Консультация для родителей: “Сказка как средство знакомства детей старшего дошкольного возраста с русской национальной культурой ”


Консультация для родителей: “Сказка как средство знакомства детей старшего дошкольного возраста с русской национальной культурой”.
Проблема знакомства с русской национальной культурой подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственных основ ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психического воздействия на ребёнка, т.к. детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь. У старших дошкольников развиваются социальные мотивы и чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни, во многом зависит все последующее развитие ребёнка. Знакомство с русской национальной культурой у дошкольника означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребёнок родился, где ребёнок живёт и это становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране. Особое значение в формировании личности дошкольника имеет владение словом, постижение культуры народа через язык. Исследователи сказок (В.П. Аникин, П.Г. Богатыров, Н.В. Новиков, Э.В. Померанцева, А.Н. Афанасьев) считают, что мудрый опыт поколений (правила поведения, нравственности) сохранён наиболее полно в сказках. Однако исследований, посвященным знакомству детей старшего дошкольного возраста с русской национальной культурой на основе сказок практически нет. В связи с этим мы предприняли попытку определить педагогические условия, которые бы позволили использовать сказки для знакомства детей с русской национальной культурой. 1 Сначала нами был проведен анализ литературы, в результате которого было определено значение сказок для развития детей дошкольного возраста, жанровое своеобразие сказочных текстов, а также методика знакомства детей с устным народным творчеством. Изучение особенностей патриотической воспитанности дошкольников, проведенное на базе ГОУ д/с № 930 ВАО г. Москвы, показало, что у 20 детей подготовительной к школе группы, принявших участие в экспериментальном исследовании, имеются ограниченные представления о народном быте и видах труда, семейных ценностях, поверхностные знания о русских богатырях, защитниках русской земли. Также было выявлено, что все воспитанники высказывали желание и готовность с любовью, бережно относится к природе родного края и своим близким. Основываясь на этих данных, мы разработали и реализовали условия знакомства детей 7-го года жизни с русской национальной культурой посредством народной сказки. Эта работа проводилась по следующим направлениям: • работа над словарем, отражающим русскую национальную культуру; • формирование образа Родины через образы родной природы; • формирование основ национального самосознания, • воспитание чувства благодарности, любви и уважения к Русским богатырям защитникам Отечества; • воспитание уважения к труду людей через трудолюбие героев сказок. Работа с детьми осуществлялась в естественных условиях педагогического процесса на занятиях по знакомству детей с художественной литературой, ознакомлению с окружающим, представляя собой самостоятельное направление работы, а также при чтении детям сказок вне занятий. Были использованы общепринятые формы организации детей: фронтальные занятия, организуемые в 1-ой половине дня, подгрупповые и индивидуальные игры и упражнения с детьми, проводимые в 1-ой и во 2-ой 2 половине дня. При проведении занятий мы сохраняли все структурные компоненты занятия по знакомству с художественным произведением: вводная беседа, знакомство с произведением устного народного творчества (первичное чтение), беседа о прочитанном с целью уточнения содержания, повторное чтение с целью закрепления целостного восприятия. Читая сказки детям, мы учитывали, что обязательным условием знакомства с русской национальной культурой, является забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Для того, чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей, наблюдателей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Осознавая, что ребёнок дошкольного возраста воспринимает действительность эмоционально, мы стремились в процессе работы вызвать у него чувство восхищения, любования, удивления, эстетического наслаждения. Мы помнили о том, что новые знания, не затронувшие чувств детей, никогда не будут ими усвоены и не вызовут желание узнать что-то ещё. В связи с этим ознакомление детей со словарём, отражающий русскую национальную культуру проводился через образы героев русских народных сказок. Содержание работы распределялось по таким линиям развития ребенка, как познавательное, социальное, художественно-эстетическое развитие. Экспериментальная работа проходила через все виды деятельности детей. Так, в рамках учебной деятельности с детьми проводились занятия на темы: «Воспитываем сказкой», «Сказки и сказочные герои», «Эти мудрые русские сказки!» и др. Посредством игровой деятельности детей знакомили с русскими народными играми, формировали представления о