Аналитическая справка учителя начальных классов для педагогической аттестации


Аналитическая справка о профессиональных достижениях
Кабановой Надежды Егоровны
учителя начальных классов МАОУ «СШ №1» р.п. Крестцы.
1. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатель динамики их достижения выше средних в субъекте РФ.
1.1. Положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по результатам промежуточной аттестации.
Учебный год класс Итоговые оценки
русский язык математика литературное чтение
2013/2014 3 «5» - 0
«4» - 2
«3» - 2 «5» - 1
«4» - 1
«3» - 2 «5» - 2
«4» - 1
«3» - 1
4 «5» - 0
«4» - 3
«3» - 0 «5» - 0
«4» - 2
«3» - 1 «5» - 1
«4» - 2
«3» - 0
2014/2015 4 «5» - 0
«4» - 2
«3» - 2 «5» - 1
«4» - 1
«3» -2 «5» - 2
«4» - 1
«3» -1
Вывод: в межаттестационный период среди обучающихся не было неуспевающих по моим предметам.
Приложение № 1
1.2 Доля обучающихся, успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации, в общей численности обучающихся у учителя.
Количество обучающихся, успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации
2013-2014уч.год 2014-2015уч.год
3 и 4 класс 4 класс
Кол-во чел. На «4» и «5» (чел) % соотношение Кол-во чел. На «4» и «5» (чел) % соотношение
7 4 57% 4 2 50%
Приложение № 2, 3, 4
Снижение процентного соотношения произошло в связи с тем, что уменьшилось количество учащихся (сельская малокомплектная школа — филиал).
Вывод: таким образом, представленные данные свидетельствуют о положительной динамике начальных и конечных результатов.
1.3 Положительные результаты независимой оценки качества образования на разных уровнях (кроме уровня образовательной организации)
В 2013 — 2014 и в 2014-2015 учебном году учащиеся моего класса принимали участие в независимом областном тестировании по русскому языку и математике.
Класс Кол-во уч-ся Оценки за тестирование
русский язык математика
2013 - 2014 уч.год3 «5» - 1
«4» - 2 «5» - 1
«4» - 2
2014 - 2015 уч.год4 «5» - 1
«4» - 3 «4» - 4
Вывод: По итогам тестирования неудовлетворительных оценок нет
Приложение № 5
2.Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования/
2.1. Положительные результаты независимой оценки качества образования по русскому языку (областной уровень).
Итоги независимого тестирования 4-х классов по русскому языку на конец 2014-2015 учебного года представлены в таблице.
2013-2014 уч.год2014-2015 уч.годРусский язык класс область район класс область район
Средний процент выполнения 93,3 86,4 83,6 91,3 89,6 86,7
Вывод: Средний балл выше среднеобластного и среднемуниципального.
Приложение № 6,7
2.2.Положительные результаты независимой оценки качества образования по математике (областной уровень).
Итоги независимого тестирования4-х классов по математике на конец 2014-2015 учебного года представлены в таблице.
2013-2014 уч.годматемаикакласс область район
Средний процент выполнения 95,0 90,2 86,6
Вывод: Средний балл выше среднеобластного и среднемуниципального.
Приложение № 8,9
3. Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности
3.1. Доля обучающихся, вовлеченных учителем в научную (интеллектуальную), творческую, физкультурно-спортивную деятельность, в общей численности обучающихся у учителя.
С целью повышения интереса к учебным предметам провожу интеграцию учебной и внеурочной деятельности. В таблице представлена занятость учащихся в кружках предметной направленности: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, физическая культура.
Внеурочная деятельность
(название кружка) 2013-2014 2014-2015
Кол-во обучающихсяКол-во вовлечённых%
вовлечённыхКол-во обучающихсяКол-во вовлечённых%
вовлечённыхДетская риторика 7 7 100 - - -
Юный краевед 4 4 100 - - -
Информатика в играх и задачах 7 7 100 6 6 100
Ритмика - - - 6 6 100
Из приведенной таблицы видно, что 100% учащихся охвачены внеурочной деятельностью.Приложение № 10
3.2. Разнообразие организованных учителем видов деятельности, в которые вовлечены обучающиеся.
Интеллектуальная Познавательная Физкультурно-спортивная
Детская риторика Юный краевед Ритмика
Информатика в играх и задачах Из выше представленной таблицы видно, что обучающиеся были вовлечены мною в разнообразные виды деятельности.
Организовываю различные виды деятельности для учеников как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Провожу различные КВН, Брейн-ринги, Конкурс знатоков, cпортивные состязания, Участвуем в творческих конкурсах и т. д.
