ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТРУДУ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ « ВОЛШЕБНЫЙ ЛОСКУТОК».


Программа по художественному труду для дошкольников
« Волшебный лоскуток».
Направление: художественный труд
Срок реализации : 1 год
Возраст: дети дошкольного возраста 6-7 лет
Составитель: старший воспитатель
ГБОУ СОШ № 38 ДО № 818 г. Москвы
Головнева Галина Владимировна
Москва
2015
Введение
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В последнее время в дошкольных учреждениях очень редко планируют работу с тканью. Но с каким удовольствием девочки открывают свои волшебные шкатулки, с какой гордостью они вышивают и изготавливают красивые плоскостные, полу объемные и объёмные поделки с использованием основных приёмов шитья и вышивания. Такую работу смело можно отнести к детскому экспериментированию, так как главным достоинством этого метода является то, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. А ведь известно, что в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения , классификации, обобщения.
Пояснительная записка
Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребёнка, при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. Мы обратимся непосредственно к работе с тканью и различными тканевыми материалами: шелку, фетру, флису, шерсти, лентам и т.д.
Правильно организованный ручной труд даёт детям углубленные представления о качествах и возможностях материалов, стимулирует желание трудиться, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребёнка к последующему обучению в школе.
Труд – это важный элемент гармоничного развития дошкольников.
Для развития у дошкольников творческого мастерства организована кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный лоскуток », направленная на освоение детьми методов и приёмов работы с разными тканевыми материалами. Данная работа проводится в совместной деятельности с педагогом 1 час в неделю.
Содержание программы по художественному труду дошкольников
« Волшебный лоскуток» в практике детского сада составляют:
Работа с тканью и нитками – изготовление сувениров, декоративная аппликация из ткани.
Работа в технике « Изонить» - знакомство с нитяной графикой, изготовление небольших панно с простыми изображениями цветов и животных.
Роспись по шелку – знакомство с техникой « Батик»: изготовление шелковых панно.
Валяние из шерсти - изготовление сувениров, декоративных панно.
Мягкая игрушка – изготовление и пошив мягких игрушек из различного материала , в том числе из бросового.
Программа разделена на 9 блоков , работа над которыми продолжается в течение года с детьми подготовительной группы ( 6-7 лет) :
1 блок « Введение. Знакомство с тканью»
2 блок « Аппликация»
3 блок « Декорирование»
4 блок « Фетр»
5 блок « Изонить»
6 блок « Батик»
7 блок « Валяние из шерсти»
8 блок « Волшебная ткань»
9 блок « Мягкая игрушка»
Методические рекомендации
Цель: Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков в работе с разными тканевыми материалами; повышение мастерства; развитие творческого мастерства детей посредством художественного ручного труда из различных тканевых материалов.
Задачи:
Познакомить детей с разными способами и приёмами работы с тканью, нитками и пуговицами при изготовлении плоскостных, полу объёмных и объёмных поделок с использованием основных приёмов шитья и вышивания.
2. Развивать фантазию и воображение дошкольников;
3. Развивать творческие способности мелкую моторику пальцев (путём выработки умений разрезать ткань по выкройке, обклеивать тканью картонные детали, выполнять поделки с помощью иголки и ниток).
4.Развивать устойчивую мотивацию к продуктивным видам деятельности
5.Развивать навыки взаимодействия со сверстниками, целеустремленность, умение работать в группах.
6.Ознакомление детей с различными технологиями работы с тканью.7.Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по работе с различными тканевыми материалами.
8.Воспитывать у детей художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление (посредством развития способностей сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали).
9.Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.
10.Создание условий для формирования и развития у детей культуры художественного творчества.
11. Способствовать формированию положительных эмоций и стимулировать желание трудиться и овладевать особенностями мастерства.
12.Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда13.Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.
 Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Формы работы:
индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 (устное изложение, беседа, рассказ.)
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
объяснительно – иллюстративный –воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный –воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично – поисковый – участие дошкольников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем
исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
активизация и индивидуализация занятий;
игры и игровые ситуации;
творческие работы и т.д.
