Конспект урока по русскому языку на тему Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик, -щик (6 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК, –ЩИК»
Цели:
познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик, (-щик);
научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов –чик (-щик);
обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса –чик – уменьшительное значение;
обогащать словарный запас учащихся.
Тип урока: комбинированный
Категория обучающихся: 6 класс
Оборудование и программное обеспечение:
мультимедийный проектор
экран
компьютер
№ п/пЭтапы учебного занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Технологическое сопровождение (слайды презентации)
1 Организационный Доброе утро! Начинаем наш урок. Надеюсь, сегодня вы пополните свой багаж знаний, освоив новое правило и научившись его применять. 2 Подготовительный
(Мотивация учащихся на учебную деятельность) Ребята, вы ,наверное, слышали строчки из стихотворения В.Маяковского:
У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
- Задумывались ли вы над вопросом: кем вам быть?
- А какие профессии вы знаете?
Ребята отвечают на вопрос
Называют известные им профессии 3 Актуализация субъективного опыта учащихся
(Введение в тему) Молодцы, вы знаете много профессий.
Сегодня, я думаю, вы расширите свои знания о профессиях и пополните свой лексикон новыми словами.
Мы с вами поиграем в игру «Отгадай словечко». Я даю вам толкование слова, а вы мне называете само слово. Если вы правильно назовете его, оно появится на экране.
Ответы будем записывать в тетрадь.
Но сначала запишем число, а строчку для темы урока оставьте свободной, я надеюсь, вы сформулируете ее сами, но чуть позже.
Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.
Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.
Рабочий, специалист по типографскому набору – наборщик.
Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.
Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.
Внимательно посмотрите на эти слова. Распределите их на два столбика.
- Чем вы будете руководствоваться?
- На что обратите внимание?
- Какие суффиксы можно выделить в этих словах?
Действительно, это суффиксы –чик и -щик.
Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Правильно, тема нашего урока:
Правописание суффиксов существительных -чик и –щикЗапишем тему нашего урока в тетрадь.
-Над чем будем работать на уроке?
- Чему нужно будет научиться? Учащиеся записывают число и оставляют место для темы урока, после чего записывают слова.
Учащиеся высказывают свои предположения
Суффиксы –чик и –щикУчащиеся записывают тему
4
5 Усвоение новых знаний и способов действия
Первичное закрепление - Можно ли по произношению определить, какую букву ч или щ надо написать в суффиксе –чик, -щик?
- Может вы заметили какую-нибудь закономерность?
Проверим, правильно ли вы ответили.
Обратимся к учебнику, прочитаем правило на с.153 (параграф 52).
А сейчас расскажите правило друг другу.
А чтобы вы смогли лучше запомнить правило, я предложу вам «запоминалочку» и расскажу сказку.
В стране Грамматике, почти на окраине её обширных земель, жили-были два братца – суффиксы ЧИК и ЩИК.
Старший брат ЩИК был трудолюбивый6 рано вставал, одевался да за дело принимался. А млабший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.
В городе, где они жили, народ был работящий, деловаой, и ЩИК с удовольствием им всем помогал. Мастера своё дело знали, но никак не могли обойтись без ЩИКа. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него ЩИК появляется: обойЩИК, закройЩИК, фонарЩИК. Вскоре работы стало так много, что братец ЩИК перестал с ней справляться. Тогда мастера решили заставить работать и второго брата – ЧИКа, но это было непросто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы Д-Т, З-С, Ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, ЧИК принимается за работу. Сами смотрите: смазЧИК, грузЧИК, лётЧИК.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учащиеся работают с книгой
6 Применение изученного материала
Выполните упражнение 292 (Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы)
Учащиеся выполняют упражнения 292
Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова.
Одинаковое ли значение имеет суффикс –чик в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик).
– Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.
– И я расскажу вам еще одну небольшую сказку об этом суффиксе.
У суффикса ЧИК была еще одна особенность: Он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК, а большой ЛИМОН превращался в ЛИМОНЧИК. Сейчас суффикс ЧИК уже немолодой. Но он по-прежнему работает и помогает людям.
7 Контроль и самоконтроль
Выполните тест.
(Приложение 1) Учащиеся выполняют тест.
Осуществляют взаимопроверку.
После чего сдают учителю. 8 Коррекция
Анализ допущенных ошибок Задают вопросы. 9 Подведение итогов урока
Домашнее задание
10 Рефлексия.
Оцените наш урок и свою работу на нем.
Красная карточка – отлично.
Зеленая карточка – хорошо.
Желтая – удовлетворительно.