Приложение № 10
3.3. Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях (конференциях, конкурсах, соревнованиях и т.п.) на разных уровнях
Мои ученики принимают участие в олимпиадах как муниципального уровня, так и всероссийского. Данные участия в олимпиадах приведены ниже в таблицах.
Предмет 2013-2014 2014-2015 Уровень
Окружающий мир Штыкова Мария Муниципальный
Математика Николаева Ольга Муниципальный
Приложение № 11, 12

п/пНазвание конкурса Уровень Учебный год Кол-во принявших участие Кол-во
обучающих
сяПроцент
вовлечён
ных1 Кенгуру - 2014 Всерос-
сийский2013-2014 3 4 75
2 Русский медвежо-
нок Междуна-
родный2013-2014 6 7 86
2014-2015 4 4 100
3 Человек и природа - 2014 Всерос-
сийский2013-2014 4 7 57
4 Ёж Междуна-
родный2014-2015 4 4 100
Приложение № 13, 14, 15, 16, 17
Направление Название конкурса Уровень
Творческая деятельность Конкурс на знание правил дорожного движения «Безопасное колесо» Муниципальный
Физкультурно-спортивная деятельность Кросс наций-2014
Кросс наций-2015 Муниципальный
Приложение № 18
3.4. Наличие призовых мест (1-5) на предметных олимпиадах различного уровня.
Название олимпиады Год проведения Участник Уровень Место
Международная игра-конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех» 2013 Николаева Ольга Муниципальный 2
Международная математическая игра-конкурс «Кенгуру» 2014 Петрова Марина Муниципальный 5
Приложение № 13, 15
Направление Название конкурса Место в районе
Творческая деятельность Конкурс на знание правил дорожного движения «Безопасное колесо» 2м
Приложение № 18
4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
4.1. Личный вклад в совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий.
4.1.1. Знание сущности методов, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию деятельностного (системно-деятельностного) подхода.
Я знаю и активно применяю в своей педагогической деятельности следующие технологии и методики:
развивающего обученияпроблемного обучения,
метода проектов,
личностно - ориентированного обучения,
здоровьесберегающих технологий,
информационно-коммуникационных технологий.
Это подтверждается прохождением курсовых подготовок по проблеме:

п/пКурсы Кол-во часов Год прохождения
1 Обновление содержания и технологий начального общего образования. 72 2014
2 Основы религиозных культур и светской этики. 72 2015
3 Семинар «Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО (на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха») 8 2014
4 Содержание коррекционной работы педагога на уроке/занятии в условиях реализации ФГОС и СФГОС. 72 2015
Приложение № 19, 20, 21, 22
В основу разработки новых стандартов положен системно — деятельностный подход. Я знаю, что для его реализации можно использовать вышеперечисленные технологии.
Деятельностный подход — это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Одной из технологий, обеспечивающей системно-деятельностный подход в воспитании и обучении, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Концептуальная основа проектной методики разработана в 20 веке американскими учеными Дж.Дьюи и В.Х.Килпатриком.
В основе технологии лежит деятельностный подход, целесообразная деятельность ученика, проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:
• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
• развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); • развивают системное мышление.
Исходными теоретическими позициями проектного обучения являются:
1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата».
Плюсы технологии:
необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
значимость для развития человека умения самостоятельно пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Ограничения в использовании технологии:
• низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;
• низкая мотивация учащихся к участию в проекте;
• недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
• нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Технология личностно-ориентированного обучения .(И.С.Якиманская). И.С.Якиманская выделяет следующие основные позиции личностно-ориентированного обучения:
личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления  его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения;
содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);
Якиманская И.С. подчеркивает, что личностно-ориентированный образовательный процесс  предполагает соответствие определенным требованиям, среди которых:
- конструирование учебного материала с учетом субъектного опыта предшествующего обучения ученика; организация учебного материала таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности с целью обеспечения ему возможности самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- обеспечение контроля и оценки не только результата, но и процесса учения.
В свете этих требований рассматривается и подход к содержанию образования, учебным программам, уроку (как основному элементу образовательного процесса), другим формам познавательной деятельности, при этом основным принципом является вариативность, позволяющая  проявить ребенку свою индивидуальность, а педагогу создать условия для ее поддержки.
Технология проблемного обучения (Дж.Дьюи, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, И.Я. Лярнер).
Целью данной технологии является развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Сущность технологии заключается в последовательном и целенаправленном выдвижении перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания.
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.
Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения:
Проблемное обучение целесообразно применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени
Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:
1. Проблемное изложение знаний.
2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.
3. Исследовательский метод обучения.
А также И.Я. Лернер – активный исследователь в области проблемного обучения – утверждает, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории… Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал».
