Рабочая программа внеурочной деятельности Робототехника 1-4 классы


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ольховатская средняя общеобразовательная школа
Ольховатского муниципального района Воронежской области
Программа рассмотрена и одобрена на заседании
ШМО классных руководителей МКОУ Ольховатская СОШ
От « 28 » августа 2015 г. Протокол № 1
Утверждаю
Директор МКОУ Ольховатская СОШ
____________ Н.И. Бердник
Приказ от « 28 » августа 2015 г. № 45/2 - О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Лего-конструирование и робототехника»
для учащихся 1-4 классов
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Рабочая программа подготовлена
учителем информатики и ИКТ
Г.В. Меркуловой
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Лего-конструирование и робототехника» в 1-4 классах разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 года № 1897.
2. Учебного плана МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 учебный год.
Выбор данной программы по информатике для начальной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал.В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
В структуру программы включены следующие разделы:
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 учебный год
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения обществознания на ступени основного общего образования.
Содержание внеурочной деятельности «Лего-конструирование и робототехника» в 1-4 классах
Тематическое планирование уроков в 1-4 классах
Система оценки достижения планируемых результатов
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

2. Общая характеристика учебного предмета
Курс внеурочной деятельности «Лего-конструирование и робототехника» на ступени начального общего образования направлен на формирование у учащихся представлений о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Курс внеурочной деятельности начальной школы является частью непрерывного курса внеурочной деятельности, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс внеурочной деятельности начальной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта
Отбор содержания проведен с учетом изучения фундаментальных основ информатики, формирования информационной культуры, развития алгоритмического мышления, реализованности в полной мере общеобразовательного потенциал этого курса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности строится с учетом следующих содержательных линий:
Содержание структурировано в виде разделов:
информация вокруг нас;
информационные технологии;
информационное моделирование;
алгоритмика.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Содержание внеурочной деятельности представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения как основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами математики, физики, химии, биологии курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Внеурочная деятельность имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. 3. Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 34 часов для изучения курса внеурочной деятельности «Лего-конструирование и робототехника» в 1-4 классах из расчета 1 часа в неделю в течение всего года.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение курса «Лего-конструирование и робототехника» в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
овладение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации
Задачи обучения:
приобретение навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
освоение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики на ступени основного общего образования
Изучение курса внеурочной деятельности «Лего-конструирование и робототехника» в 1-4 классах направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
ЗНАТЬ:
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
как передавать программы в RCX;
как использовать созданные программы;
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
создавать программы на компьютере для различных роботов;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов;
УМЕТЬ:
работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;
создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы Robolab;
передавать (загружать) программы в RСX;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов.
6. Содержание внеурочной деятельности «Лего-конструирование и робототехника» в 1-4 классах
1. Введение (2 ч.)
Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами. Знакомство с конструктором Lego.
2. Информационное моделирование (20 ч.)
Табличные информационные модели.
Правила оформления таблиц.
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.
Вычислительные таблицы.
Графики и диаграммы.
Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.
Создание информационных моделей – диаграмм.
Многообразие схем и сферы их применения.
Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач.
3. Конструирование (12 ч.)
Знакомство с моделями набора «Экоград»
Конструирование моделей «Ветровая турбина»
Конструирование моделей «Дом, солнечная панель и цветочница»
Основные детали конструктора Lego.
Сбор непрограммируемых моделей
Разработка и сбор собственных моделей.
Демонстрация моделей
7. Тематическое планирование уроков в 1-4 классах

п/п Наименование разделов, тем Тип урока Кол-во часов Дата Планируемые результаты (УУД)
План Факт Раздел 1. Введение 2 часа Личностные результаты:
-наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-понимание роли информационных процессов в современном мире;
-владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения
Метапредметные результаты:
-владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
Предметные результаты:
-формирование информационной и алгоритмической культуры;
-формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
-знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
1-2 Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами. Знакомство с конструктором Lego. Урок открытия нового знания 2
Раздел 2. Информационное моделирование – 20 часов
3-4 Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.
Практическая работа №11 «Создаем табличныемодели»
Урок - конкурс 2
Личностные результаты:
-наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-понимание роли информационных процессов в современном мире;
-владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения
Метапредметные результаты:
-владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
Предметные результаты:
-формирование информационной и алгоритмической культуры;
-формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
-знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
5-6 Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» Урок отработки умений и рефлексий
2 7-8 Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.
Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) Урок отработки умений и рефлексий
2 9-10 Создание информационных моделей – диаграмм.
Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг
нас» Урок - игра 2 11-12 Многообразие схем и сферы их применения.
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья»
(задания 1, 2, 3) Урок отработки умений и рефлексий
2 13-14 Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья»
(задания 4 и 6) Урок - конкурс 2 15-16
Что такое алгоритм.
Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» Урок открытия нового знания 2
17-18 Исполнители вокруг нас.
Работа в среде исполнителя Кузнечик Урок открытия нового знания
2 19-20 Формы записи алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Водолей Урок открытия нового знания
2 21-22 Что такое алгоритм.
Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» Урок открытия нового знания 2 Раздел 3. Конструирование 12 часов
23-24 Знакомство с моделями набора «Экоград» Урок открытия нового знания 2 Личностные результаты:
-наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-понимание роли информационных процессов в современном мире;
-владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения
Метапредметные результаты:
-владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Предметные результаты:
-формирование информационной и алгоритмической культуры;
-формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
-развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
-развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
-формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
-знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
-формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
25-26 Конструирование моделей «Ветровая турбина»
Конструирование моделей «Дом, солнечная панель и цветочница» Урок открытия нового знания 2 27-28 Основные детали конструктора Lego. Урок открытия нового знания 2 29-30 Сбор непрограммируемых моделей Урок открытия нового знания 2 31 Разработка и сбор собственных моделей. Урок творчества 1 32 Демонстрация моделей Урок отработки умений и рефлексий 1 33 Конструирование модели «Дамба» Урок отработки умений и рефлексий 1 34 Установка моделей «Экоград». Принцип работы города. Урок отработки умений и рефлексий 1 8. Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка контрольных работ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две – три несущественные ошибки.
Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка умений решать задачи
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении ошибок нет, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Оценка практических умений
Отметка «5»:работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные выводы, практическая работа осуществлена по плану с учетом ТБ, проявлены организационно – трудовые умения.
Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные выводы, но при этом практическая работа проведена не полностью или допущены несущественные ошибки в практической работе.
Отметка «3»: работа выполнена правильно, сделана практическая работа не менее чем на половину, но допущена существенная ошибка в ходе работы, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.
Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки в ходе практической работы, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература (основная и дополнительная)
Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Наборы образовательных Лего-конструкторов:
Индустрия развлечений. ПервоРобот. В наборе: 216 ЛЕГО-элементов, включая RCX-блок и ИК передатчик, датчик освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.
Автоматизированные устройства. ПервоРобот. В наборе: 828 ЛЕГО-элементов, включая Лего-компьютер RCX, инфракрасный передатчик, 2 датчика освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.