Для достижения поставленных целей программы предлагаются использование методов
по источнику знаний: наглядный, словесный, игровой, позволяющие понять решить поставленную перед дошкольником задачу.
Метод наблюдения и метод обследования позволяющие расширить и систематизировать знания об объекте деятельности.
Приемы работы кружковой деятельности:
- прием показа способов деятельности, совместной деятельности;
- объяснение, пояснение, совет, напоминание, поощрение.
- игровые приемы.
- создание творческой ситуации, ориентированной на поиск взаимосвязей между различными видами искусств;
- поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи средствами ручного труда и изобразительного искусства;
- создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия художественного образа.
Принципы работы кружковой деятельности:
1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа ,минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Ожидаемые результаты работы:1.Различать технологии ручного труда с различного вида тканью.2.Уметь выполнять работы с использованием различных тканевых материалов.3.Самостоятельно выполнять весь технологический процесс.4.Овладеть знаниями, умениями, навыками по работе с различными тканевыми материалами.5.Владеть способностью целостного эстетического восприятия выполняемых работ.6.Уметь проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.7.Уважительного относиться к труду других людей, понимать значимости своего труда.8.Уметь плодотворно общаться друг с другом и с педагогом.
9.Организовать выставки детского творчества, показать конкретные достижения кружковых занятий и отдельных учащихся, способствовать вовлечению в творческий процесс многих дошкольников.10. Лучшие работы ребят регулярно выставлять на выставках.
На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.Дата Блок Количество занятий Тема занятия Программное содержание
СЕНТЯБРЬ Введение 1 «Знакомство с тканью». познакомить детей с образцами тканей: ситец, бязь, драп, шёлк, фланель, искусственный мех, мешковина; учить определять на ощупь, видеть структуру тканей, воспитывать художественный, эстетический вкус.1 «Виртуальная экскурсия в ателье». познакомить детей с профессии швеи, с процессом изготовления одежды, расширить кругозор, воспитывать уважение к труду людей.
1 «Волшебная иголка». знакомство с нитками, с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок.
1 «Волшебная иголка». продолжить учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, выполнять шов «вперёд иголку» по картону.
ОКТЯБРЬ Аппликация 1 Аппликация «Дерево». Коллективная работа. закреплять умение вырезать ножницами из ткани овальные предметы, развивать творческую активность.
1 «Коврик из ткани в стиле пэчворк».
учить подбирать ткань, составлять композицию, скреплять ткань при помощи шва «Вперёд иголкой».
1 Осенняя композиция из ткани
« Богатства осени» с элементами декора. учить подбирать ткань и пуговицы для картины, составлять композицию, вышивать швом «Вперёд иголкой», пришивать пуговицы.
1 «Пуговичный город».
учить подбирать ткань и пуговицы для картины, составлять композицию, вышивать швом «Вперёд иголкой», пришивать пуговицы «параллельно» и крестом.
НОЯБРЬ Декорирование 1 «Цветы из атласных лент».
учить нарезать полоски из лент, обрабатывать их с помощью горячих ножниц, формировать цветок « ромашка», скреплять лепестки между собой.
1 « Рамочка для фотографий»
учить декорировать рамку лентами, тесьмой, пуговицами, составлять небольшую композицию, закреплять цветы и ленты.
1 Декорирование стеклянных вазочек с помощью ткани, лент, тесьмы, пуговиц.
Программное содержание: учить располагать материал на объемной плоскости, прикреплять его с помощью клеевого пистолета.
1 Изготовление топиария с помощью тканевых материалов.
знакомство с понятием « топиарий», учить подбирать материал для тематического топиария , располагать его на круглой поверхности, прикреплять различными способами.
ДЕКАБРЬ Фетр 1 « Шишки»
знакомство с фетром. Изготовление елочных шишек из фетра.
1 «Елочная гирлянда».
учить вырезать из фетра фигуры по шаблону, нанизывать их на ленту.
1 «Елка».