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:
1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Применять технологию проблемного обучения можно при обучении детей исследовательской деятельности, так как способствует становлению и развитию нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности.
Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.
Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения. Технология проблемного обучения состоит из следующих этапов:
1. Постановка проблемы
2. Поиск ее решения
3. Выражение решения
4. Реализация продукта
5. Рефлексия.
Выделяют 4 уровня проблемного обучения:
1.Уровень несамостоятельной активности.
2.Уровень полусамостоятельной активности.
3. Уровень самостоятельной активности.
4. Уровень творческой активности.
Структура проблемного урока
1.Организационный момент
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
2. Актуализация знаний
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.
3. Постановка учебной проблемы
- определение затруднения, его место.
- определение необходимости нового знания.
4. «Открытие» учащимися нового знания
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление
- внешнее оформление новых алгоритмов;
- фиксирование уже оформленного знания.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка учащимися своей работы.
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Итог занятия
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка учащимися собственной деятельности
На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.
Приемы создания проблемных ситуаций.
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
- Определить проблемные теоретические и практические задания; 
- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.
Таким образом:
Проблемное обучение - тип обучения, характеризующийся творческим «открытием» знаний учениками.
Место проблемного обучения: это урок изучения нового материала налюбом предметном содержании.
Цель проблемного обучения:
развитие интеллекта и творческих способностей учащихся;
формирование прочных знаний;
повышение мотивации через эмоциональную окраску урока;
воспитание активной личности.
Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности.
Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Плюсы проблемной технологии:
1. Самостоятельный поиск обеспечивает более прочные и качественные знания.
2. Развитие интеллекта и творческих способностей.
3. Воспитание коллективизма, активности.
4. Учение с увлечением и интересом снижает нагрузки, способствует здоровьесбережению.
Здоровьесберегающие технологии. (В.Ф. Базарный)
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:«Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздравсоцразвития РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н. И. Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примирённой с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему» (Школа и жизнь// Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика,1985.-с.202.).В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В. Ф. Базарного, включающая в себя: основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, использование конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.В. Ф. Базарный, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем обучения, провёл обследование полутора тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже допустимого предела (расстояние «глаза-тетрадь-книга» составляло 20 см и меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты (работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья школьников.Изучив методику В. Ф. Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол.Занимаясь по технологии В. Ф. Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличение объёма выполняемых работ в классе.
Информационно-коммуникационные технологии. Использование компьютера в учебном процессе (внедрение новых информационных технологий) — это один из путей, способных интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.
Информационные и коммуникационные технологии позволяют:
· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
· усилить мотивацию учения;
· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
· качественно изменить контроль деятельности учащихся.
Работая в условиях сельской школы, сталкиваешься с такими проблемами как:
- низкий уровень интеллектуального развития учащихся;
- низкий педагогический и психологический уровень образования родителей, учащихся;
- недостаточная материальная база.
Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Как раз такой и является технология проблемного обучения.
Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.
Именно поэтому я применяю эту технологию в своей практике, которая позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении по ФГОС второго поколения.
В качестве подтверждения прилагаю конспект урока с использованием технологии «Проблемное обучение»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
3 класс.
ТЕМА: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода» (проблемное обучение).
Цель: создание условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
• образовательные: создать условия для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода, для формирования умения различать имена существительные мужского и женского рода;
• развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
• воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Планируемые результаты: Личностные результаты
- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя - как носителя русского языка;
- становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);
- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
- планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;
- действие по намеченному плану;
- выполнение действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;
- оценивание своих действий и полученного результата.
Познавательные универсальные учебные действия
- чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
- нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;
- нахождение в материалах учебника, в словарях необходимую информацию, использование её для решения практических задач;
- коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- участие в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;
- участтие в совместной деятельности;
- постановка вопросов, ответы на вопросы других; слушание высказывания собеседников;
- высказывание своего мнение по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание возможности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.
Предметные результаты
- приобретение опыта изучающего и поискового чтения;
- выявление принадлежности слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков;
- определение морфологических признаков слова;
- сравнение, классификация предложенных слов по указанным признакам.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактические материалы: карточки:
с алгоритмом для каждой пары учеников.
с заданиями для исследовательской работы;
с заданиями разного уровня;
с образцами написания букв;
опорные со словами.
Ход урокаI. Организационный момент.Создание мотивации на учебную деятельность.
Приветствие (дети декламируют, стоя).
В мир родного языка
Отправляемся мы снова.
И его большие тайны
Мы разгадывать готовы.
II. Чистописание.
Слово учителя.
Урок русского языка должен проводиться четко. Мы с вами сегодня будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций. Прослушайте первый инструктаж. Слушаем очень внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить.
