Прием письменного вычитания в случаях вида 52-24
Урок математики во 2-м классе
Тема: "Прием письменного вычитания в случаях вида 52-24"
Вид урока: урок изучения нового материала
Тип урока: урок-путешествие
Целевые установки:
предметные:
второклассники познакомятся с приёмом вычитанием двузначного числа из двузначного в столбик с разбиением разряда десятков, где единиц в уменьшаемом, меньше, чем в вычитаемом.
закрепят знания состава чисел, устных и письменных приёмов вычисления примеров разного вида;
усовершенствуют умения решать задачи в одно и два действия;
повторят понятия уравнения, подбор корня уравнения;
усовершенствуют умения ориентироваться в геометрическом материале, в нахождении периметра.
метапредметные:
регулятивные - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
познавательные - ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию, оценивать правильность решения примеров, выбирать из предложенных вариантов более рациональное;
коммуникативные - продолжать развивать у учащихся умение вести диалог с учителем, формировать умение работать в паре, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
личностные: развивать положительное отношение учащихся к изучению математики, развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.
Время реализации занятия: 45 минут.
Оборудование:
Для учителя:
Учебник для второго класса. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Компьютер, экран, мультимедийный проектор
Указка, мел, доска.
Для учеников:
Тетрадь.
Учебник.
Ручка, карандаш, линейка
Ход урока:
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание слайд время
I этап.
Органи-
зацион-
ный момент Здравствуйте ребята!
«Встали ровненько, красиво!
Посмотрю - ка я на вас!
Ах, какой хороший класс!
Я желаю вам удачи!
За работу - в добрый час!»
Начнём урок с хорошего настроения, как у нашегосолнышка!!
И ещё убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними. Учащиеся настраиваются на работу. Слайд
№1
Слайд
№2 1 мин.
II этап.
Самоопределе-ние к деятель-ности. Создание мотива-ции.
Тема.
Цели урока.
III этап.
Оформле-ние тетрадей.
Минутка чистописания – Сегодня у нас необычный урок. Мы с Вами отправляемся в космическое путешествие. Но ведь любое путешествие преследует какую-то определённую цель!
А какова цель нашего полёта вы узнаете, если внимательно прочитаете девиз, под которым мы с вами сегодня будем работать!
Девиз: «В космос полетим отважно, чтоб открыть секреты важные»
-Кто догадался, какова же цель сегодняшнего полёта?
Перед тем, как отправиться в полёт, мы должны сделать записи в своих бортовых журналах. Ваши тетради – это и есть бортовые журналы!
Посмотрите на слайд и ответьте мне на несколько вопросов:
Какое сегодня число?
Дайте полную характеристику этого числа.
Что вы можете мне сказать о словах –февраль, работа?
Открыли бортовые журналы и выполнили грамотную и аккуратную запись.
А теперь проведём минутку чистописания. Для чего нам нужны минутки чистописания?
Задание №1
Алексей, Владислав, Таисия и Лена – записывают по порядку числа от 0 до10.
Задание №2
Ребята записывают числа от 0 до 20 через одно число!
-Проверяем.
-ПУСК
-Отправляемся в путешествие Подготовка к восприятию материала.
Дети определяют цели урока.
Хором читают девиз.
Дети отвечают.
(открытие важных секретов)
Дети отвечают на вопросы.
27 февраля.
27-двузначное (из 2 д.и 7 единиц). Соседи числа 26 и 28.
Словарные слова.
Далее самостоятельно выполняют запись в тетради.
Дети пишут и проверяют записи.
Самопроверка. Введение элемента занимательности развивает мотивацию к учению и обозначает сюжетную линию урока.
Проведение минутки чистописания мотивирует учащихся на аккуратное ведение записей в тетради, приучает к определённому поряд-ку и настраивает на работу, кроме того, можно по ходу повторить знания из натурального ряда чисел.
Здесь также прослеживается связь с другими предметами (русский язык) Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд№6
Слайд№7 1 мин.
5 мин.
IV этап.
Диагности-ка знаний и умений. Итак, ребята! Мы прибыли с вами на планету МАРС! ПланетаМарс-это четвёртая планета по удалённости от Солнца. Её ещё называют красной планетой из-за того, что планета имеет красноватый цвет. Названа планета так в честь древнегреческого бога войны – Марса.
Здесь нас встречают местные жители – марсиане, которые приготовили вам интересные задания. Они хотят узнать, насколько хорошо мы с вами изучили математику и сможем ли мы им помочь раскрыть один секрет!!! Дети узнают новое о планете. Путешествие началось.
Поддержание интереса к уроку и связь с предметом окружающий мир. Слайд №8 Устный счёт
Индивиду-альное задание Задание №1
Игра «Числа разговаривают»
9 8 2 7
- я больше тебя….
-я меньше тебя на…
-давай дружить…
-давай меняться местами…
-давай станем суммой…
-давай станем разностью…
Задание №2
Индивидуальные карточки-звёзды
(для слабо-решающих детей)
-числовая лесенка
-решение простых примеров на знание
состава чисел от 20 до100, для Таси – от 0 до 20.
Задание №3
Решение примеров разного вида.
Решение более сложных примеров по цепочке.
