Практическая работа «Оценка природно-ресурсного потенциала России» К уроку «Проблемы ресурсной основы экономики России»9 класс


Практическая работа «Оценка природно-ресурсного потенциала России»
К уроку «Проблемы ресурсной основы экономики России»
Пояснительная записка
Практическая работа разработана на основе
Программа для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009 г.
для курса географии 9 класса к учебнику «В.П. Дронов, В.Я.Ром 9 класс. География России. Население и хозяйство. М.: Дрофа, 2011.
Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения на начальном этапе материала по теме «Экономика Российской Федерации ».
Цель
: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.
Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.
Задачи, решаемые в ходе проведения практической работы:
обучающая– закрепление систематизация знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;
развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.
воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.
В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности России ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.
На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.
В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.
Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:
В.П. Дронов, В.Я.Ром 9 класс. География России. Население и хозяйство. М.: Дрофа, 2011.
О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007
Интернет-ресурсы: www.priroda.su, www.rgo.ru
Время выполнения работы – 40 мин.
Практическая работа «Оценка природно-ресурсного потенциала России»
1. Рассчитать обеспеченность России следующими ресурсами:
Россия Разведанные запасы,
млрд т Добыча
Млн. т в год Обеспеченность,
лет
нефть 14 505 уголь 193из них 87 каменный уголь 358 Газ
Железная руда 48,7 трлн. Куб. м.
71 130
107 Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?
2. Рассчитать обеспеченность природными ресурсами населения России:
Россия Численность населения, млн. человек Обеспеченность на душу населения
Общая площадь леса
Земельный фонд
с/х. угодья 774 млн. га Водные ресурсы 4270 куб. км Гидроэнергетические
ресурсы 340 млн.кв./час Сопоставить данные таблицы.
3.Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.
Регион Коммунальные нужды, % Промышленность, % Сельское хозяйство, %
Европа 15,2 52, 4 32, 4
Россия 17,0 54,0 22,0
Северная Америка 13,3 48,0 38.7
Учащиеся должны проанализировать и сделать вывод - ресурсообеспеченность России зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления.
2. . Для того чтобы выполнить задание, учащиеся должны вспомнить величину численности населения России и вычислить обеспеченность природными ресурсами по формуле Р. = запасычисленность населения;
Сопоставив полученные результаты, учащиеся, воочию видят, как обеспечена природными ресурсами Россия на душу населения. И учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.
3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий. В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).
б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним — и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.
Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах Росии, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности, прежде всего, влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.