Актуализация знаний.
Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?
Ученики: Шипящие согласные звуки.
Учитель: Давайте проверим.
Слайд 1
Тетрадь наклонно положу
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На «отлично» напишу.
Учитель: Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.
Ученики: [ч‘] [щ‘] [ш] [ж] (карточки вывешиваются на доску).
Учитель: Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).
Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте еще вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами (ча, ща, чу, щу, жи, ши).
На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.
• Ученики записывают слоги и сочетания с данными буквами. (Можно негромко включить музыку).
• Записать пословицу, красиво, каллиграфически. Объяснить орфограммы, вставить пропущенные буквы. Разъяснить смысл пословицы. Можно ли отнести эту пословицу к учебе? (Дети объясняют смысл пословицы, объясняют орфограммы и записывают в тетради).
Что п_сеешь, то и п_жнешь.
III. Обобщение знаний о мягком знаке.
Учитель:Прочитайте две другие пословицы.
Слайд 2
• Ученье – путь к уменью.
• Ученье – луч света, а неученье – тьма.
Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком)А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). Зачем же она тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная?
Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы повторим для чего нужен “ь” знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое.)
Задание 1.
Записать транскрипцию слов, объяснить работу “ь” знака в этих словах:
Слайд 3
ТЬМА
УЧЕНЬЕ
(Тьма [т’ма] ученье [уч’эн’иэ])
Выделяем части слов, указать грамматические значения.
Ученики объясняют написание слов, работу “ь” знака. Оценивают свою работу. Проверка правильности выполнения задания. На слайде выплывает рядом с каждым словом работа “ь” знака.
ТЬМА – “ь” - показатель мягкости согласного.
УЧЕНЬЕ – “ь” – разделительный.
Обобщение: “ь” знак может выполнять в словах 2 работы:
• указывать на мягкость предыдущего согласного;
• предупреждать о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным;
Задание 2.
Записать слова, распределив их в 2 группы в зависимости от работы “ь” знака.
Слайд 4.
К _ н_ки, в_р_б_и,
учит_л_, с_л_в_и,
п_л_то, к_ртоф_л_.
IV. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
Учитель: В какую группу вы запишите слово речь? Почему? Для чего в нем пишется “ь” знак? Наблюдение над словом.
На какой звук оканчивается слово?(Мягкий, непарный).Если я закрою “ь” знак, слово произнесется так же, как и с “ь” знаком.
Нужен ли “ь” знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет). Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.
Значит, это какая-то новая работа “ь” знака. Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий.
Слайд 5
(на слайде) (появляются после ответов детей)
• Тьма – ночь
• Спокойствие – тишь
• Ребята – молодежь
• Поддержка – помощь
С данными словами проводится аналогичная работа.
Вывод: “ь” знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [Ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо.
V. Возникновение проблемной ситуации.Постановка проблемы учащимися и ее фиксация с помощью знака вопроса.
Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется “ь” знак)
Слайд 6
• ?
• Речь
• Помощь
• Тишь
• Молодежь
• ?
Учитель: Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч?)
Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка? Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется “ь” знак, а в других не пишется)
VI. Открытие детьми нового знания.
Работа в парах.
Учитель: Прочитайте задание и шаг за шагом, выполняя еще одну инструкцию, обсудив проблему, выполните задание.
Слайд 7
Алгоритм исследования:
1. Прочитайте слово.
2. Определите часть речи.
3. Какие звуки слышатся на конце слова?
4. Определите грамматические значения слов.
5. Определите, на какие группы можно распределить слова.
6.Запишите слова, распределив их в группы.
7. Понаблюдайте, где пишется “ь” знак, где не пишется.
8. Сделайте вывод.
Слова на карточках:
Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, брошь.
Каждая пара выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски.
Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце “ь” знак не пишется. Это орфограмма.
Какова же работа “ь” знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род)
Есть “ь” знак после шипящего – ж. р., нет “ь” знака – м. р.Как это показать схемой?
Обсуждение. Выбираются варианты.
Слайд 8
VII. Физкультминутка.
Учитель: Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце. Если назову существительное женского рода, встают девочки. Если услышите существительное мужского рода, встают мальчики.
Слова: ёж, лещ, дичь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.VIII. Работа с учебником (правило).
Первичное закрепление. Работа со словосочетаниями.
Слайд 9
Верный товарищ?, любимая доч?, полный неуч?, мелкая дрож?, разная чуш?.
(Записать словосочетания, объяснить орфограмму. Дети объясняют, применяя алгоритм)Учитель: Какие слова нам оказывают помощь в определении рода существительных? (Прилагательные).
Тест (самостоятельная работа)
Слайд 10
1. Мягкий знак может выполнять:
а) 3 работы;
б) 2 работы;
в) 1 работу.
