытием Ледового континента, но и преобразованием русского Черноморского флота.
В 1813 году Михаил Лазарев отправился в свой первый долгий поход к берегам Северной Америки на корабле «Суворов». Во время плавания были открыты неизвестные острова, названные именем Суворова – первые российские открытия в южном полушарии. Проведены научные исследования.
В 1819 году к южному полюсу отправились два шлюпа: «Восток» под командой Ф.Ф. Беллинсгаузена и «Мирный», под командованием Михаила Лазарева. За время плавания было открыто 29 островов, на карту Антарктики нанесены 28 объектов с русскими названиями. Стало ясно, что вокруг Южного полюса существует обширная земля, порождающая массу айсбергов.
В ходе третьего кругосветного плавания М. П. Лазарев проводил океанографические, астрономические, метеорологические и другие исследования, которые легли в основу научного труда «Метеорологические наблюдения, проводившиеся во время кругосветного плавания фрегата «Крейсер» под командованием капитана II ранга Лазарева в 1822, 1823, 1824, 1825 годах».
Имя великого русского ученого, флотоводца М.П. Лазарева достойно носит не один географический объект:
мыс и посёлок Лазарева (Хабаровский край);
мыс Лазарева (Алеутские острова);
остров Лазарева (Аральское море);
бухта и порт Лазарева (побережье Японского моря);
Атолл Лазарева (Матаива (фр. Mataiva, атолл Лазарева) атолл в архипелаге Туамоту (Французская Полинезия) в группе островов Паллизер);
Имя М.П. Лазарева на карте Антарктиды:
станция Новолазаревская;
шельфовый ледник Лазарева;
бухта Лазарева;
горы Лазарева;
желоб Лазарева [11, с.12].
Михаил Петрович Лазарев был человеком, который всю свою жизнь посвятил служению своей Родине, своему Отечеству! Его не останавливали никакие препятствия и жизненные трудности, и мы нынешнее поколение должны гордиться и брать пример с этого выдающегося человека!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам научно-исследовательской работы, сделаны следующие выводы:
1.Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева совершила одно из самых значительных географических открытий. За время плавания судна обошли вокруг всего антарктического материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции.
2. В 1982 -1823 гг. гидрографическая служба Черноморского флота подготовила и осуществила кругосветную Антарктическую экспедицию на океанографических исследовательских судах (ОИС) «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» по маршруту первой русской Антарктической экспедиции. Главной задачей экспедиции было проведение комплексных океанографических, геофизических и других исследований в малоизученных районах Антарктики в интересах обеспечения безопасности мореплавания и все задачи экспедиции были выполнены в полном объеме. Участники экспедиции, кроме высоких профессиональных качеств, продемонстрировали способность переносить большие физические и психологические перегрузки, и в результате 24 участника похода были награждены орденами и медалями.
3. Антарктида – загадочный, малонаселенный и самый холодный континент на нашей планете и исследования южного континента активно продолжаются в наше время. Основные направления исследований – гляциология, изучение рельефа континента, изучение пространств не занятых ледником – оазисов, геологические исследования, наблюдение за состоянием озонового слоя, животный мир Антарктики, система рек, которые протекают под толщей льда, влияние экстремальных природных условий на жизнь и здоровье человека.
4. Имя великого русского ученого, флотоводца М.П. Лазарева достойно носит не один географический объект. Михаил Петрович Лазарев был человеком, который всю свою жизнь посвятил служению своей Родине, своему Отечеству! Его не останавливали никакие препятствия и жизненные трудности, и мы нынешнее поколение должны гордиться и брать пример с этого выдающегося человека!
Список литературы
1. Митин, Л.И. Маршрутами легендарных шлюпов // Наука в СССР. – 1986. - № 6. – С. 86 - 116.
2. Грушинский, Н.П. Антарктида / Н.П. Грушинский, А.Г. Дралкин. – М: Недра, 1988. – 36 с.
3. Путешественники и мореплаватели [Электронный ресурс]: энциклопедия. – Москва, 2004. – 1 CD-ROM.
4.Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. –http://wikipedia.org. – (дата обращения: 25.03.2016).
5. Джеймс Кук. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. – М: Государственное издательство географической литературы, 1948. – 33 с.
6. Шокальский, Ю.М. Столетие со времени отправления русской антарктической экспедиции под командою Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева 4 июля 1819 г. из Кронштадта // Изв. РГО. – 1928. –Т. 60. Вып. 2. – С. 175-212.
7. Митин, Л.И. Маршрутами первооткрывателей Антарктиды / Л.И. Митин, Ю.А. Белов, Б.М. Золоталкин. – Севастополь, 2013. – 161 с.
8. Антонюк, Н.Е. Курсами шлюпов «Восток» и «Мирный» // Военно-промышленный курьер. – 2007. - № 48 (214). – С. 31-36.
9.Свистельникова Е.В., Автобиография Кравин В.И., личный фонд – Севастополь, 2016.
10. Исследования Антарктиды современные вопросы [Электронный ресурс]. –http://www.doklad-na-temu.ru/geografiya/issledovaniya-antarktidy.htm. – (дата обращения: 26.03.2016).
11. Бутаков Я. Михаил Лазарев. Скромность первооткрывателя// Столетие. – 2010 С. 12 - 14.
13PAGE \* MERGEFORMAT14315
Рисунок 1Рисунок 6F:\Антарктида\Антарктида\журнал\наука в ссср\11.jpegРисунок 3F:\Антарктида\Антарктида\журнал\наука в ссср\11.jpegРисунок 4F:\Антарктида\Антарктида\журнал\наука в ссср\8.jpeg15