Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение знаний о безударных гласных, проверяемых ударением (2 класс).
МОУ НОВОХАРЬКОВСКАЯ СОШ
Урок русского языка
во 2 классе
на тему:
«Обобщение знаний о безударных гласных, проверяемых ударением».
(урок – сказка)
( Игровые технологии)
Учитель: Андрусенко Т. А.
2013 г.
Цель урока:
- обобщить материал по теме,
- закрепить знание детьми алгоритма проверки безударных гласных,
- совершенствовать умения подбирать проверочные слова,
- развивать мышление, речь, орфографическую зоркость.
Оборудование:
- проектор, компьютер, карточки с заданиями, толковый словарь.
Ход урока:
Оргмомент. Учитель начинает урок словами:
Сказки мудростью богаты.
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка, ребята.
Сказка будет впереди!
- Сегодня у нас урок - сказка.
Посмотрите на доску.
На доске слова
С . лдат, т . пор, прин . сла, похв . лила, с . поги, отв . чает.
- Прочитайте слова и разделите на две группы.
- Какие? ( имена существительные и глаголы - грамматический признак, по орфограммам: безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением).
Учитель предлагает выполнить задание, вставить пропущенные буквы, после чего следует проверка при помощи карточек.
(Слайд1):
Топор нёс – принесла
Солдат хвалит – похвалила
Сапоги ответ – отвечает
- Из какой сказки эти слова? Кто главный герой? («Каша из топора» - солдат.) (Слайд 2)
- Сегодня солдат пришёл к нам на урок: «Очень долго я к вам шёл, - говорит солдат.- Длинная была дорога. Принёс я вам много заданий по русскому языку. С одним вы уже справились. Можно развязать один узелок на моём платке. Узелки я завязал на память, но всё равно забыл, как выполняются эти задания. Вы мне поможете?»
Работа в группах. Дети получают карточки с текстом (работа в группах).
1 карточка
Попр . сился служивый на н . члег. У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась
нак . рмить, прикинулась сир . той.
2 карточка
Солдат пос . лил воду. Ст . руха прин . сла крупы. Добрую кашу можно св . рить.
3 карточка
Коли нет ничего, можно и из топора кашу св . рить. Солдат налил в . ды в котёл и поставил на . гонь.
В каждой карточке дано задание:
1. Выписать из текста слова с безударной гласной в корне.
2. Подобрать проверочное слово, обосновать написание.
Слова- антонимы.
Солдат продолжает: «Молодцы, ребята! Ещё один узелок развязался. Теперь я хочу поиграть с вами. Я буду называть слова, а вы подберёте антонимы- слова с безударной гласной. Что такое антонимы?» (Слова, противоположные по смыслу.)
Дети получают карточки.
1. Близко- 2.Утро- 3. Тёплый-
Хороший- Пресный- Темно -
Дети записывают антонимы с безударной гласной, проверяемой ударением.
Далеко, плохой, вечер, солёный, холодный, светло.
После проверки солдат развязывает ещё один узелок.
Физкультминутка.
Познавательный момент.
Солдат принёс с собой свиток. (Слайд 3).
- А что это такое? Почему он так называется?
Дети ищут значение этого слова в словаре:
«Свиток - узкая полоска папируса, пергамента или другого писчего материала, свёрнутая в трубочку. Одна из древнейших форм рукописной книги».
А папирус что такое? В Египте на берегах Нила зеленели заросли высокого растения, похожего на осоку. Это папирус. Его стебли разрезали вдоль, укладывали рядами. Ряды склеивались с помощью сока, выделяемого растением. Папирус – первая бумага.
Пергамент – обработанная коровья или телячья кожа, использовалась в древности для письма. На пергаменте писали на обеих сторонах листа.
- Кто передал свиток солдату?
(Звучит грамзапись сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
На доске прикрепляется свиток. На нём текст:
Залилась Алёнушка слезами, села на стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет.
Задание: списать, найти слова с безударной гласной в корне, объяснить написание.
Проверка выполненной работы.
Разобрать по составу слово стожок. Выясняется значение суффикса. Учитель предлагает подобрать аналогичные слова с суффиксом-ок-.
Дети подбирают много слов:
Сынок, утюжок, пирожок, сапожок, цветок, уголок, снежок.
Морфемный разбор слова - Алёнушка (значение суффикса –ушк-):
Бурёнушка, коровушка, матушка ,соловушка, зимушка, лапушка.
Развязали ещё один узелок.
Соревнование «Лесенка». (Слайд 4)
Пов . р
Уг . л
Зм . я
Стр . ла
Пл . чо
Пл . та
Кол . ски
Зв . нок
Зв . зда
Нар . жать
Гр . чата
Св . сток
Зам . рзать
Тр . пинка
Хл . пушка
СКВ . речник
Пр . вдивый
Св . тлячок
В . рхушка
Л . нейка
П . чтальон
Проверка. Итог. Развязывается последний узелок.
- Что же в платке? Пословица (Слайд 5)
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Дети объясняют смысл пословицы.
- В русских народных сказках побеждает добро, справедливость, терпение и труд.
Творческое задание.
Запишите об этом 3-4 предложения, вспомнив какую-либо народную сказку, (Слабым учащимся предлагается на карточках текст, в который они должны вставить пропущенные слова).
Сказка – это выдуманная история, в которой есть ...
В сказках всегда побеждают . Наказываются .
Слова для справок: злые, жадные, жестокие, честные, добрые, хорошие.
Проверка выполненной работы.
Дети называют безударные гласные, которые встретились в сочинениях.
VIII. Итог урока. Оценки.
15