Слайд 11
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
а) пишется между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова.
Слайд 12
3. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется “ь” знак;
б) не пишется “ь” знак.
Слайд 13
4. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) не пишется “ь” знак;
б) пишется “ь” знак.
Слайд 14
5. “ь” знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
в) на падеж.
Самооценка.
Проверка (взаимопроверка). На слайде правильные ответы, дети проверяют. Оценивают (взаимооценка).
Слайд 15
Ответы: 1-а, 2-а, 3-а, 4-а, 5-а.
IX. Практическая работа на карточках.
Индивидуальная работа. Разноуровневые задания.
I уровень: Прочитайте написанные слова. Вставь пропущенные буквы.
борщ…, ключ…, лещ…, мелоч…, дич…, лож…, уж…
II уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок.
кожаный ____, резиновый ____, золотая _____, острый _____, тёмная ____.
(Слова для справок: нож_,плащ_,брош_,мяч_,ноч_)
III уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные
скорая ____, дорогая ____, железный _____, верный _____, глазной ______.
В конце урока собрать для проверки.
X. Разгадывание кроссворда
Слайд 16.
Загадки.
1. Если хорошо заточен,Все легко он режет очень. (Нож)
2. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
3. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь)
4. Под полом таится, кошки боится. (Мышь)
Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:
По небу лебедь черныйРассыпал чудо-зерна. (Ночь.Звезды)
XI. Домашнее задание.
Стр.144, упр.3, правило.
XII. Итог урока.
Слайд 17
• Что нового вы сегодня узнали о “ь” знаке?
• Что было легко? Что было трудно?
• Что понравилось?
• Кого из учеников могли бы отметить за помощь?
Рефлексия.
- Какое ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было? (слово ночь.)
- Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:
1. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).
2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зелёную.
3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красную.
Урок окончен.
4.1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных (цифровых) образовательных ресурсов в образовательном процессе.
Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д.
В единой образовательной среде ИКТ ни в коем случае не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между учителем и учеником, но они дают возможность облегчить труд учителя и повысить эффективность обучения. В результате использования ИКТ у учителя появляется возможность осуществить индивидуальный подход к ученику, получить поддержку коллективной работы, возможность содействовать самостоятельной и творческой работе ученика, у учителя высвобождается время и он может заниматься наукой, творчеством. Функции поддержки мотивации и интерпретации обучения всей группы учащихся или конкретного ученика по-прежнему выполняет учитель. Но использование ИКТ способствует формированию и новой роли учителя. В электронной образовательной высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель перестаёт быть единственным источником фактов, идей и другой информации. Наставник – вот его новая роль. Теперь учитель не только поддерживает педагогическое общение, координирует процесс обучения, но и выполняет новые задачи развития в своих учениках востребованных современным обществом навыков – критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки проблемного вопроса, осуществления поиска и систематизации полученных знаний.Современные младшие школьники получают много информации, знакомятся с понятиями, но не совсем понимают, как относиться к новым знаниям, как их использовать. Для ребёнка компьютер – возможность поиграть, взрослые стараются подвести ребёнка к осознанию того, что компьютер – интересный рабочий инструмент, который при грамотном использовании может стать ведущим средством исследовательской деятельности.
Идея опыта по использованию ИКТ.
Идея использования ИКТ в начальной школе ко мне пришла из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю.
Все мы прекрасно понимаем, что грамотное использование ИКТ в начальной школе способствует:
повышению учебной мотивации;
повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;
обеспечению дифференциации обучения;
повышение объёма выполняемой на уроке работы ;
развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
рационализации организации учебного процесса,
повышению эффективности урока;
повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;
формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Преимущества применения ИКТ, оригинальность, новизна.
Монитор компьютера (интерактивная доска) выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.
Такой способ, несомненно, имеет преимущества перед традиционным:
классическое объяснение нового материала сочетается с электронными иллюстрациями, что позволяет разнообразить способы предъявления информации;
электронные задания для индивидуальной работы можно успешно использовать на этапе закрепления изученного материала;
электронные материалы можно использовать при проведении контроля усвоения знаний, что развивает самоконтроль учащихся.
С применением ИКТ строятся особые отношения учителя, родителей и детей.
Меняется традиционная цепочка передачи знаний от взрослого ребёнку. В традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Однако забывать про обучающую роль учебника на уроке не следует. Надо стараться грамотно сочетать использование ИКТ и учебника, которые должны дополнять друг друга. Сочетание учебника и ИКТ должно быть гармонично.
При умелом использовании ИКТ помогают учителю разнообразить урок, сэкономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию.