учить вырезать из фетра части елки по шаблону, украшать игрушками из фетра.
1 « Новогодний веночек».
учить формировать венок из веточек, украшать с помощью тесьмы, шнура.
ЯНВАРЬ Изонить1 «ИЗОнить». знакомство с нитяной графикой, с историей возникновения, со способами работы с нитью.
1 «Цветок». учить выполнять цветок по окружности, делать проколы иголкой, подбирать нить по цвету.
1 « Сердечко».
продолжить учить работать с ИЗОнитью, делать разметку для вышивки.
1 « Два ежика».
продолжить учить работать с ИЗОнитью, делать разметку для вышивки.
ФЕВРАЛЬ Батик 1 Знакомство с техникой « Холодный батик». Техника « Печать штампами».
учить украшать узорами из штампов платочки, повязки, создавать с их помощью различные узоры и несложные композиции.
1 Техника «Узелковый батик».
учить формировать пальцами «узелок», туго перевязывать ниткой, дорисовывать детали по желанию.
2 Коллективная работа: роспись по шелку
«Любимые животные».
учить переносить рисунок с шаблона на шелк с помощью резерва, расписывать ткань красками для батика.
МАРТ Валяние из шерсти. Фелтинг. 1 Знакомство с техникой валяния. Сухое и мокрое валяние. Рисование шерстью
« Букет для мамы».
учить составлять композицию на плоскости, придавать шерстяным лоскуткам форму лепестков, листьев, приклеивать их.
1 Сухое валяние « Бусы».
учить придавать шерсти форму шара, нанизывать « бусины» на нитку.
2 Мокрое валяние « Коврик с цветами».
учить составлять основу рисунка на плоскости, валять шерсть с помощью воды и мыла, создавая картинку.
АПРЕЛЬ Волшебная ткань 1 «Пасхальные кролики» из детских носочков.
учить наполнять носочек крупой, формировать голову и тельце, вырезать части тела из фетра и флиса.
1 «Пасхальные яйца» из флиса.
учить вырезать яйцо по лекалу, сшивать части швом « назад иголкой», набивать изделие синтепоном, украшать лентами.
1 «Пасхальные корзиночки» из ниток и ткани.
учить обматывать шаблон нитками, смоченными в клее, украшать поделку ленточками и цветами.
1 «Псхальные салфетки с мережкой».
учить выдергивать нити из ткани, связывать их с помощью нити в узор.
МАЙ Мягкая игрушка 1 Игрушка из помпонов « Цыпленок».
изготовление шаблона, учить обматывать шаблон шерстяной ниткой, соединять детали между собой.
1 «Кукла-закрутка».
учить делать куклу из кусочков ткани и ваты, формировать части тела с помощью ниток.
1 «Игрушка из перчатки».
развивать воображение детей, придумывать различных животных, учитывая имеющийся материал
1 Игольница « Яблочко».
упражнять детей в умении кроить детали, сшивать их швом "через край", набивать, украшать поделку.
Литература:
Пышьева Н.С., Дмитриев Ю.А. Творческая активность детей старшего дошкольного возраста и ее развитие в ручном труде: Учебное пособие. - М: УЦ Перспектива, 2010.-144с.
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-240с. - (Программа развития).
Кобякова Н.К. Поделки из ткани/ Н.К.Кобякова.-М.: Айрис – пресс, 2006.-160с.:-(Внимание дети!).
Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.
Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 2006.
Дронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке. Аппликации в игре. - М.: ГНЦ, 2004.
Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: Академия развития, 2006.
Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду».
Гусакова М.А. «Аппликация».
Анистратова А.А., Гришина Н. И. «Поделки из ткани, ниток и пуговиц».
http://www.deti-club.ru/tri_nitki
http://www.maam.ru/detskijsad/oznakomlenie-detei-s-tehnikoi-batik.htmlhttp://gamejulia.ru/igrushka-iz-pomponov-tsiplenok.htmlhttp://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/osenie-podelki-svoimi-rukami/
programma-po-suhomu-valyaniyu-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta