Приемы развития мелкой моторики рук у воспитанников младшего школьного возраста


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Мастер – класс
ТЕМА: «Приемы развития мелкой моторики рук у воспитанников младшего школьного возраста»
Педагог дополнительного
образования
Резниченко Елена Викторовна
Воронеж
2017
Тема: «Приемы развития мелкой моторики рук у воспитанников младшего школьного возраста»
Педагог-мастер: Резниченко Елена Викторовна
Цель мастер-класса: 
Знакомство с методами и приёмами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.
Задачи:
Совершенствовать мелкую моторику рук через пальчиковые игры
Формировать навыки работы в технике простого оригами
Подтвердить целесообразность использования педагогами методов и приемов работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.
Этапы мастер-класса
Вводная часть. Активизация мыслительной деятельности (10 мин.)
Основная часть. Выполнение творческого задания участниками мастер-класса (25 мин.)
Заключительная часть. Рефлексия участников мастер-класса (5 мин.)
Оборудование: листы цветной бумаги, ручки, проектор, экран
Ход мастер-класса:
1 слайд
Вводная часть
                                «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
                                                                                    В. А. Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В.М. Бехтерев
2-3 слайд
        «Наши пальчики писали, наши пальчики устали…» Эти строчки достаточно хорошо знакомы людям старшего поколения, которые хором декламировали их, сжимая и разжимая уставшие ладошки.  
         Дошкольникам нашего времени так же, как и когда-то их дедушкам и бабушкам, родителям приходится заниматься нелегким делом – выводить разные крючки и палочки, а затем и буквы. Да что там говорить, для них даже процесс ручку держать правильно – целое искусство. Увы, постоянно занятые и спешащие куда-то, взрослые не обращают внимания на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не страшно, главное, что рисует картинки! Вот все три пальчика щепоткой, упираясь и мешая, друг дружке, схватили ручку у самого кончика стержня – не важно, ведь пишет в тетрадке! Поэтому ребенок и привыкает действовать именно так, а не иначе.
          А в первом классе выясняется, что пишет он очень медленно, рука быстро и сильно устает, да и буквы получаются какие-то неровные, кособокие и некрасивые. В результате – плохие отметки в школе, ужасный почерк и устойчивая нелюбовь к школьным предметам, а особенно к письму.
          Но все же есть дети, которые учатся писать играючи, хотя многие испытывают при этом невероятные трудности. Почему так происходит? Однозначного ответа на этот вопрос не было, и нет. Тем не менее, мы не можем отрицать прямую связь успехов ребенка в этой области с развитием мелкой моторики рук. Само сочетание слов «мелкая моторика», безусловно, известно каждому современному родителю.
         Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям.
         Все чаще мы слышим, что ее надо всячески развивать и что она в свою очередь влияет на становление устной и письменной речи ребенка. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо постоянно уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными станут пальчики малыша, зависят успехи в обучении.
4 слайд
Все дело в том, что в пальцах рук находится огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда ребенок работает руками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за устную и письменную речь.
5 – 6 слайды
        Нам, взрослым, иногда бывает довольно трудно осознать эту истину.
Частенько родители, а чаще бабушки и дедушки, говорят: «Когда мы были маленькими, никто ни про какую мелкую моторику не знал и не думал. И ничего, все писать научились, и почерк вырабатывали каллиграфический, красивый!» В этом конечно, есть какая-то доля истины. Однако не стоит забывать, что во времена нашего детства малыши имели массу возможностей для тренировки пальчиков рук, так как все ботинки необходимо было шнуровать, а куртки и кофты застегивать на пуговицы. Очень удобные и распространенные сейчас застежки, такие как молнии и липучки встречались на детской одежде не часто. Вот и становились ловкими пальчики малышей, упражняясь в день по многу раз, пока их хозяева, сопя от усердия, одевались в садике на прогулку и раздевались, возвращаясь с нее.
         И уже в 5 лет, а тем более в 6 ребенок прекрасно умел завязывать шнурки и застегивать куртку самостоятельно. Конечно, после такой серьезной подготовки, научиться правильно обращаться с ручкой и карандашом было достаточно легко.
           А сегодня, пожалуй, никого из нас не удивит такая картина: семилетний богатырь стоит, безвольно опустив руки, а взрослые помогают ему одеваться. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разбаловались» «разленились» и не успевают учиться вместе со своими хозяевами.
         Вот и получается, что семилетка бодро читает, считает и распевает песенки на английском и даже других иностранных языках, а ручку держать правильно не умеет. Интеллект вроде бы развит, а навыков, необходимых для успешной учебы в школе, нет и в помине.
7 слайд
Перед нами возникают вопросы: Что же делать?  Как помочь нашим детям?
Существуют различные, увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества неприятных моментов в школьной жизни ребенка и сохранить его физическое и психическое здоровье.
Среди них - пальчиковая гимнастика, (8 – 22 слайды)
Во-первых, это идеально подходит для сверх занятых родителей, так как требует минимальных временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных «инструментов», кроме рук ребенка.
Во-вторых, пальчиковой гимнастикой можно заниматься с детьми разного возраста, начиная чуть ли ни с первого года жизни.
И, в-третьих, детям она очень – очень нравится, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова, так что наша цель – развитие мелкой моторики – будет достигнута без особых усилий.
оригами (23 слайд)
Оригами – это складывание из бумаги различных фигурок. Главное условие в этой технике – использование только листа бумаги без применения клея и ножниц. Ножницы, клей, краски, фломастеры и цветные карандаши могут потребоваться гораздо позже, если возникнет необходимость декорировать, полученные модели.
игры с пластилином, камешками и горошинами,
игры с пуговками и шнуровкой,
и другие.
Все эти методики призваны помочь ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладоней и десяти пальцев, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, успешно подниматься по ступенькам крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
 Основная часть (практическая часть мастер-класса) (24 слайд)
Сегодня мы с вами тоже будем заниматься, как и мои первоклассники. Все предложенные упражнения могут быть вами использованы в своей педагогической деятельности. Их можно включать в динамические паузы, применять для организации отдыха детей на переменах. И, начнем с пальчиковой гимнастики.
Итак, приступаем:
Статические упражнения:
1. «Кольцо»: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).Задания выполняются в медленном темпе. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы выполняемые действия приносили положительные эмоции.
2. «Коза»: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом, средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).
3. «Три богатыря»: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 10).
4. «Заяц»: средний и указательный пальцы вытянуты вверх. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Подвигайте пальчиками, изображая уши зайца. (3 раза под счёт до 10).
5. «Вилка»: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), при этом пальцы расставлены врозь. Большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).
6. «Гусь»: учимся показывать «гуся». Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Четыре пальца, кроме большого) вместе, большой палец параллельно им. Тыльная сторона ладони кверху. «Гусь» открывает и закрывает клюв (3 раза под счёт до 10).
7. «Лягушка»: ладони сложены вместе в горизонтальном положении. Пальцы прижаты друг к другу. Разводите и соединяйте ладони, изображая «квакающую лягушку», оставляя запястья соединенными (3 раза под счёт до 10).
8. «Гнездо»: ладони соединены ковшиком. Пальцы одной руки должны лежать на пальцах другой (1 раз под счёт до 10).
9. «Жук»: ладони обращены тыльной стороной книзу, пальцы слегка согнуты и разведены в стороны. Шевелите пальцами, показывая, как двигает лапками перевёрнутый жук (1 раз под счёт до 10).
10. «Флажок»: четыре пальца вместе. Большой палец опущен вниз. Тыльная сторона повёрнута к себе (1 раз под счёт до 10).
11. «Пароход»: обе ладони поставлены на ребро. Мизинцы прижаты друг к другу (как ковшик).  Большие пальцы подняты кверху (1 раз под счёт до 10).
12. «Стол»: левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладонь правой руки
(1 раз под счёт до 10).
13. «Стул»: левая ладонь вертикально вверх. К её нижней части приставлен кулак. Затем меняем руки (1 раз под счёт до 10).
      14. «Очки»: большой палец правой и левой рук вместе с остальными образуют колечки. «Колечки» подносим к глазам (1 раз под счёт до 10).
15. «Бабочка»:
Руки соединены в области запястья крест- накрест.  Пальцы каждой руки прижаты друг к другу. Машем кистями рук, как бабочка крыльями (1 раз под счёт до 10).
16. «Миска»: две ладошки вместе. Затем ребром порезать, как ножом. Подогнув большой палец, изобразите зубцы вилки. Сделайте из ладошки ковшик – ложку и покажите, как будете есть (1 раз под счёт до 10).
17. «Сила тонуса»: Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня (1 раз под счёт до 10).
Упражнения, направленные на координацию движения:
«Камень-ножницы-бумага»;
«Кулак – ребро – ладонь»;
«Зайчик – коза – вилка», и др.