Условия реализации ИКТ.Наличие в классе компьютера в составе с периферийным устройством – принтером, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Постоянное повышение знаний и навыков в области ИКТ.
Использование Интернет ресурсов, создание учебных материалов по темам программы, заданий и тестов, викторин посредством компьютерных программ.
Эффективность использования ИКТ в учебном процессе.
Повышение: - качества образования; в результате – успеваемости;
- уверенности учащихся в своих силах;
- учебной мотивации.
Описание опыта работы по использованию ИКТ.
Я использую ИКТ во многих направлениях своей деятельности. Это и использование информационных ресурсов Интернет в учебном процессе, и оптимизация собственной работы по подготовке к урокам.
Систематическое использование ИКТ позволяет мне:
сделать учебный процесс доступным, интересным для детей;
рационально использовать время учебного занятия;
быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;
оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами;
Анализируя различные аспекты использования ИКТ на уроках в начальной школе, можно выделить следующее:
Компьютер как объект изучения;
Компьютер как средство обучения (тренажёры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т. п.)
Компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, проводить исследование на высоком творческом уровне.
В своей работе я использую компьютер в двух последних аспектах как средство обучения на различных уроках.
В «Рекомендациях по использованию компьютеров в начальной школе» предлагаются три подхода к использованию компьютерной поддержки уроков. Один из них – это использование фронтальной формы обучения, для реализации которой необходим школьный кабинет, оснащённый одним компьютером с аудиосистемой (колонки), медиапроектором и настенным экраном (интерактивной доской). Я провожу уроки с использованием ИКТ в своём кабинете, считаю, что это удобнее всего. Дети остаются в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом случае не рассматривается как объект изучения, а становится современным средством обучения математике, русскому языку, естествознанию и другим школьным предметам.
Ученики начальных классов, как известно, имеют наглядно-образное мышление. Однако получение визуальной информации в учебном процессе очень затруднено, так как большая часть учебной информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Эту проблему позволяет преодолеть использование ИКТ в учебном процессе.
Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Фронтальная форма обучения – самая распространённая форма обучения в начальных классах. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с презентацией и другие формы деятельности:
Ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
Обсудить просмотренный материал с классом;
Совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
Индивидуально выполнить работу в рабочей тетради;
Выполнить некоторые задания в группах или парах.
В своей работе я постоянно использую презентации на уроках окружающего мира, русского языка, обучения грамоте. По ФГОС предусмотрена работа учащихся на компьютере совместно с родителями для поиска информации в Интернете. Важная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя начальной школы – умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.
На уроках технологии использование презентации – инструкционной карты по изготовлению того или иного изделия – просто находка. Это облегчает работу и учителю, и детям. Ребята с большим интересом смотрели презентации на темы «Золотые узоры Хохломы», «О народных умельцах».
Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов; минимизация необходимости использования мела на доске ускоряет процесс подачи информации. Значение использования презентаций на уроках в начальной школе трудно переоценить.
Хорошо известно, что одной из серьёзнейших проблем, затрудняющих обучение в начальной школе и особенно на входе в неё, является невозможность для большинства детей достаточно полно понимать и усваивать полученную на уроке информацию. Рисунок, схематический рисунок или схема являются тем средством, которое даёт ребёнку адекватную его мышлению опору для понимания, а значит, и эффективного усвоения нового знания или умения. Развитие у младших школьников умения «читать» информацию, переданную с помощью таких моделей, является базовым для развития у них информационных умений и прежде всего умения работать с информацией, данной в учебной книге: самостоятельно ориентироваться на развороте учебника, понимать и передавать сведения, на основе которых выполняется каждое отдельное задание, находить ответы на вопросы, делать выводы, сравнивать и группировать объекты изучения, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между ними.
В основном на уроках использую цифровые образовательные ресурсы на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
При проведении уроков русского языка и математики кроме фронтальной работы при объяснении нового материала, я использую компьютер как «электронную доску» в режиме «вызова» к нему учащихся для выполнения тренировочных заданий. В этом случае необходимо учитывать, что общее время работы ученика за компьютером не должно превышать 10-15 минут.
Плюсы использования компьютера в режиме «вызова» к нему учеников налицо:
повышается мотивация к изучаемым предметам, так как детям интересно работать за компьютером;
свой темп работы для каждого ученика, возможность вернуться к тому заданию, которое не понял;
индивидуализация обучения;
сочетание контроля и самоконтроля;
низкие затраты времени для проведения тестирования и оценки успехов ребёнка;
психологическое спокойствие ребёнка, отсутствие боязни при даче неверного ответа.