национальных традициях, праздниках и др. В рамках досуговой деятельности были организованы праздники: «Русские богатыри», «Идём в сказку»; викторины: «Любимые и добрые герои сказок», проходили выставки детских 3 работ, экскурсии, и т. д. В связи с этим нами использовались такие методы работы, как практические, продуктивные, частично-поисковые, игровые. Реализация данных методов осуществлялась при помощи предметно - развивающей среды: оборудованной комнаты «Русская изба», выставки предметов прикладного искусства (городец, хохлома, гжель и др.), выставки детской игрушки (филимоновская, дымковская, богородская и др.), тематических книжных уголков; репродукций картин известных художников; оборудования для игр-драматизаций (костюмы, маски, декорации, музыкальные инструменты). Традиционная форма занятий была дополнена элементами театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность даёт ребёнку возможность самому «прожить» то, о чём он узнал на занятии. Живое действие оказывает на детей наибольшее эмоциональное влияние, оно более интересно. Для того, чтобы могла возникнуть игра-драматизация необходимо вызвать у детей интерес к ней путем повторного прочтения художественного произведения, рассматривания иллюстраций, бесед о прочитанном. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении художественного произведения необходимо обращать внимание детей на речевые средства, отражающие сущность национальной культуры. Для знакомства с русским народным бытом в детском саду оборудована комната, в которой воссоздана обстановка русской избы, размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: горшки, лапти, скалка и т. д. Небольшой, но уютный кабинет превратился в «Избу сказок». Основной задачей её оборудования является не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому, помимо настоящих вещей, в «избу» помещаются и некоторые предметы, имитирующие реальные. Ещё одним отступлением от традиционного 4 убранства русской избы было размещение на полках разнообразных произведений – предметов прикладного искусства (Городец, Хохлома и др.). Здесь же были собраны иллюстрации, книги, репродукции картин для знакомства с предметами быта, русскими народными костюмами. В «избе» проводились занятия по ознакомлению детей с предметами быта и чтение русских народных сказок. Дети могли не только прослушать сказку, но и рассмотреть, попробовать в действии, узнать, как пользоваться тем или иным предметом, обыграть его, воспроизводя сказочную ситуацию. При этом мы не только знакомили детей с названиями предметов и демонстрировали их функциональное использование, но и подчёркивали преемственность с современными аналогами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа). Кроме того, детей знакомили с зависимостью использования предметов от образа жизни людей: крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами, а также от места их проживания (в лесной местности, в основном, использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной – глиняная). Занятия носили познавательный характер, потому что детям самим нужно догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. Для подготовки к таким занятиям мы пользовались литературными, историческими, этнографическими текстами, словарями старинных русских слов, наиболее часто употребляемых в сказках. Слушая и разыгрывая народные сказки, дети приобретали новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Воспитанники получали представления о добре и зле, радовались удачам героя, ненавидя то плохое, с чем сказочный персонаж борется. Сказка вводила ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляла переживать вместе с героями такие чувства. Всё это побуждало активность ребёнка, заставлять делать выводы, которые недоступны для него в других 5 обстоятельствах. Рассказывая сказки, мы специально обращали внимание детей на их образность и метафоричность, просили подумать над тем, почему народ именно так, а не иначе характеризует природу, явления и человеческие взаимоотношения. Главным было вычленить отношение людей к окружающей действительности и осознать сущность их представлений о своём месте на земле, их ценностных ориентаций. Знакомя детей со сказкой в ходе сюжетно-ролевых игр и игр- драматизаций, мы старались развивать нравственно-эстетические чувства, так как в сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания, просьбы, свидетельствующие об уважительном отношении к старшим («Поклонимся в пояс», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила». «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль» и др.). Сказки подбирались с учётом возрастных особенностей, идейно- художественных ценностей, поэтому они оказывали огромное воспитательное воздействие на детей. В результате проведенной работы у детей значительно вырос общий уровень сформированности представлений о русской национальной культуре, готовность заботиться о своих близких, уважать старших, любить и защищать свою Родину.