Гимнастика с учебными предметами
Мы ручку правильно берем
Кладем на средний палец
Теперь большим ее прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась
       Если вы не испытывали затруднений, выполняя предложенные упражнения, попробуйте потренироваться самостоятельно в более быстром темпе. Поверьте, даже пересчитать в определенном ритме пальцы на руке, просто сгибая и разгибая их по очереди, задача для детей не из легких. С первого раза они с ней справляются не всегда.
       Но применяя зарядку постоянно на занятиях, вы удивитесь, обнаружив, что буквально на глазах не очень послушные пальчики первоклассников приобретают завидную ловкость.
       Затем можно усложнить пальчиковую гимнастику.
Например, попробуйте «рассказать» пальцами историю или стишок. Покажите, как капает дождик за окном (с помощью пальцев обеих рук), как он постепенно превращается в ливень (удары все чаще), а в углу тихонечко скребется мышка (кончиками пальцев поскребите по поверхности стола). Словом, фантазируйте от души!
Кроме пальчиковой гимнастики существует множество интересных приемов
Мы остановимся еще на одном: оригами
Перед нами самый обычный лист бумаги. Сегодня мы с вами попробуем превратить этот обычный лист в волшебный. Для этого альбомный лист перегнем по углу таким образом, чтобы меньшая сторона листа совместилась с большей стороной. Оставшуюся часть необходимо отрезать. У нас получился квадрат – волшебная фигура, у которой все стороны равны. Именно квадрат поможет рассказать волшебную сказку, в процессе которой мы сможем выполнить всех персонажей.
Итак, сказка начинается:
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь Берендей. И был у него крепостной пахарь – Данила. Уж очень нравилась Даниле царская дочь Василиса. И вот решил Данила – пахарь посвататься к царевне. А царь только смеется в ответ: — «А сможешь ли ты, мужик – пахарь, прокормить свою семью?! Если вырастишь на своем поле 100 центнеров пшеницы, то тогда я подумаю».
1.Положите перед собой квадратный лист бумаги.
2.Сложите лист по диагонали и разверните обратно.
3.Сложите лист по второй диагонали и разверните обратно.
4.Согните четыре угла к центру листа.
Собрал Данила – пахарь со своего поля 100 центнеров пшеницы. Царь за это подарил Даниле бочку кваса, но Василису в жены не отдал.
Опять пришел свататься Данила – пахарь к царской дочери. Царь велел Даниле вырастить и собрать 100 центнеров пшеницы с половины его поля и обещал подумать над его предложением.
5. Переверните лист и снова согните четыре угла к центру.
Вырастил и собрал Данила – пахарь с половины своего поля 100 центнеров пшеницы. Царь вручил за это Даниле грамоту, но дочку в жены не отдал.
В третий раз Данила – пахарь посватался к Василисе. А царь велел ему на четверти поля вырастить и снять тот же урожай – 100 центнеров пшеницы. Дело трудное, но Данила выполнил и его.
6.Переверните лист и опять согните четыре угла к центру. За такой труд царь Берендей наградил его орденом.
7.Переверните заготовку и раскройте все четыре уголка – кармашка от центра в стороны (орден-крест)
А про царевну сказал так: — «Вижу я, мужик ты толковый, но за бедняка – пахаря дочь свою родную не отдам! Если ты разбогатеешь, так и быть, будет Василиса твоей женой!» 8. Данила подумал и решил продать свой орден, с него каши не сваришь… А, на вырученные деньги он купил новые:
Сапоги, штаны-шаровары, свитер и самовар. Сел за стол, налил себе чай и стал думать, как ему разбогатеть. Решил он построить парусник и отправиться в плавание. В океане на него напало морское чудовище, но Данила не испугался. Он поднял все паруса и умчался от погони с попутным ветром. Приплыл он на неведомый остров. Встретили его туземцы. Остался он с ними жить, научил их поле засевать, пшеницу растить, урожай получать. За это они щедро наградили его. Вот так Данила – пахарь разбогател. Вернулся домой и пошел к царю опять свататься. Царь подумал и решил разрешить Даниле жениться на царевне Василисе.
Вот и вся сказка. Вы, конечно, поняли ее смысл. Если вы трудолюбивые и целеустремленные, то любая сказка станет для вас явью.
Заключительная часть (рефлексия, анализ работы участников).
1.Расскажите, какие задания вам понравились больше всего, и что в итоге получилось, а что нет.
2.Назовите используемые приемы развития мелкой моторики на ваших занятиях. 3.Выберите наиболее удачные работы (оригами) аплодисментами - еще один способ самомассажа рук.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими педагогами. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Принимайте непосредственное участие в этом увлекательном процессе!
24 слайд
Благодарю за внимание!