В настоящее время в учебном процессе мною систематически используется работа на интерактивной доске. Я считаю, что интерактивная доска – лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. В ней объединяется проекционная технология с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материал для дальнейшего редактирования. Дети быстро привыкают к интерактивной доске, работать на ней увлекательно и легко. Интерактивная доска позволяет мне, как учителю, воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером, я имею возможность быстро и наглядно показать тот или иной приём работы. На уроках в начальной школе большое место отводится игре, так как игровая деятельность является ведущей для детей 6-8 лет. Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми эффектами и видеоэффектами. Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. Для меня обучение детей никогда ещё не становилось таким привлекательным. Интерактивные средства увлекают и призывают младших школьников к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Интерактивная доска помогает детям преодолеть психологический барьер, стеснение у доски, легко вовлекает в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. Ребята начинают понимать более сложный материал в результате более ясной ,эффективной и динамичной подачи материала. Ребята начинают работать более творчески. Им не нужна клавиатура, таким образом повышается вовлечённость учащихся начальных классов. Интерактивная доска на уроке – это отличный способ сосредоточить и удержать внимание ребят. Наглядность учёбы особенно ценно для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает внимание. Ученики лучше усваивают материал.
Моделирование, группировку объектов изучения очень удобно осуществлять, используя возможности интерактивной доски. Также как и решение нестандартных задач (например, на перекладывание палочек, арифметические лабиринты, задачи на разрезание и составление фигур и др.)
На уроках русского языка я тоже активно использую возможности ИКТ-технологий. Для многих учащихся моего класса русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью я использую ИКТ. На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёр, средство диагностики и контроля. Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д. позволяет усилить продуктивность визуальной среды. Огромную помощь оказывает компьютер в разработке уроков по развитию речи. Это и использование репродукций картин (сочинение по картине) и электронные презентации, включающие репродукции картин и информацию о творчестве художника. При работе с деформированным текстом – составление предложений из слов, моделирование текста из отдельных предложений.
На уроках обобщения я использую яркую красочную презентацию, привлекающую внимание детей, позволяющую продуктивно обобщить знания по теме. В этом году я проводила уроки-презентации «Имена собственные», «Правописание буквосочетаний жи-ши», «Однокоренные слова», «Приставки и предлоги».
При подготовке уроков литературного чтения я часто прибегаю к помощи Интернет ресурсов (презентации о жизни и творчестве писателей, насыщенные наглядным материалом, доступным детскому пониманию; викторины по изученным произведениям).
Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Индивидуальная работа за компьютером строго регламентируется и составляет не более 10 минут. В течение уроков проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей.
Я стараюсь использовать ИКТ на уроках систематически. При составлении любого медиаобразовательного дидактического материала стараюсь соблюдать определённые психологические, дидактические, методические условия, а именно:
понятность, доступность, соответствие возрастным особенностям младших школьников;
систематичность использования;
серьёзный отбор материала по содержанию и по объёму.
Практика использования ИКТ даёт мне возможность утверждать, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью ИКТ. Я считаю, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учёбе.
При подготовке к урокам использую следующие диски:
электронные приложения к учебникам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир», "Музыка», «Технология»;
«Мастер-класс учителя начальной школы». Выпуск 1, 2. Методическое пособие с электронным приложением. Москва «Планета» 2011 год;
«Уроки русского языка 1-4 классы». Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Глобус» 2011 год.
«Уроки литературного чтения 1-2 класс». Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Планета» 2011 год.
«Уроки литературного чтения 3-4 класс». Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Планета» 2011 год.
«Классные часы в начальной школе». Издательство «Учитель» 2010 год.
Видео уроки и презентации для 3-4 классов по предметам: математика, русский язык, окружающий мир (ИНФОУРОК) — материал на флешке.
Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева «Основы православной культуры».
4.1.3 Использование методов обучения и воспитания, учитывающих особенности обучающихся (возрастные; ограниченные возможности здоровья; выдающиеся способности и т.п.)
Современное общество выдвигает новые требования перед образованием. Формирование у учащихся творческих способностей, развитие их природных наклонностей и задатков является одной из важнейших задач обучения. Работа с одарёнными детьми приобретает всё большую актуальность. Важно помнить , что одарённость – это системное, развивающееся в течении жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных особенностей более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Задача учителя – поддержать одарённого ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Система моей работы включает следующие компоненты:
- выявление одарённых детей
- развитие творческих способностей на уроках
- развитие способностей во внеурочной деятельности
- создание условий для всестороннего развития
В целях поддержки интереса к обучению и развития природных задатков учащихся, использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Мною разработана система развивающих задач-пятиминуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение задач отвожу не более 1-2 минут. На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей предлагаю более сложные задания. Большое внимание придаю вовлечению их во внеурочную работу (олимпиады, конкурсы, недели естественных наук, факультативы). Стараюсь организовывать уроки, чтобы способный, талантливый ребёнок развивал не только свои способности, но и эрудицию, память, ум, речевую культуру, ответственность. В домашнее задание включаю: элементы исследования, выполнения эксперимента, который возможен в домашних условиях (составить викторину по теме, написать сочинение, составить кроссворд).
