Первый раз в пятый класс!
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
В адаптационной период дети могут
стать более тревожными, робкими или,
напротив,
развязными
,
чрезмерно шум-
ными, суетливыми. У них может снизиться
работоспособность, они могут стать забыв-
чивыми, неорганизованными. иногда нару-
шается сон, аппетит... Подобные функцио-
нальные отклонения в той или иной форме
характерны примерно для
70
–
80%
школь-
ников.
У большинства детей подобные от-
клонения носят единичный характер и ис-
чезают, как правило, через
2
–
4
недели по-
сле начала учебы. Однако есть дети, у кото-
рых процесс адаптации затягивается на
2
–
3
месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто
связаны и заболевания детей. Подобные
заболевания носят психосоматический ха-
рактер.
В период адаптации важно обеспе-
чить ребенку спокойную, щадящую обста-
новку, четкий режим, то есть сделать так,
чтобы пятиклассник постоянно ощущал
поддержку и помощь со стороны родите-
лей.
При слишком длительном процессе
адаптации, а также при наличии множества
функциональных отклонений необходимо
обратиться к школьному психологу.
ПРОБЛЕМЫ
АДАПТАЦИИ
Переход ребенка в
пятый класс родителям
кажется далеко не столь
важным событием, как
самый первый урок в его
жизни. Однако проблем у
пятиклассников гораздо
больше, чем у малышей
-
первоклашек.
МБОУ "ЛИЦЕЙ № 3"
ПЕРВЫЙ РАЗ
В ПЯТЫЙ
КЛАСС
С ГОРДОСТЬЮ И
ТРЕВОГОЙ
В настоящее время переход из
начальной школы в среднюю совпадает с
концом детства
—
достаточно стабильным
периодом развития.
Как показывает практика, большин-
ство детей переживает это событие как
важный шаг в своей жизни. Они гордятся
тем, что
уже не маленькие
.
Появление
нескольких учителей с разными требовани-
ями, разными характерами, разным сти-
лем отношений является для них зримым
показателем их взросления. Они с удоволь-
ствием и с определенной гордостью рас-
сказывают родителям, младшим братьям,
друзьям о
доброй
математичке или
вредном
историке. Кроме того, опреде-
ленная часть детей осознает свое новое
положение как шанс заново начать школь-
ную жизнь, наладить не сложившиеся отно-
шения с педагогами.
Переход из начальной школы в
среднюю связан с возрастанием нагрузки
на психику ученика.
Психологические и психофизиологи-
ческие исследования свидетельствуют, что
в начале обучения в пятом классе школь-
ники переживают период адаптации к но-
вым условиям обучения, во многом сход-
ный с тем, который был характерен для
начала обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обуче-
ния, разнообразие и качественное услож-
нение требований, предъявляемых к
школьнику разными учителями, и даже
смена позиции
старшего
в начальной
школе на
самого маленького
в средней
—
все это является довольно серьезным ис-
пытанием для психики школьника.
Воодушевите ребенка на рассказ
о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обыч-
ным вопросом типа:
Как прошел твой день в
школе?
Каждую неделю выбирайте время, сво-
бодное от домашних дел, и внимательно беседуй-
те с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и дета-
ли, о которых ребенок сообщает вам, используй-
те их в дальнейшем для того, чтобы начинать
подобные беседы о школе. Кроме того, обяза-
тельно спрашивайте вашего ребенка о его одно-
классниках, делах в классе, школьных предме-
тах, педагогах.
Регулярно беседуйте с учителями
вашего ребенка о его успеваемости,
поведении и взаимоотношениях с други-
ми детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем,
если вы чувствуете, что не знаете о школьной
жизни вашего ребенка или о его проблемах, свя-
занных со школой, или о взаимосвязи его школь-
ных и домашних проблем. Даже если нет особен-
ных поводов для беспокойства, консультируйтесь
с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в
два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите
свое стремление сделать все возможное для то-
го, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка.
Если между вами и учителем возникают серьез-
ные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы
мирно разрешить их
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
Не связывайте оценки за успевае-
мость ребенка со своей системой наказа-
ний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою
хорошую успеваемость как награду, а неуспевае-
мость
—
как наказание. Если у ребенка учеба идет
хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно
даже устраивать небольшие праздники по этому
поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у
ребенка не все хорошо в школе, и, если необходи-
мо, настаивайте на более внимательном выполне-
нии им домашних и классных заданий. Постарай-
тесь, насколько возможно, не устанавливать нака-
заний и поощрений: например, ты на полчаса боль-
ше можешь посмотреть телевизор за хорошие от-
метки, а на полчаса меньше
—
за плохие. Такие
правила сами по себе могут привести к эмоцио-
нальным проблемам.
Знайте программу и особенности
школы, где учится ваш ребенок
.
Вам необходимо знать, какова школьная
жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он
получает хорошее образование в хороших услови-
ях. Посещайте все мероприятия и встречи, органи-
зуемые родительским комитетом и педагогическим
коллективом. Используйте любые возможности,
чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его
учат. Следует также иметь информацию о квалифи-
кации учителя, дисциплинарных правилах, установ-
ленных в школе и классе, различных возможностях
обучения, предоставляемых школой вашему ребен-
ку.
Помогайте ребенку выполнять домаш-
ние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специ-
альное время, когда нужно выполнять домаш-
ние задания, полученные в школе, и следите за
выполнением этих установок. Это поможет вам
сформировать хорошие привычки к обучению.
Продемонстрируйте свой интерес к этим зада-
ниям и убедитесь, что у ребенка есть все необ-
ходимое для их выполнения наилучшим обра-
зом. Однако если ребенок обращается к вам с
вопросами, связанными с домашними задани-
я
м
и
,
п
о
м
о
г
и
т
е
е
м
у
н
а
й
т
и
о
т
в
е
т
ы
с
а
м
о
с
т
о
я
т
е
л
ь-
но, а не подсказывайте их.
Особенные усилия прилагайте
для того, чтобы поддерживать спокой-
ную и стабильную атмосферу в доме,
когда в школьной жизни ребенка про-
исходят изменения.
Такие события, как первые несколько
месяцев в школе, начало и окончание каждого
учебного года, переход из начальной школы в
среднюю и старшую, могут привести к стрессу
ребенка школьного возраста. При любой воз-
можности пытайтесь избежать больших измене-
ний или нарушений в домашней атмосфере в
течение этих событий. Спокойствие домашней
жизни вашего ребенка поможет ему более эф-
фективно решать проблемы в школе.