Классный час С детства дружбой дорожить


Тема:  «С детства дружбой дорожить учат в школе…»
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.
Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организация класса. Эмоциональный настрой
Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе»
Крепко – накрепко дружить,С детства дружбой дорожитьУчат в школе, учат в школе, учат в школе.
II. Сообщение темы и цели занятия
– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит  на вопрос: «А есть ли у меня друг?» – Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.
III.  Беседа о значении слова «дружба»
Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах героев.
– Что такое дружба?– спросила я у птицы.– Это когда коршун летает вместе с синицей.Спросила я у зверя: – Что такое дружба?– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?– Это что-то огромное, радостное, большое.Это когда ребята все сразу, все вместе играют.Это когда мальчишки девчонок не обижают.Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
– Произнесите слово «дружба». – Что вам вспоминается? – Какой я? Какой мой друг? – Каким бы я хотел быть? – Каким бы я не хотел быть? – Каким бы я не хотел видеть своего друга? – Какую черту характера вы больше цените в своём друге? А в себе?
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.
(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)
– В чем состоит значение, ценность дружбы в жизни?
 IV. Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили»
М. Садовский
Если б капли не дружили,Как тогда бы лужи жили?Как бы реки потекли?Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили,Как бы песню мы сложили?Как бы птицам распевать?Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,Как бы мы на свете жили?Ведь без дружбы с давних летНичего на свете нет!
– Задумаемся над тем, что дружба нужна  и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.
– Какого друга можно назвать настоящим? (Выполнение заданий на слайде)
V. Пословицы о дружбе
– А какие пословицы о дружбе знаете?
Игра «Закончи пословицу»
Физминутка (дети выполняют в парах)
Ты дрозд и я дрозд (показывают)У тебя нос и у меня нос.У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
VI. Продолжение беседы
– А с кем вы дружите? – Дружите ли вы со своими родителями?  – Должны ли родители быть друзьями детства? (Расспросите их дома об этом.) – Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства? – Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни? – Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
VII. Викторина «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
– Книг о дружбе  много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.
VIII. Показ книг с рекомендацией прочитать их
Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);
А. Гайдар «Тимур и его команда»;
В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;
Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».
IX. Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия
– С чего начинается дружба?
 Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).… С голубого ручейкаНачинается река,Ну а дружба начинается с улыбки.
X. Мимическая гимнастика
– Улыбнитесь друг другу.– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?
– Могут ли руки помочь подружиться?– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
XI. Повторение правил речевого этикета
– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться и т.п. –  Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?–  Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения) – Какая она на ощупь? – На вкус?– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»? – С какими животными можно связывать слово дружба? – Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?
XII. Подведение итогов занятия
– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
1. Один за всех и все за одного.2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.3. Радуйтесь вместе с друзьями.4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.
Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».
Там, где трудно одному,Справлюсь вместе с вами!Где чего-то не пойму,Разберусь с друзьями!Что мне снег, что мне зной,Что мне дождик проливной,Когда мои друзья со мной!
– Вот и подошёл к концу наш классный час. Давай те встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:– Ребята, давайте жить дружно!