Рабочая программа по Информатике СПО по специальности 20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
2015г
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии в федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики по нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России ФГАУ «ФИРО» 25 февраля 2015г.) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях»
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Моздокский механико – технологический техникум»
Разработчик (и):
Писковатская О.А. - преподаватель
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин
Председатель цикловой комиссии ___________ Бугаева Н.А.
Утверждена «31» августа 2015 г., протокол № 1
Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
_____________ Кулаева З.Т.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС:
по специальности 20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях» (базовая подготовка) укрупненной группы 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 150часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 150
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 100
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия 60
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 50
в том числе: подготовка конспекта 42
подготовка реферата 2
подготовка доклада 2
оформление презентации 4
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Тема 1.
Информационная деятельность человека.
Содержание учебного материала 2 1
1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. 2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. 2 2
Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия 4 3
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с направлением профессиональной деятельности). Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление. 2 Информационные ресурсы общества. 2 Образовательные информационные ресурсы. 2 Работа с программным обеспечением. 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихсяКонспект по теме: Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
Конспект по теме: Стоимостные характеристики информационной деятельности. 2
2 3
Тема 2.
Информация и информационные процессы
Содержание учебного материала 2 2
1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. 2. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. 2 3. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Принципы обработки информации компьютером. 2 4. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. 2 5. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. 2 6. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. 2 7. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. 2 Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия 2 3
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления. 2 Среда программирования. Тестирование готовой программы. 2 Программная реализация несложного алгоритма. 2 Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. 2 Создание архива данных. 2 Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов. 2 Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. 2 Поисковые системы. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. 2 Формирование адресной книги. 2 АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. 2 Демонстрация использования различных видов АСУ на практике. 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка реферата: Периферийные устройства ПК.
Подготовить доклад: Об автоматических и автоматизированных системах управления.
Конспект по теме: Примеры компьютерных моделей различных процессов.
Конспект по теме: Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
Конспект по теме: Компьютер как исполнитель команд.
Конспект по теме: Программный принцип работы компьютера.
Конспект по теме: Среда программирования.
Конспект по теме: Тестирование готовой программы.
Конспект по теме: Определение объемов различных носителей информации.
Конспект по теме: Архив информации.
Конспект по теме: Передача информации между компьютерами.
Конспект по теме: Проводная и беспроводная связь. 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 3
Тема 3.
Средства информационных и коммуникационных технологий
Содержание учебного материала 2 2
1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров 2. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. 2 3. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. 2 4. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита. 2 Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия 2 3
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. 2 Понятие о системном администрировании. 2 Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. 2 Администрирование локальной компьютерной сети. 2 Защита информации, антивирусная защита. 2 Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. 2 Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихсяКонспект по теме: Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).
Конспект по теме: Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях.
Конспект по теме: Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
Конспект по теме: Программное обеспечение внешних устройств. 4
2
2
2 3
Тема 4.
Технологии создания и преобразования информационных объектов
Содержание учебного материала
2 2
1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. 2. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. Возможности динамических (электронных) таблиц. 2 3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Математическая обработка числовых данных. 2 4. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др.2 5. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. 2 6. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. 2 Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия 2 3
Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). 2 Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. 2 Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. 2 Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. 2 Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения. 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихсяКонспект по теме: Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.
Конспект по теме: Системы автоматизированного проектирования.
Оформление презентации: Информационные технологии 2
2
4 3
Тема 5. Телекоммуникационные технологии
Содержание учебного материала
2 2
1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Методы создания и сопровождения сайта. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия
4 3
Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр. Средства создания и сопровождения сайта. 2 Настройка видео веб-сессий. 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихсяКонспект по теме: Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
4
3
Всего:
150
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории информатики.
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству обучающихся;
2. рабочее место преподавателя;
3. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
4. аудиторная доска для письма;
5. компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
Технические средства обучения:
1. мультимедиа проектор;
2. персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
3. лазерный принтер;
6. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2012.
2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2011.
3. Колмыкова Е.А., Кумскова. Информатика, СПО. – М., 2005.
4. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2012.
5. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2012.
6. Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2011.
7. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2013.
8. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2012.
9. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2013.
10. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2010.
11. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2012.
12. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2012.
13. Хлебников А.А. Информатика. Изд. 2-е., Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Дополнительные источники:
1. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2012.
2. Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2012.
3. Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2013.
4. Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. – М., 2011.
5. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2011.
6. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., 2013.
7. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2012.
8. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.– М., 2010.
9. Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. – М., 2012.
10. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2012.
Интернет ресурсы:
1. Научно-методический журнал «Информатика и образование» - http://www.infojournal.ru/index.htm2. Образовательные ресурсы – информатика - http://www.alleng.ru/edu/comp.htm
3. Секреты работы в Microsoft Excel - http://www.excel-study.comКонтроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; Оценка выполнения практических работ,
Оценка устного ответа
распознавать информационные процессы в различных системах; Оценка выполнения практических работ,
Оценка устного ответа
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; Оценка выполнения практических работ
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; Оценка выполнения практических работ
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; Оценка выполнения практических работ
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; Оценка выполнения практических работ
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; Оценка выполнения практических работ
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; Оценка выполнения практических работ
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); Оценка выполнения практических работ
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; Оценка выполнения практических работ,
Оценка устного ответа
знать:
различные подходы к определению понятия «информация»; Оценка выполнения самостоятельной работы
Оценка устного ответа
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; Оценка устного ответа
Оценка выполнения практических работ
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); Оценка устного ответа
Оценка выполнения самостоятельной работы
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; Оценка устного ответа
Оценка выполнения самостоятельной работы
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; Оценка устного ответа
Оценка выполнения практических работ,
Оценка выполнения самостоятельной работы
назначение и функции операционных систем. Оценка устного ответа
Оценка выполнения самостоятельной работы
Разработчик:
ГБОУ СПО ММТТпреподаватель Писковатская О.А.
(место работы)(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
__________________________
Эксперт:
ГБОУ СПО ММТТзам.дир по УВРКулаева З.Т.
(место работы)(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
__________________________