Не менее актуальна сегодня и проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с тем, что число детей с ОВЗ и детей- инвалидов, увеличивается. Таким образом, главным приоритетом в работе с такими детьми, является индивидуальный подход с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка. В своей работе я использую следующие принципы: индивидуальный подход к каждому ребёнку; предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства ( чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности); использование методов, активизирующих познавательную деятельность (игровые ситуации, дидактические игры и занимательные задания, подготовка сообщений, защита решений задач, творческие работы); проявление пед.такта , постоянные поощрения за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяю следующие пед.технологии: игровые, ИКТ, здоровьесберегающие, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Также в работе необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей. В образовательном процессе разноуровневая дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебных предметов: у одних учащихся усвоение некоторых учебных предметов сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этих предметов. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Такой подход основан на многоуровневом планировании результатов обязательной подготовки учащихся (усвоение минимума) и формировании повышенных уровней овладения материалом. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания. В процессе обучения дифференциация осуществляется, прежде всего, через применение разноуровневых заданий для учащихся, выполняемых на уроке с целью закрепления знаний, в качестве контрольных заданий на зачетах, контрольных работах. Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки. В процессе управления учитель ищет способы, как направлять, корректировать работу учеников, вовремя приходить на помощь отстающим.
В приложенном конспекте урока показана дифференциация. В индивидуальной работе использованы разноуровневые задания.
Свои знания, умения и навыки коррекционной работы я пополнила во время прохождения курсовой переподготовки по теме «Содержание коррекционной работы педагога на уроке в условиях реализации ФГОС и СФГОС.
Приложение № 22
4.2. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.
4.2.1 Выступления о результативном практическом опыте (на семинарах, конференциях; курсах повышения квалификации и др.) на разных уровнях
нет
4.2.2 Наличие публикаций о результативном практическом опыте (статьи, брошюры и др.) в рецензируемых изданиях различного уровня
нет
4.2.3. Наличие Интернет-публикаций о результативном практическом опыте.
Опубликована на сайте инфоурок методическая разработка урока с презентацией по русскому языку для 3 класса на тему: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода».
Приложение № 23
4.3 Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации.
4.3.1 Активность участия в методической работе образовательной организации.
В 2013-2014 году на МО для учителей начальных классов по теме «Конструирование урока с помощью интерактивного конструктора» представила самостоятельно разработанную технологическую карту урока.
В 2014-2015 году выступала на МО учителей начальных классов по теме «Психолого-педагогическое сопровождение в малокомплектной школе».
Приложение № 24
4.4.Общественное признание личного вклада в повышение качества образования.
4.4.1. Участие в экспертных группах и комиссиях разного уровня по независимой оценке качества образования (экспертные группы, жюри конкурсов и др.)
В 2014 году и 2015 году была членом жюри II этапа районной олимпиады младших школьников.
Приложение № 25, 26
4.4.2. Наличие поощрений (благодарности, Почетные грамоты и др.), полученных в сфере образования или по профилю деятельности
За свою профессиональную деятельность награждена:- Благодарность комитета образования Администрации Крестецкого муниципального района (приказ № 208 от 29.09.2014г.) ;- Грамота Комитета образованияАдминистрации Крестецкого муниципального района (приказ № 91 от 23.04.2015г.);
Приложение № 27, 28
Наличие особых достижений в профессиональной деятельности:
В 2015 году участвовала в районном и областном конкурсах профессионального мастерства «Учитель года-2015» В районном конкурсе профессионального мастерства заняла 1 место.
Приложение № 28, 29
Имею Благодарственное письмо от ООО «КИДБУРГ» за проведение профориентационной работы с учениками.
Приложение № 30
В связи с переходом на Единую региональную информационную систему «Автоматизированная информационная система приема заявлений, учета детей, находящихся в очереди (электронная очередь), постановку на учёт и зачисления детей в организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, с 18 сентября 2014 года назначена ответственной за ведение сайта «Автоматизированная информационная система».Приложение № 31
Высокий уровень общественного признания:
13 сентября 2015 года избрана депутатом Совета депутатов Ручьевского сельского поселения Крестецкого района третьего созыва по десятимандатному избирательному округу № 1.
Приложение № 32
Справку составила __________ Кабанова Н.Е.
Данные, содержащиеся в справке, подтверждаю.
Директор школы ______________ Т.В. Иванова