Задание №4
Решение задач
Задача №1
Сияющих звёзд – 10
Падающих звёзд - ? на 6 >
Задача №2
На космической станции работало 11 космонавтов, 5 космонавтов вышли в открытый космос. Сколько космонавтов осталось на станции?
Задача №3
К космическому полёту готовилась группа космонавтов, 6 космонавтов полетели в космос. Сколько остались на Земле?
Задача №4
Комет -15
Метеоритов-12
Задание №5
Найди уравнение и реши его.
а) 35- 15=20
б) 13 + 4<20
в) у - 6 =14
Задание №6
-Что это за фигура? Чем квадрат отличается от прямоугольника?
Найди периметр квадрата. (устно) Дети обыгрывают разговор чисел, придумывая, о чём могли бы разговаривать два числа между собой.
Слабоуспевающие решают самостоятельно.
После присоединяются к работе класса.
Решение детьми примеров от простого к сложному в быстром темпе.
Дети решают задачи разного вида.
Сами придумывают вопрос к задаче и решают её. Устный счёт направлен на закрепление вычислительных приёмов, которые являются основой для изучения новой темы урока и познавательной активности.
Индивидуальная работа благоприятно способствует вовлечению в учебную деятельность учащихся со слабым уровнем интеллектуального развития.
Подготовка к пониманию новой темы. При-гото-витькар-точки-звёз-доч-киПри-гото-витькар-точки-звёз-доч-киСлайд
№9
Слайд
№10
Слайд
№11
Слайд
№12
Слайд
№13
Слайд
№14 V этап.
Физминут-каПо порядку все планетыНазовёт любой из нас:Раз — Меркурий,Два — Венера,Три — Земля,Четыре — Марс.Пять — Юпитер,Шесть — Сатурн,Семь — Уран,За ним — Нептун.Он восьмым идёт по счёту.А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон.
«Поймай комету» -голова вверх
-голова вниз
-голова влево
-голова вправо
-руки вперёд
-руки вверх
-руки встороны-руки вниз
-приседания (4 раза)
-шагаем Слайд
№15 VI этап.
Изучение
темы урока.
Подготовка к восприятию нового материала
Постановка
проблемы.
Исследование проблемы и нахождение пути её преодоле-ния.
Решение проблемы детьми и обучение учителя. Решение примеров с объяснением.
34 +52 94-42
62+28 60-8
56+37 50-27
Ребята, обратите внимание на наших друзей –марсиан, посмотрите , как их много собралось и они явно чем-то обеспокоены! Догадались? А я догадалась, они не знают, как решать примеры такого вида92-36?
Что делать? Вы знаете как помочь марсианам и раскрыть для них этот секрет?
- Поднимите руки, кто знает как помочь марсианам?
-Поднимите руки, кто не знает как помочь марсианам?
Ребята, а я ведь тоже могу решать такие примеры, но только в строчку. Когда я была маленькая и училась в школе, меня научили решать такие примеры, но в строчку. Я сейчас вам покажу, как учили меня.
52-24= (52-20)-4=32-4=32-2-2=30-2=28
Вот так!
-Как вам такое решение примера? Нравится? Нет? Почему?
Учитель выносит пример на доску.
52-24=28 (с объяснением).
Учитель просит повторить, потом допускает 2 ошибки в примерах и на третий раз решает без ошибок!
(записи ведутся на доске)
Ошибки учителя (прописать) Дети решают примеры (с комментированием) и вспоминают алгоритм решения примеров данного вида.
-Очень сложно и нерационально.
-Мы можем короче и в столбик, и можем вас научить!
Дети решают столбиком. Подводящий диалог для определения проблемы.
Самостоятельное исследование проблемы воспитывает активную личность.
Учащиеся записывают выражения, решают, устно объясняя вычислительный приём. Слайд
№16
Слайд
№17
Слайд
№18
Слайд №19 Наше исследование прошло успешно. Выражение решили правильно. Проблему решили. Марсианам помогли. VII этап.
Первичное закрепле-ниеСамостояте-льная работа А теперь марсиане предлагают потренироваться в решении новых выражений. Давайте поработаем в парах. Вот карточки для работы в парах. Карточки эти с секретом, и тот кто правильно решит все примеры, увидит секрет!
86-37=49 65-16=49
78-29=49 97-48=49
-Какая пара первая догадалась, что же это за секрет такой придумали марсиане?
Работа по учебнику стр.29
Правильно ли мы решили секрет решения примеров данного вида? Посмотрите объяснения в учебнике.
Самостоятельная работа стр.29 №1 Дети решают примеры в парах и догадываются, что все примеры с одним и тем же ответом - 49 Учащиеся применяют полученные ими ранее знания на практике.
Учащиеся сравнивают объяснение вычислительного приёма по учебнику со своими открытиями. Слайд №20 VIII этап.
Итог урока. Ребята, я думаю, проблему эту мы с вами решили, открыли марсианам секрет решения примеров нового вида и нам пора возвращаться домой, на Землю! Разрешение учащимися проблемы на основе самостоятельно открытых знаний доказывает достижение цели урока. Слайд №21
Слайд №22 IX этап.
Рефлексия. Поднимите кружки
Зелёный – если…
Жёлтый- если…
Красный- если…. Дети дают самооценку своей работе. Приложения.